Никто не делает карьеру в сфере ИТ только потому, что находит системное управление привлекательным. Эту мысль мне недавно высказал MVP-специалист из Microsoft Systems Management Server (SMS). Однако по результатам исследования Industry Trends, проведенного Windows IT Pro в 2006 г., основным видом деятельности ИТ-специалистов является «управление ИТ-инфраструктурой», а самая наболевшая проблема связана с «ограниченным бюджетом и расширением круга обязанностей». Системное управление поглощает огромное количество энергии и трудозатрат ИТ-специалистов, не говоря уже о 70% бюджета, выделяемого на информационные технологии.

В Microsoft также отмечают, что деятельность, направленная на поддержание инфраструктуры, не только мешает ИТ-специалистам внедрять новые технологии, но и дает конкурентам возможность «отваживать» ИТ-специалистов от Windows. Руководство компании четко осознает, что ее конкурентоспособность зависит от постоянного упрощения и унификации средств управления по всему Windows-пространству (т. е. операционных систем и приложений Microsoft, в частности, SQL Server, Exchange Server, IIS и Office). Инициатива Dynamic Systems Initiative (DSI) воплощает корпоративную стратегию Microsoft, направленную на решение проблемы сквозного управления — от разработки приложений до конечных пользователей. DSI призвана объединить ИТ и разработчиков корпоративных продуктов для создания Designed for Operations, приложений, воплощающих накопленные знания и включающих модели контроля состояния, которые облегчают обслуживание систем и устранение неполадок.

Год назад я беседовала с корпоративным вице-президентом Microsoft Кириллом Татариновым о DSI и продуктах System Center из Windows Enterprise Management Division (WEMD), разрабатываемых в рамках воплощения DSI в жизнь за счет реализации самоуправляемых динамических систем (см. статью «IT — это очень просто», Windows IT Pro/RE № 4 за 2006 г.). Недавно я вновь встретилась с Татариновым, а также с генеральным директором по продуктам System Center Лэрри Ореклином, чтобы побеседовать о выпускаемых на рынок новых версиях продуктов System Center.

Ход развития DSI

Какие разработки в рамках реализации DSI вы считаете самыми важными за прошлый год?

Татаринов: В тесном взаимодействии с отраслью мы исследовали данные обратной связи для более точной ориентации стратегии. Имеется два основных результата. Первый из них касается стандартов. В центре DSI находится концепция приложений Designed for Operations. У нас сложилась целая экосистема партнеров в части аппаратных средств, включая производителей сетевых технологий, запоминающих устройств и независимых поставщиков ISV. И пока у нас не будет стандарта описания систем на языке, понятном для всех партнеров, мечта Designed for Operations не может осуществиться. В отношении DSI мы четко осознаем, что язык для описания системных ограничений и составления метамоделей должен быть стандартным. Это побудило нас к превращению нашей внутренней модели описания систем (System Definition Model, SDM) в опубликованное описание языка моделирования служб (Service Modeling Language, SML).

Ореклин: SML определяет порядок описания служб, компонентов служб и взаимосвязи между ними. Клиентские среды становятся все более неоднородными. Сопоставляя нашу SDM-модель с другими инициативами в отрасли, мы при участии более 10 отраслевых лидеров сформировали рабочую группу SML Working Group на основе SDM. После первого официального объявления к группе собираются присоединиться и многие другие.

Татаринов: IBM, Cisco, EMC, HP и другие компании помогают поднять первоначальное описание на новый уровень, и можно надеяться, что через три или четыре месяца это станет отраслевым стандартом.

Ореклин: Существует также инициатива Configuration Management Database (CMDB) Federation Consortium. CMDB позволяет описать и каталогизировать все ИТ-ресурсы и компоненты и состояние этих ресурсов. Мы присоединились к этой группе и совместно работаем над принятием SML как основного языка и инфраструктуры моделирования.

На пути обеспечения инициативы Designed for Operations стандарты — основной технический шаг. Все наши продукты эффективно используют общую инфраструктуру моделей как средство описания знаний, накапливаемых всеми, от разработчиков до конечных пользователей. Это воплощено в Visual Studio (VS).

Вы упоминали два основных результата взаимодействия с отраслью. Первый — стандарты, которые только что обсуждались. Какой второй результат?

