пульсоксиметр
Источник фото: pulsoksimetr.ru

Уже совсем скоро может наступить время, когда врачи станут играть в здравоохранении «вторую скрипку», поскольку пациенты смогут диагностировать и даже иногда лечить себя сами — с помощью мобильных медицинских технологий. . «Ваш доктор уйдет в прошлое, — процитировал он недавний заголовок из The Atlantic. — До сих пор это было немыслимо, но теперь есть все необходимые элементы для цифровой революции». Это заявление было встречено бурными аплодисментами целиком заполненного конференц-зала. (Всего за неделю HIMSS 2013 посетили больше 32 тыс. человек).

Тополь призвал покончить с эрой «патерналистской» медицины, когда только у врачей есть доступ к информации о здоровье пациентов, и начать новую эпоху, когда последние являются полноправными владельцами сведений о самих себе. «Сегодня взаимоотношения врач - пациент асимметричны, — заявил он. — Доктор получает массу информации, а пациент — ничтожно мало. Но мы можем и должны избавиться от этого превосходства врачей над пациентами».

Тополь сравнил мобильные технологии с печатным станком Гутенберга и тем, как благодаря ему в мире произошла информационная революция. Он упомянул появившиеся в последнее время беспроводные мониторы, предоставляющие широкие возможности, от слежения за жизненными показателями до предвидения надвигающихся сердечных приступов за счет распознавания проблем с тканями сердца.

Ученый сам продемонстрировал несколько технологий, например надевающийся на палец пульсоксиметр, который можно подключить к iPhone, а также футляр для смартфона Apple, регистрирующий электрокардиограмму, когда размещенные на нем датчики касаются тела.

Тополь сообщил, что сама Apple предлагает глюкометры для iPhone, с помощью которых страдающие диабетом могут проверять уровень сахара в крови. «Кто бы мог подумать, что такое станет возможным», — отметил он.

Он также напомнил, что всего десять лет назад не было ни Skype, ни Facebook, ни YouTube, ни Twitter, ни iPhone: «Всему этому еще нет и десяти лет, а теперь эти технологии трансформируют цифровой мир. Медицину пока эти преобразования не затронули, но это обязательно произойдет. У нас есть проблема — мы пока что не слишком много знаем о пациентах. Медицина все еще недалеко ушла от XVIII века — врачи выписывают лекарства, о которых мало что знают, для пациентов, о которых им известно еще меньше».

Сложность, как объяснил Тополь, состоит в нехватке информации о пациентах как людях и как о членах сообществ. Между тем секвенирование генов, выполнение которого для одного человека когда-то стоило миллионы долларов, сегодня обходится всего в четыре тысячи, отметил он.

Благодаря использованию геномной информации персонализированная медицина вступит в эпоху зрелости, предоставив возможность получения «личных» лекарств для массы болезней, от рака до диабета, полагает Тополь. «У нас серьезная проблема: всех людей лечат одинаково, — продолжил он. — Всех стригут под одну гребенку. Между тем проведение маммографии всем женщинам старше сорока — это вред чистой воды для двухсот из каждой тысячи. То же касается массового скрининга на простатоспецифический антиген — вред для двухсот на каждую тысячу». Благодаря усовершенствованиям технологий беспроводного слежения болезни можно обнаруживать раньше и исключить потребность в ежегодных скринингах, — даже в простых медосмотрах, полагает Тополь.

Он указал на исследование, проводимое в Калифорнийском технологическом институте, где создали встраиваемые датчики размером «с половину песчинки», которые способны распознавать нерегулярность сердечного ритма. «Наши автомобили нашпигованы датчиками, так почему бы не оснастить ими и наш организм? — добавил он. — Большинство задач врача можно передать самим пациентам. Зачем нам доктора, когда есть современные технологии?»

Тополь привел ряд примеров, когда существующие лекарства не способны излечить значительную долю больных. В частности, по его сведениям, три основных средства от артрита, стандартно предписываемых в США, — гумира, инфликсимаб и этанерцепт — реально помогают только 30% больных.

«То есть 70% из 30 млрд долл., затраченных на разработку и производство этих лекарств, уходят на ветер», — заявил Тополь. По его убеждению, с переходом на персонализированную медицину, опирающуюся на геномную информацию, ситуация намного улучшится.

Тополь известен тем, что в 2005 году, в бытность главным кардиологом медицинского центра Cleveland Clinic, оспаривал безопасность анальгетика виокс и даже выступил в роли главного свидетеля на процессе против выпускавшей его компании Merck, которая обвинялась в сокрытии информации о побочных эффектах средства. В результате лекарство изъяли из продажи.

После Cleveland Clinic Тополь начал заниматься геномикой в Исследовательском институте Скриппс, где сейчас он работает в должности директора по науке. Кроме того, Тополь занимает пост заместителя председателя правления объединения West Wireless Health Institute.

«Не стоит запрещать доступ потребителей к геномной информации, — уверен он. — Это же ваша ДНК, вы имеете полное право с нею ознакомиться».

Прогнозы Тополя на будущее могут показаться спорными, но он не одинок в своем мнении. Выступивший перед ним член правления HIMSS Скотт Холбрук придерживается похожей позиции: «Если мы собираемся преобразовать медицинские информационные технологии, значит, нужно вовлечь в это все заинтересованные стороны, то есть не только ИТ-специалистов. Необходимо перейти от медицины, в которой господствуют поставщики услуг, к здравоохранению, центром которого являются граждане. В мир медицины необходимо ввести потребителей».