филлипинская медицина осваивает ИТОтрасль здравоохранения не похожа на мир коммерческих предприятий, которые внедряют ИТ-системы, чтобы повышать продуктивность и доходы. Для большинства организаций здравоохранения улучшение качества обслуживания и повышение удовлетворенности пациентов важнее роста прибылей.

.

«Повышение удовлетворенности пациентов сегодня — ключевая бизнес-задача для организаций здравоохранения, — полагает Саш Мухерджи, старший аналитик IDC Health Insights Asia/Pacific. — Пациенты становятся более осведомленными и требовательными, а значит, для медицинских учреждений важно быть чуткими и отзывчивыми при работе с ними как в больницах, так и вне их стен, особенно с учетом появления концепции ухода, ориентированного на пациента. Повышение качества обслуживания — основная стратегическая задача для ИТ-директоров медицинских учреждений на Филиппинах».

ИТ-директорам приходится изучать новые технологии — с одной стороны, как инструмент повышения качества обслуживания пациентов, а с другой — как возможное средство экономии расходов. Этого мнения придерживается Майкл Муин, ИТ-директор и по совместительству врач центра Medical City. Будучи медиком, он хорошо понимает, как такие инструменты могут помочь улучшить управление больницей и повысить эффективность ее работы. «ИТ изначально были только подспорьем в повседневной работе, но теперь они постепенно превращаются в инструмент получения стратегических преимуществ, — говорит он. — Результативность здравоохранения зависит от эффективного управления информацией».

Так же считает Аллен Бакаллан, ИТ-директор медицинского центра Cardinal Santos (CSMC), одного из самых передовых по уровню внедрения ИТ. По его убеждению, новые технологии в больницах прежде всего внедряются ради пациентов — чтобы улучшить результативность лечения и качество услуг.

Беспроводная медицина

В 2010 году CSMC стала одной из первых филиппинских больниц, в которой обеспечили стопроцентное покрытие Wi-Fi для пациентов, врачей и посетителей. Медсестры могут получать доступ к информации о пациентах как с настольных ПК, так и с мобильных устройств.

«ИТ помогают ускорить диагностику, лечение, тарификацию и другие процессы, в которых участвует пациент», — полагает Бакаллан.

Он рассказывает, что в медцентре также применяется программная система, помогающая врачам и фармацевтам выяснять взаимодействие лекарств и негативные побочные эффекты. На сайте CSMC амбулаторные пациенты могут получить результаты проводившейся диагностики.

«Для соблюдения конфиденциальности информации используется парольный доступ, — отмечает Бакаллан. — Результаты анализов при желании можно получать по электронной почте или факсу».

В Medical City тоже внедрили Wi-Fi, но не по всей больнице. По словам Муина, персонал, пациенты и посетители могут выходить в Интернет со своих личных мобильных устройств. Кроме того, используется система, позволяющая медсестрам с помощью карманных сканеров штрихкодов считывать сведения о пациентах и лекарствах. Устройства повышают продуктивность труда больничного персонала, упрощая занесение сведений в информационную систему.

Все для блага пациентов

Удовлетворенность пациентов качеством обслуживания оценивается не только в регистратуре и кабинетах врача, но и в специализированных отделениях больниц, в работе которых важную роль могут играть ИТ.

В Medical City компьютеризированы многие вспомогательные системы, в том числе в лаборатории и рентгенологическом отделении. Автоматизированы также тарификация, управление документами и бухгалтерский учет. Помимо этого, в больнице внедрили облачные приложения для управления проектами и онлайн-хранения файлов.

В CSMC же, по словам Бакаллана, автоматизированы операционные процессы, в частности табельный учет и работа кадрового отдела. В больнице применяют инструменты обратной связи, которыми могут пользоваться как пациенты, так и персонал. Это помогает менеджерам координировать работу отделений и улучшать качество обслуживания пациентов.