Татаринов: Второй — это точная настройка DSI за счет рассмотрения нового «действующего лица» — архитектора бизнеса. В основе этой концепции лежит информация, полученная от отраслевых аналитиков. Архитектор бизнеса занимается соединением бизнеса и ИТ. Таким образом, теперь DSI предполагает взаимодействие разработчиков, ИТ-специалистов и архитекторов бизнеса для предоставления CIO концепции руководства предприятием.

Как описать экосистему и набор интегрируемых инструментов, обеспечивающих полное управление, позволяющее CIO анализировать сводную информацию в виде конкретного набора отчетов, охватывающих менеджмент проекта, распределение ресурсов, руководство и соответствие нормативным требованиям, традиционное управление ИТ-инфраструктурой и аспекты разработки? В этом сценарии архитектор бизнеса воплощает мечту CIO.

Каково назначение архитектора бизнеса в рамках DSI?

Татаринов: DSI предполагает соединение нескольких продуктов, удовлетворяющих потребности отдельного лица. Брэнд VS — для разработчиков и архитекторов. System Center — для ИТ-менеджеров. Microsoft Project и Microsoft Office — для архитекторов бизнес-процессов. Соединение осуществляется через стандартные интерфейсы, стандартные схемы и модели и разрабатываемые сегодня средства прямого соединения.

Мы определяем четкие сценарии работы этих средств соединения. Простой сценарий: я — разработчик. Я создал систему; система автоматически инициализируется и начинает функционировать. Когда в производственной среде выдается тревожный сигнал, он автоматически отображается в среде разработчика этой системы и регистрируется дефект. Его можно исправить, и это исправление автоматически отразится в производственной среде.

Чем продукты System Center в рамках DSI отличаются от продуктов независимых поставщиков?

Татаринов: Всем продуктам System Center в рамках DSI свойственны общие черты. Во-первых, простота в использовании (и я помещаю простоту развертывания в эту же категорию). Технологии управления всегда были сложны в использовании и освоении, и, прежде чем приступить к развертыванию и масштабированию, требовалось обращаться за помощью к экспертам. Это неудобство мы постарались устранить.

Во-вторых, продукты System Center воплощают знания, собранные по всей отрасли в результате изучения потребностей клиентов. В частности, изучались потребности пользователей SQL Server, Exchange Server и SharePoint в части резервного копирования и восстановления. Также мы взаимодействовали с пользователями Exchange, чтобы узнать, что им необходимо для упреждающего исправления ошибок с минимальными непроизводительными потерями времени и минимальным числом операций, выполняемых вручную. Собранные знания нашли отражение в продуктах System Center и составляют неотъемлемую часть наших продуктов.

В-третьих, масштабируемость. Предусматривается увеличение масштаба до крупных предприятий и уменьшение до самых мелких организаций.

Operations Manager

System Center Operations Manager 2007 (Ops Manager), преемник Microsoft Operations Manager (MOM), — первый продукт, в названии которого использован новый брэнд. Как этот продукт способствует реализации DSI?

Татаринов: System Center Operations Manager, который вышел в апреле, позволит клиентам задействовать преимущества подхода, основанного на использовании моделей, и применять этот подход в управлении службами. Можно будет описывать модель службы и управлять этой службой с позиций конечного пользователя.

Ореклин: Так сложилось, что в отрасли преобладала ориентация на мониторинг работы сервера и приложений. Но важно от начала до конца отслеживать весь процесс развертывания, управления и контроля служб. Рассмотрим обмен сообщениями: предположим, что я отвечаю за сервер Exchange, сеть, устройство SAN и AD. Мне необходимо обеспечить не только управление каждым компонентом, но и получение сводной информации, дающей полное представление о работе службы обмена сообщениями. Для мониторинга уровня службы Ops Manager предусматривает новые представления, шаблоны и удобные утилиты вроде мастера для описания и создания готовых шаблонов. Включены пакеты управления для всех компонентов Microsoft, а также наших партнеров в части аппаратных средств, технологий сетевой организации, запоминающих устройств и т.д.

Кроме того, можно собирать знания о желаемом состоянии приложения и легко отслеживать его изменения с течением времени. Если что-то идет не так, поточные задания доступны непосредственно в пользовательском интерфейсе, а также доступна вся база знаний, ассоциированная с этим приложением. Концепция сбора знаний распространяется и на клиентские системы. При возникновении ошибок мы можем собирать знания о приложениях, операционных системах или аппаратных средствах с клиентов. Вы можете просматривать информацию о клиентских системах на уровне корпорации или на уровне групп и обращаться к базе знаний Microsoft Knowledge Base. Нет необходимости ждать обращения пользователя по поводу проблемы с компьютером.

