Что такое современный корпоративный сайт? Ответ на этот вопрос меняется с течением времени. Раньше считалось, что для его построения достаточно разместить в Internet несколько статичных Web-страниц, но сейчас требования совсем иные.

Растущая конкуренция требует создания не просто информационных буклетов, а сетевых представительств с логичной структурой и специфическими именно для Internet-среды возможностями. «Джентльменский набор» включает в себя постоянно публикуемые расценки, прайс-листы, новости, страницы поддержки покупателей (документация, руководства пользователей, свободно загружаемые драйверы и т. д.), страницы вопросов и ответов, гостевые книги или форумы, где можно задать вопрос специалисту и оперативно получить ответ. Все это не изыски, а правила хорошего тона.

Сегодня никого не удивляет поддержка перечисленных сервисов на сайтах технологичных компаний, таких как Hewlett-Packard (www.hp.ru). Однако свои сайты постоянно расширяют даже те фирмы, деятельность которых не связана с Internet напрямую, например «Русский Алюминий» (www.rusal.ru), МТС (www.mts.ru), Reebok (www.reebok.ru). Скажем, на Web-узле Reebok можно найти не только каталоги моделей обуви, но и регулярно обновляемые новости, а также форум, где публикуются ответы представителя компании (reeman) на вопросы посетителей.

Далеко не все фирмы имеют штат сотрудников, занимающихся организацией и обслуживанием Internet-сайта. Действительно, для его полноценной работы необходимы программист, дизайнер, Web-мастер и редактор. Эти профессии редко совмещаются «в одном лице», а создание целого отдела обходится дорого и не всегда оправданно.

Что такое CMS?

В тех случаях, когда организация собственного отдела для поддержки корпоративного сайта по каким-то причинам невозможна, используются специальные программы — Content Management System (CMS), или контент-менеджеры. Это своего рода промежуточные звенья между сложной программной структурой сайтов и пользователями, не обладающими специальными знаниями в области строительства Web-порталов.

На начальном этапе дизайн-студия устанавливает на сервере систему контент-менеджмента, настраивает ее, интегрирует в нее элементы Web-дизайна, настраивает административную часть и т. д. После запуска сайта в коммерческую эксплуатацию технологические знания уже не требуются: его поддержка с помощью контент-менеджера доступна любому редактору или секретарю.

В случае применения CMS публикация новостей, обновление прайс-листов и линеек продуктов, ответы пользователям в форуме, рассылка анонсов подписчикам не требуют написания программного кода. Все необходимые действия сводятся к заполнению форм в Web-браузере. При наличии удобного и понятного интерфейса такие операции может выполнять даже неподготовленный пользователь.

Окно ввода новостей на сайте под управлением CMS SiteModule

Итак, контент-менеджер — это система с дружественным интерфейсом, которая интегрируется с Web-сервером и скрывает от его владельца все (или почти все) технические детали управления, обновления и администрирования сайта.

Структура контент-менеджера

Рассмотрим типовую структуру контент-менеджера. Обычно программный комплекс управления структурой и содержанием сайта состоит из нескольких разноуровневых частей. Вся система базируется на ядре, которое обеспечивает связь административных и пользовательских (поддерживающих вывод информации потребителю) компонентов, а также сервисных элементов (почтовые рассылки, поисковая система и т. д.) между собой и базой данных.