Болезнь системы здравоохранения

Внедрение новшеств в медицинских учреждениях неизбежно сопровождается трудностями, связанными с внедрением программного обеспечения и оборудования. Так как большинство больниц работают круглосуточно, для Муина одна из сложностей состоит в том, чтобы модернизировать ИТ-системы без прерывания обслуживания отделений. Например, при модернизации серверов данные приходится переносить со старых на новые системы. ИТ-департаменту также может понадобиться время на тестирование новых серверов.

Внедрение ИТ создает «занозы», но они минимальны, утверждает Муин. Более сложные проблемы по сравнению с техническими порождает человеческий фактор.

«Есть люди, которые не приемлют перемен, — отмечает Муин. — Сами технологии — это просто, нужны лишь деньги. А вот приобретение необходимых навыков и знаний — это гораздо труднее». По словам Муина, при внедрении любых новых технологий в больнице проводится соответствующее обучение.

В CSMC жалуются на ограничения, мешающие полноценной компьютеризации. «Как и во всех филиппинских больницах, мы не можем полностью избавиться от ручных процессов, — сообщает Бакаллан. — Все еще приходится хранить бумажные копии медицинских карт, так как филиппинские законы требуют представления оригиналов записей врачей и медсестер при рассмотрении судебных дел».

Это лишь немногие проблемы, имеющие место в больницах и клиниках по всей стране.

В IDC полагают, что в целом сейчас уровень внедрения ИТ в филиппинском секторе здравоохранения низок; в основном ИТ-инвестиции идут на медицинское оборудование.

В медицинских учреждениях — масса устаревших систем с еще не истекшим сроком службы», — указывает Мухерджи. Особенно в государственных больницах и небольших клиниках, у которых нет средств на крупные ИТ-проекты.

Автоматизируйте на здоровье

Внедрение ИТ в филиппинском здравоохранении стабильно растет. По сведениям аналитиков IDC, местные больницы внедряют системы для работы с документами и облачные сервисы, а также пользуются аутсорсингом ИТ.

В ближайшие несколько лет будут расти инвестиции в системы электронных медицинских карт, решения для управления аптеками и лабораторные информационные системы, особенно в государственном секторе, прогнозируют аналитики.

«Пристально изучаются облачные решения, в том числе приложения в виде сервиса», — заверяет Мухерджи.

Среди популярных облачных приложений в местном секторе здравоохранения — офисные программы, CRM-решения и приложения для совместной работы. «Законы требуют от медицинских учреждений длительно сохранять данные о пациентах, объемы архивов растут, поэтому больницы интересуются облачными решениями, предоставляющими услуги хранения», — добавляет аналитик.

Что касается аутсорсинга, то, согласно опросу IDC, в ближайшие годы в медицинских учреждениях собираются вкладывать средства прежде всего в администрирование приложений, сетей и ПК.

«Популярность Филиппин среди поставщиков услуг аутсорсинга бизнес-процессов растет, — отмечает Мухерджи. — Со временем даже малые медицинские учреждения начнут переводить свои бизнес-процессы на аутсорсинг».

В предстоящие месяцы Муин собирается провести виртуализацию двух десятков серверов Medical City, а также внедрить частное облако для хранения электронных медицинских карт.

Бакаллан, в свою очередь, рассчитывает оптимизировать предоставление услуг пациентам и использование рабочего времени больничного персонала. Эти задачи планируется решить с помощью системы определения местонахождения, действующей в реальном времени.

«Медицина все больше опирается на ИТ, — отмечает Бакаллан. — ИТ-департамент играет важную роль практически во всех аспектах работы больницы».

Союз медицины и ИТ, без сомнения, привел к зарождению новой эпохи, когда операционные автоматизируются, а врачи и медсестры вооружаются смартфонами и планшетами — устройствами, применение которых в медицине еще десять лет назад невозможно было даже представить. Сегодня же ИТ становятся жизненно необходимыми для улучшения процессов диагностики и лечения и соответственно повышения удовлетворенности пациентов.