Наименее навязчивый метод управления клиентскими системами обеспечивает функция Agentless Exception Monitoring. Приложения выдают информацию о происходящих событиях, и пользователь может отслеживать и анализировать тренды. Кроме того, у нас есть пакеты управления клиентами для Windows Vista и Office 2007, позволяющие активно контролировать важные для бизнеса клиентские системы.

Configuration Manager

Следующая редакция System Center Configuration Manager 2007 (SCCM), в данный момент находящаяся на стадии Private Beta, перешла на стадию Public Beta в начале второго квартала 2007 г. RTM-версия ожидается осенью 2007 г. Как DSI воплощается в SCCM?

Татаринов: Пользователи получают возможность применять SCCM как механизм описания желаемого состояния среды и поддержания этого состояния с применением подхода, основанного на использовании моделей.

Ореклин: Функция управления состоянием (Desired Configuration Management — DCM) вводит в действие концепцию знаний и моделей. С использованием моделирования можно описать желаемое состояние клиента и приложения и затем отслеживать отклонения от этого состояния. В интересах безопасности и соответствия нормативным требованиям необходимо управлять отклонением и либо автоматически вносить корректировки, либо принимать соответствующие меры.

Нынешний год богат событиями, учитывая выпуск Vista, Office и Longhorn Server, и компании нуждаются в помощи. Основное предназначение SCCM — кардинальное упрощение развертывания операционных систем. В прошлом это был сложный процесс с большим числом операций, выполняемых вручную. Теперь мы предлагаем единый встроенный инструмент для каждого «экземпляра» образа операционной системы. В частности, SCCM дает комплексное представление о состоянии настольных систем, ноутбуков и серверов. Мы выяснили, что многие пользователи содержат десятки или сотни образов операционных систем из-за меняющихся наборов драйверов устройств. В SCCM предусмотрена библиотека драйверов Driver Library, позволяющая ИТ-специалистам отделить драйверы от основного образа. Кроме того, процесс подготовки образа операционной системы к развертыванию состоит из множества отдельных заданий, например установки настроек безопасности, соединения доменов и т.д. Мы разработали новую функцию Task Sequencer с десятками заданий, позволяющую администратору путем «перетаскивания» формировать задания в правильной последовательности для каждой группы пользователей.

Наконец, наши клиенты просили упростить использование продукта. Скажем, развертывание исправлений на предприятии с использованием службы SMS может занимать до 18 экранов. SCCM сводит весь процесс к шести нажатиям клавиши мыши.

System Center Essentials

Сотрудники малых и средних предприятий с нетерпением ждали System Center Essentials (SCE) в первом квартале 2007 г. Чем это обусловлено?

Татаринов: SCE — решение для предприятий, использующих не более 500 компьютеров. Исторически сложилось так, что этот сегмент рынка обделен вниманием производителей. Мы говорили о различных действующих лицах. Данное действующее лицо вынуждено иметь дело со всеми аспектами ИТ, и мы хотим дать малым предприятиям возможность делать все, что нужно, посредством простого и удобного интерфейса. SCE позволяет легко настраивать конфигурацию устройств — будь то серверы или настольные системы — и распределять программное обеспечение на эти устройства. SCE также позволяет легко контролировать сеть, серверы и устройства.

Virtual Machine Manager

Виртуализация — самая актуальная технология в отрасли, и конкурентная борьба здесь идет полным ходом. System Center Virtual Machine Manager (VMM) находится на стадии бета-версии, которая выйдет в третьем квартале 2007 г. Каковы ваши конкурентные позиции в управлении виртуальной средой?

Татаринов: Мы считаем, что нельзя рассматривать виртуализацию изолированно. Наш подход к управлению виртуальными средами предполагает его включение в общий процесс управления инфраструктурой и предприятием. System Center Virtual Machine Manager — продукт, призванный распространить Operations Manager и Configuration Manager на домен виртуальных машин и тем самым обеспечить однородное управление физической и виртуальной средами. Это основное отличие Microsoft от других фигурантов в данном пространстве.

Какие существуют проблемы в управлении виртуальной средой?

Татаринов: Более высокая динамичность по сравнению с физическими машинами. Такие задачи, как оперативный поиск и предоставление необходимых ресурсов, становятся куда более важными, чем в физическом пространстве, и выполняются с более высокой частотой.

Чем VMM отличается от конкурентных предложений, например, VMware?