Будучи однажды разработанным, ядро, как правило, не претерпевает изменений при каждой установке комплекса. Кроме него в систему входит ряд модулей, подчас создаваемых сторонними разработчиками:

  • административный интерфейс — модули, которые обеспечивают управление системой, настройку других интерфейсов, важнейших параметров базы данных и др. Как правило, для такой настройки требуются технические знания, и ее проводят при установке комплекса специалисты компании-разработчика;
  • редакторский интерфейс позволяет не имеющему специальных знаний владельцу сайта (редактору) изменять содержимое и внешний вид сайта. Простым нажатием кнопки редактор может изменить рубрикацию, добавить новость, обновить статью, содержимое рекламных блоков и т. д. Конкретный набор определяется возможностями системы CMS;
  • функциональные модули отвечают за изменение функциональности системы по желанию пользователя. Например, редакторы сайтов могут добавлять или удалять новостные ленты, форумы, чаты, гостевые книги, галереи изображений. При добавлении в систему функционального модуля его настройки автоматически становятся доступными в административном интерфейсе, а возможности редактирования объектов — в редакторском. Скажем, если добавляется раздел «Прайс-лист», в редакторском интерфейсе появляется страница, позволяющая отредактировать прайс-лист вручную или загрузить его из Excel-файла;
  • модули, обеспечивающие предоставление информации посетителям сайта. Существуют различные способы реализации таких функций — с использованием кэширования или без оного, с генерацией статического html-кода или с динамической генерацией страниц «на лету». Качественные CMS предлагают несколько возможностей, подстраиваясь под нужды заказчика;
  • база данных и модули, отвечающие за хранение информации в БД. Обычно контент-системы используют SQL-базы данных. Это достаточно удобно, так как облегчает замену самой БД в случае необходимости. Методы хранения данных могут быть самыми разными;
  • сервисные модули отвечают за работу поисковой системы, индексацию сайта, техническое обслуживание базы данных или рассылку писем. Как правило, они недоступны простым редакторам, работают автоматически и настраиваются из административного интерфейса.

Достаточно распространенной политикой является поставка стандартного набора модулей при первичной покупке системы и приобретение новых модулей по мере необходимости. Обычно разработчики предлагают свои услуги по созданию индивидуальных узкоспециализированных модулей (например, предназначенных для обслуживания онлайновой биржи на отраслевом сайте).

Основные характеристики контент-менеджеров

Одной из главных характеристик контент-менеджера является его программная реализация, иными словами — то, на каком языке и с помощью каких технологий реализован программный комплекс. Обычно здесь применяются PHP, perl или ASP. При выборе системы полезно узнать, реализованы ли в ней управляющие интерфейсы, есть ли программа, позволяющая работать с сайтом в режиме офлайн, требуются ли для установки контент-менеджера дополнительные программы (серверы приложений) и, конечно же, какие операционные системы поддерживаются данным решением.

Еще одна важная характеристика — масштабируемость контент-менеджера. Зачастую при развитии сайта приходится подключать дополнительные модули. При этом немаловажно, кто может быть разработчиком таких модулей — только производитель системы или еще и сторонние разработчики, включая штатных программистов самого заказчика.

Далее, следует обратить внимание на дружественность интерфейса. Контент-менеджер — сложный программный продукт, поэтому нужно убедиться в том, что он окажется интуитивно простым и удобным для пользователя. Нелишне узнать у разработчика, существует ли документация для потребителей, взаимодействующих с системой на разных уровнях.

И естественно, один из основных параметров — стоимость базового комплекта и дополнительных модулей.

Рынок CMS в России

Теперь рассмотрим, какие CMS представлены на российском рынке. Стоимость таких систем колеблется от 300 до нескольких тысяч долларов, но сравнивать их по этому показателю «напрямую» непросто, поскольку используются разные схемы ценообразования. А вот отметить, что удастся купить за указанную цену (только ядро или полнофункциональную систему), вполне возможно.

На российском рынке представлено довольно много контент-менеджеров, но активно продаются лишь считанные единицы. Остальные лежат мертвым грузом на сайтах разработчиков. Дело в том, что при создании практически каждого сайта программисты создают свои «мини-CMS», а потом пытаются их продавать. Однако они забывают, что путь от работающей программы до коробочного продукта сложен и долог. Компаний же, серьезно занимающихся разработкой коробочных версий контент-менеджеров, очень немного.

