Ольга Голодец

Ольга Голодец: «В здравоохранении нет даже четкой связи между затратами и эффективностью»

Источник фото: РАНХиГС

Оптимальной модели здравоохранения сегодня не существует — с этой точки отсчета стартовало обсуждение проблем развития отрасли на конференции «Эффективное здравоохранение: инновационный путь развития».

«Нет ни одной развитой страны, где общество было бы довольно своим здравоохранением», — указал Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы, открывая форум. По его мнению, невозможность позаимствовать чужой опыт делает задачу реформирования отрасли сложной и интересной.

Затраты на отечественное здравоохранение слишком низки — всего 3,6% ВВП, к 2020 году их планируется поднять до 5,5%. Для сравнения, в Германии они сегодня составляют более 9% ВВП. Но деньги — лишь одна из многочисленных проблем отрасли.

«Статистика неутешительна: в здравоохранении нет даже четкой связи между затратами и эффективностью», — отметила Ольга Голодец, заместитель председателя правительства РФ. Тем не менее власти пытаются выстроить систему здравоохранения сбалансированную по вложениям и отдаче.

«Главной задачей модернизации, которая завершается в этом году, были не ремонты и переоснащение, а балансировка в каждом регионе индивидуальной трехуровневой системы оказания медпомощи и 'заливка' ее информатизацией», — подчеркнула министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Но по капремонтам и оснащению медучреждений все намеченное сделать не успели, поэтому необходимо продлить программу модернизации на 2013 год и предусмотреть средства на дальнейшее поддержание инфраструктуры, считает министр.

По ее словам, информатизация здравоохранения завершится к концу 2013 года. К концу текущего года Минздрав рассчитывает полностью закончить два блока работ: внедрить электронную запись к врачу в амбулаторно-поликлиническом звене и организовать связь через спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС в 19,5 тыс. машин и более 300 станциях скорой помощи.

Кроме того, всем регионам уже доступны десять сервисов, которые позволят полностью перевести в электронный вид управление каждым лечебным учреждением, утверждает Скворцова. В будущем году планируется ввести в промышленную эксплуатацию электронную медкарту, с помощью которой каждый гражданин получит возможность в любой точке страны полностью воссоздать свою историю болезни и все медицинские показатели. «Только единая сеть позволит нам связать все уровни системы и обеспечить преемственность оказания медпомощи», — отметила Скворцова.

Технологии увеличивают доход

Участникам конференции также представили обзор международного опыта в области электронного здравоохранения, в том числе проекты eHealth в Великобритании, Германии, Корее и других странах. «Информационная технология будет очень ценной, если ее внедрение хорошо спланировано и реализовано», — уверен Рот Гаральд Георг, президент компании Vepro. По его мнению, учась на ошибках Европы, Россия может наверстать больше одного десятилетия и избежать результата в виде неоконченного строительства.

Опытом извлечения ценности из ИТ поделилась Елена Яшина, главный врач клинической больницы Управления делами президента РФ. Для управления медучреждением из госпитальной системы «Интерин PROMIS» извлекаются ключевые индикаторы, необходимые для постоянного мониторинга или для решения текущих задач. Основным показателем при оперативном анализе работы стационара служит загруженность коечного фонда. Поэтому на экране главврача каждые десять минут обновляются два коэффициента: занятость койки и превышение времени нахождения пациента в больнице над медико-экономическим стандартом. Контроль лишь этих двух показателей обеспечил клинике в 2008-2009 годах дополнительный приток 2 тыс. пациентов, рост числа проводимых операций на 1 тыс. и прирост годового дохода на 39% (почти на 100 млн руб.), сообщила Яшина.

По ее словам, в результате информатизации увеличился оборот койки, сократились простои и среднее время пребывания пациента в стационаре. Рост оборачиваемости койки и объемов предоставления медицинской помощи повлекли за собой увеличение расходов и образование кредиторской задолженности. Тогда на мониторы руководителя клиники вывели еще остатки по счетам и сумму задолженнности из системы «1С», были также визуализированы запасы в каждом отделении и их расходование. В итоге задолженность стала управляемой.

Симуляторы вместо пациентов

iStan
Робот iStan воспроизводит физиологические реакции дыхательной, сердечно-сосудистой и выделительной систем

Cамая большая проблема в здравоохранении — обновление и повышение квалификации медицинских кадров, полагает Скворцова. Для решения этой задачи, помимо прочего, предстоит изменить образовательные технологии в медицинских вузах, внедрив симуляционные тренинговые классы, различные варианты дистанционного обучения и электронные библиотеки.

Симуляционные технологии дают медикам возможность отрабатывать мануальные навыки и командные действия по плану, а не в зависимости от ситуации и, главное, абсолютно безопасно для пациентов. Новое поколение тренажеров, в чьей основе лежат компьютерные системы с обратной связью, позволяет врачам работать с реальным оборудованием на куклах, которые имитируют реакции пациента на медицинское вмешательство.

Система симуляционного обучения, тестирования и аттестации врачей как альтернатива обучению на пациентах еще только создается. Первый в России и самый крупный мультидисциплинарный симуляционный центр, оборудованный системами высшего класса реалистичности, открылся в 2011 году на базе учебно-научного медицинского центра Управления делами президента РФ. MedIT удалось познакомиться с этим образовательным учреждением, способным проводить постдипломную подготовку врачей по 23 специальностям. В нем есть виртуальные симуляторы для эндоскопии и ангиографии, детская и взрослая реанимация, операционная для хирургов и родильный зал для обучения акушеров-гинекологов. И множество роботов.

Аттестационно-симуляционная клиника оснащена не только компьютерными тренажерами для отработки мануальных навыков и реактивными электронными манекенами, но и компьютерными манекенами, в том числе подключенными к медицинской аппаратуре, интерактивными роботами-симуляторами пациентов и гибридной симуляционной системой, интегрированной с медоборудованием. В основном для обучения в центре используются аппараты компании METI (Medical Education Technologies Incorporated), приобретенной в прошлом году CAE Healthcare за 130 млн долл., и компании Simbionix.

В симуляторах «зашито» множество клинических сценариев, запускаемых с управляющего ноутбука через Bluetooth. При обучении хирургов преподаватель находится рядом с операционной, наблюдая за действиями учащихся через застекленную стену и на экране, отображающем операционное поле. Центр оборудован системой управления и видеокамерами с датчиками движения в каждом помещении. По окончании тренировочной операции врачи могут просмотреть видеозапись вместе с инструктором и разобрать ошибки.

При работе с простыми виртуальными симуляторами, используемыми на начальных этапах обучения, врач видит на экране все допущенные им просчеты. А самый сложный робот iStan, стоимостью около миллиона долларов, воспроизводит физиологические реакции дыхательной, сердечно-сосудистой и выделительной систем в ответ на врачебные манипуляции, в том числе и на введение лекарственных препаратов. Его кожа и внутренние органы по виду и на ощупь напоминают человеческие, он способен кашлять, плакать и ругаться на родном английском языке. В отличие от стационарного робота HPS (Human Patient Simulator), на котором анестезиологи отрабатывают введение в наркоз, iStan может до восьми часов проработать в автономном режиме, что позволяет тренироваться прямо в машине скорой помощи: мерить давление обычным аппаратом, прослушивать легкие, снимать ЭКГ или интубировать. При ошибочных действиях медиков робот сначала демонстрирует соответствующие симптомы, а затем может впасть в кому и «умереть».