Татаринов: Мы комбинируем управление физической и виртуальной средами и даем пользователю возможность задействовать одни и те же интерфейсы для управления всеми приложениями и службами, независимо от того, реализованы они в физическом или виртуальном пространстве.

В Longhorn Server (ныне Windows Server 2008) с гипервизором Windows виртуализация рассматривается как компонент или функция Windows, а не как нечто самостоятельное. Существенное отличие, признаваемое всеми клиентами, состоит в том, что в Windows виртуализация реализована как функция.

Data Protection Manager

System Center Data Protection Manager (DPM) — успешная технология дискового резервного копирования для серверов файлов и печати. С момента выпуска DPM стала очевидна потребность в том, чтобы DPM также выполнял резервирование SQL Server и Exchange.

Татаринов: DPM V2 будет поддерживать SQL Server, Exchange и SharePoint. Кроме того, DPM V2 предусматривает возможности архивирования и работает непосредственно с накопителями на магнитных лентах. Мы совершенствуем пользовательский интерфейс, который уже сейчас значительно проще, чем другие предложения в отрасли.

Service Desk and VSTS

Новый продукт System Center под названием Service Desk в настоящее время находится на стадии Private Beta и перешел на стадию Public Beta в апреле 2007 г., а RTM-версия ожидается в следующем году. Что такое Service Desk?

Татаринов: Продукт представляет собой платформу сквозного управления ИТ и структуру для построения решений поверх этой платформы. Service Desk включает систему воспроизведения потока процессов (workflow engine), которая ляжет в основу автоматизации ИТ-процессов, и базу CMDB на основе SML, которая станет фундаментом управления ресурсами и управления изменениями. Следуя принципу DSI, предусматривающему сбор знаний и их воплощение в моделях, Service Desk включает шаблоны рабочих потоков для основных сценариев клиентов. Service Desk также обеспечивает беспрецедентную степень интеграции с Operations Manager и SCCM.

Очень важный аспект платформы Service Desk — портал самообслуживания. Мы стремились предоставить конечным пользователям возможность выполнять как можно больше действий. ИТ-специалисты определяют политику. Затем эта политика применяется в организации, и конечный пользователь получает возможность автоматически выполнять все, что дозволено в рамках политики.

В Service Desk «Designed for Operations» реализуется за счет обеспечения средств обратной связи, когда данные из производственной среды и от пользователей передаются разработчикам посредством VSTS (Visual Studio Team System). (Прим. ред.: пояснения, данные специалистом по планированию в группе VSTS Сэмом Гукенхаймером относительно роли VSTS в DSI, приведены в статье «System Center — Service Desk и VSTS: где встречаются ИТ и разработчики?»)

Татаринов: Designed for Operations — основная концепция DSI как связующего звена для всего жизненного цикла систем. В этом цикле прежде всего необходимо предусмотреть управляемость и соблюдение режимов работ, и каждый, кто строит систему, должен думать об управляемости. Модели конфигурации, заданий и контроля состояния необходимо создавать в самом начале этапа проектирования, тогда как традиционный подход предполагает, что сначала создается система, которая затем передается в производственную среду как «черный ящик». После этого кто-то, например производитель традиционных средств системного управления, пытается выяснить, что происходит в этом «черном ящике». Нельзя управлять неуправляемым. Если система создается как неуправляемый «черный ящик», она останется таковой, и вы лишь будете тратить все больше средств, пытаясь ею управлять. Designed for Operations означает отказ от «черных ящиков». Система создается таким образом, что легко вводится в работу и легко управляется.

Интеграция знаний — основной принцип DSI. Как в Service Desk воплощаются эти знания?

Татаринов: В Service Desk будут закодированы знания, собранные нами и выпущенные на рынок в виде Solution Accelerators. Кроме того, каждая серьезная ИТ-организация располагает документацией, в которой эти знания зафиксированы. Такие организации смогут закодировать эти знания и сделать их доступными для всех. В Service Desk можно описывать эффективные методы работ и стратегии применения изменений или управления ресурсами, и все это будет воплощено в продукте.

Перед System Center не стоит задача сделать системное управление привлекательным, однако концепция самоуправляющихся динамических систем поможет ИТ-специалистам решать самые важные проблемы. Стремясь максимально упростить ИТ, Microsoft защищает и оберегает самый ценный ресурс — своих клиентов.


Карен Форстер (karen@windowsitpro.com) — директор редакционной группы Windows IT Pro