CMS дизайн-студий

Каждая уважающая себя студия Web-дизайна рано или поздно создает свою систему контент-менеджмента — хотя бы потому, что так удобнее разрабатывать сайты для конечных заказчиков. И правда, в таких случаях достаточно установить готовую систему и произвести в ней соответствующие настройки. Так поступила, например, студия X-Project (www.xproject.ru) со своим продуктом Content-manager 2.0.

Другой пример «карманного» контент-менеджера — программное обеспечение Imprimatur студии Артемия Лебедева (www.artlebedev.ru). Это ПО устанавливается разработчиком на все сайты, которые требуют регулярного обновления. Если учесть, сколько работ выполнила студия, то можно расценить этот контент-менеджер как самый распространенный в России.

В тех случаях, когда система управления Web-содержимым поставляется заказчику дизайн-студией, ее цена входит в стоимость разработки проекта.

Верхний ценовой сегмент

Начнем с одного из самых заметных игроков на рынке CMS — компании Individ Company (www.individ.ruwww.individ.ru), создавшей программный продукт Saitistika (www.saitistika.ru). Эта система является одной из самых удобных и надежных, о чем свидетельствует и статистика ее использования — более 20 инсталляций.

В данном решении реализованы практически все основные требования к коробочным продуктам CMS. Имеется удобная система управления структурой, шаблонами, пользователями и т. п. Гибкая модульная структура продукта позволяет подключать модули новостей, визуального редактора, поиска, буклета. Кроме статичных модулей можно подключать и интерактивные, такие как голосования, форумы, гостевые книги, чаты, формы, списки рассылки и даже баннерные системы. Еще одна группа модулей — средства ведения бизнеса, в частности модуль Internet-магазина.

Этот контент-менеджер сам обрабатывает статистику посещений и ведет журналы доступа. Кроме того, Saitistika — одна из немногих систем, поддерживающих кластеризацию, то есть инсталляцию программы сразу на нескольких машинах.

При столь богатой функциональности оборотной стороной медали являются серьезные системные требования. Saitistika работает на базе операционной системы Windows 2000, Web-cервера Inernet Information Server 5.0 и БД Microsoft SQL Server. А в результате машина, оснащенная двумя процессорами с тактовой частотой 1ГГц и оперативной памятью в 1Гбайт, способна обработать не более 50 тыс. загружаемых страниц в день (данные с сайта системы).

Другой негативный момент — необходимость в обслуживании системы квалифицированным персоналом. Фактически, заказчику придется нанимать системного администратора для работы с базой данных и программиста для текущего обслуживания.

ПО Saitistika нельзя установить в рамках стандартных услуг хостинга (за исключением colocation — размещения оборудования клиента на мощностях провайдера), поскольку для его инсталляции необходима отдельная, достаточно мощная машина. Наконец, стоимость такой системы составляет (в зависимости от комплектации, количества лицензий и статуса заказчика) от тысячи до нескольких тысяч долларов.

Не менее любопытно ПО SiTex (www.andproject.ru/WAY/188365.html). Эта система управления контентом использует сервер приложений Cold Fusion. Она также состоит из функционального ядра и набора модулей — управления каталогами, анкетирования, почтовых рассылок, обработки статистики, создания электронных магазинов и аукционов. SiTex — достаточно удобная система с хорошо развитым и понятным интерфейсом.

Преимущество продукта — его легкая интегрируемость с бизнес-приложениями. Действительно, SiTex представляет собой не столько традиционный контент-менеджер, сколько платформу для разработки корпоративных систем управления информацией. Применение SiTex только в качестве контент-менеджера окажется неоправданно дорогим (стоимость полной версии составляет 7200 долл.).

Рассматривая верхний ценовой сегмент, нельзя не упомянуть о разработке DynaSite компании Рексофт (www.reksoft.ru/products/dynasite/). Фактически этот продукт тоже является надстройкой над сервером приложений Cold Fusion и требует больших системных ресурсов. На «движке» DynaSite работает один из самых крупных Internet-магазинов в Рунете — «Озон» (www.ozon.ru).

