В J’son & Partners Consulting представили основные результаты исследования «Российский рынок мобильного доступа в Интернет» по итогам 2015 года». В то время как доходы от традиционных услуг сотовой связи растут все медленнее, рост доходов от услуг передачи данных становится основным двигаетелем российского рынка мобильной связи.

По оценкам J’son & Partners, по состоянию на конец 2015 года в России насчитывалось 107 млн активных абонентов мобильной передачи данных. Абонентская база выросла на 9% по сравнению с результатами 2014 года. Основными факторами роста числа пользователей мобильной передачи данных являются растущее проникновение смартфонов и планшетных ПК, а также развитие рынка M2M.

Аналитики осоо выдели растущую популярность мобильных приложений и тяжелого мобильного контента: видео и ТВ. Мобильные мессенджеры уже стали одним из основных средств общения между людьми, без геолокационных сервисов не представляют свою дорогу многие автомобилисты, а некоторые мобильные приложения и вовсе не имеют популярных аналогов в «большом» Интернете. Смартфоны и планшетные ПК рассматриваются многими пользователями как основные устройства для просмотра видео, музыки и игр. Таким образом, увеличивается не только суммарная активная абонентская база мобильного Интернета, но и средний трафик на одно устройство.

Распространение технологий высокоскоростной передачи данных (HSPA+, LTE) дает возможность комфортно пользоваться услугами с «тяжелым» интернет-трафиком. Кроме того, устройства с поддержкой LTEстановятся более доступными, появилась возможность приобрести 4G-смартфоны и планшетные ПК с 4G менее чем за 5 тыс. руб., что особенно актуально в свете сложившейся непростой макроэкономической ситуации.

По оценкам J’son & Partners, в 2015 году суммарный российский трафик мобильной передачи данных достиг отметки в 2,5 экзабайта в год, по сравнению с результатами 2014 года показатель увеличился в полтора раза.

Одним из основных факторов роста трафика мобильной передачи данных оставется замещение обычных мобильных телефонов смартфонами, в среднем потребляющими в десятки раз больше трафика. С 2012 года активная абонентская база пользователей мобильного Интернета на смартфонах увеличилась в три раза, а трафик на одно устройство – в четыре раза.

Как показывают результаты 2015 года, российский рынок мобильного доступа в Интернет устойчив к макроэкономическим колебаниям.

Учитывая растущие темпы развития рынка M2M, а также увеличение числа пользователей умных мобильных устройств, в J’son & Partners прогнозируют дальнейший интенсивный рост числа абонентов мобильной передачи данных в России; также с развитием высокоскоростных сетей мобильного Интернета будет увеличиваться и средний трафик, потребляемый мобильными устройствами.

Активная абонентская база мобильной передачи данных в России (млн SIM-карт)

2012 2013 2014 2015
77 90 98 107

Источник:  J’son & Partners Consulting, 2016.

Суммарный трафик мобильной передачи данных в России (экзабайт)

2012 2013 2014 2015
0,5 0,9 1,6 2,5

Источник:  J’son & Partners Consulting, 2016.

Среднемесячный трафик на один смартфон (Гбайт/месяц)

2012 2013 2014 2015
0,4 0,6 1,1 1,4

Источник:  J’son & Partners Consulting, 2016.