Архитектура DynaSite практически полностью соответствует стандартам CMS: это ядро плюс модули (бизнес-компоненты). Одно из новшеств системы состоит в том, что в ядро интегрированы сервисы персонализации, обеспечивающие предоставление пользователям именно той информации, в которой они нуждаются.

Система DynaSite — одна из самых старых и распространенных. На ее основе реализованы более 20 сайтов (в том числе компании «МегаФон», биржи РТС и др.), многие из которых хорошо известны. Стоимость системы составляет от полутора до нескольких тысяч долларов — в зависимости от комплектации.

Система Optimizer (www.optimizer.ru) компании «Гарант Парк Интернет» не столь сложна, как предыдущие, поэтому более доступна для установки на корпоративном сайте. С ее помощью можно редактировать сайт, его структуру и содержание. Имеются достаточно широкий набор стандартных модулей (анкета, опрос, форум, чат, фотогалерея, баннерная система, почтовые рассылки), возможность подключения собственных модулей, средства повышенной надежности.

Optimizer — один из самых «грамотных» (с точки зрения программной реализации) продуктов. Кроме того, он имеет очень удобный дизайн. Стоимость программного комплекса — от 800 до 1100 долл., в зависимости от комплектации. А хостинг-провайдер Parking.ru предлагает своим клиентам сдачу этого комплекса в аренду по цене 60—80 долл. в месяц.

Нижний ценовой сегмент

Такие системы, как правило, значительно дешевле и используют более простые серверы приложений (например, Zope) или вообще их не применяют. В них реализованы относительно несложные (зачастую открытые и публично доступные) технологии и языки программирования.

Несмотря на меньшую стоимость продуктов этой категории, они не пользуются особой популярностью, поскольку качество их документации и интерфейсов обычно невысокое, а количество подключаемых модулей — небольшое. Покупать подобные системы можно только в составе комплекта решений дизайн-студии или если в штате заказчика есть толковые разработчики, способные проанализировать функциональность продукта и соотнести ее с конкретными бизнес-требованиями.

К этому сегменту можно отнести следующие продукты:

  • Express-Web — система управления Web-сайтом (www.express-web.ru) с достаточно широкими возможностями;
  • Xanadu CMS (www.xanadu.ru/xanadu/?section=develop_cms_t) — система управления содержимым сайта, которую использует в своей работе дизайн-студия Xanadu;
  • SiteModule (www.sitemodule.ru) — система стоимостью 300 долл., которая имеет ограниченные возможности (фактически отсутствуют интерактивные модули) и написана на языке PHP с использованием базы данных MySQL.

В результате анализа нижнего сегмента рынка CSM (до 1 тыс. долл.) приходится констатировать, что в нем не представлены действительно качественные разработки. Покупая дешевый продукт, заказчик рискует остаться без технической поддержки, подробной документации и получить маломощную или плохо масштабируемую систему. Не нашлось также ни одной достойной системы управления содержанием сайта, работающей на базе ОС Unix (кроме Dynasite, которую можно запустить под Linux, если установить Web-сервер Apache c ColdFusion).

Выводы и тенденции

Итак, качественные полнофункциональные системы CMS остаются достаточно дорогими. Однако, вполне возможно, эти продукты окупятся за счет обеспечения ими меньшей стоимости поддержки сайта и большей легкости его актуализации.

Из основных направлений развития CMS выделим следующие. Наметилась тенденция их интеграции с другими подсистемами Web-сервера, скажем управления рекламой или персонализации. Кроме того, все наиболее мощные контент-менеджеры уже сейчас можно интегрировать с корпоративными порталами и системами документооборота. В ближайшее время следует ожидать усиления интеграции систем управления контентом с услугами провайдеров хостинга (как уже сделано на parking.ru).