Несмотря на повсеместное распространение Интернета, прокладка волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) остается не до конца решенной и оптимизированной задачей. Проложить оптический кабель вдоль линий электропередач воздушным путем можно довольно быстро, но такие кабели нередко повреждают охотники-любители — и случайно, и намеренно. Способ подземной прокладки вдоль железных дорог имеет свои недостатки, в том числе ограниченный доступ для ремонта и модернизации сети. В отдельных случаях затраты на эксплуатацию уже проложенной оптической линии могут достигать двух тысяч долларов в год за километр.

 

 

Вдоль дорог. Технология транспортной многоканальной коммуникации (ТМК) предполагает прокладку в зоне землеотвода автодорог кабельной канализации из 4–6 пластиковых труб, в которые затем задувается оптический кабель.

 

Технологиям подземной прокладки ВОЛС в зонах землеотводов газопроводов и автомобильных дорог были посвящены два доклада конференции Transport Networks Russia 2011. По информации Сергея Рыжикова, заместителя генерального директора «Газпром межрегионгаз», протяженность газораспределительной сети группы «Газпром» превышает 565 тыс. км (длина российских ВОЛС — менее 120 тыс. км). Прокладка ВОЛС вдоль газопроводов по существующим техническим коридорам позволяет предоставить доступ к каналам связи в малых городах и населенных пунктах, сократить время проектирования, объем согласований (в том числе с региональными властями) и капитальные затраты на строительство. Ширина землеотвода под газопроводы составляет 20 м, 18 из них доступны для прокладки оптического кабеля на глубине от 0,7 (в скальных грунтах) до 1,2 м.

В настоящее время согласована разрешительная документация, позволяющая прокладывать оптический кабель, реализованы первые проекты с АФК «Система» и «Сахалин-Энерджи», интерес к проекту проявляют операторы LTE. Сергей Рыжиков считает необходимым принятие федерального стандарта на прокладку оптического волокна вдоль линий газопроводов. Скорее всего, уже в июле совет директоров Газпрома обсудит вопросы прокладки оптики в действующих газовых трубопроводах, но даже если положительное решение будет принято, реализация этого проекта займет не менее двух лет.

Александр Цым, начальник лаборатории ЦНИИС, предлагает использовать для прокладки ВОЛС землеотводы автодорог. Такая практика широко применяется во всем мире, но в России пока не распространена. Он уверен, что наша страна вступает в интенсивную фазу пятого цикла Кондратьева, и ближайшие 25–30 лет ее спокойного развития будут отмечены опережающим ростом телекоммуникаций. Технология транспортной многоканальной коммуникации (ТМК) предполагает прокладку в зоне землеотвода автодорог кабельной канализации из 4–6 пластиковых труб, в которые затем задувается оптический кабель. ТМК позволит в два раза сократить сроки проектирования ВОЛС, существенно удешевить строительство и техническую эксплуатацию, максимально ускорить проведение ремонтно-восстановительных работ.

Среди преимуществ проекта — невысокий уровень капитальных затрат и эксплуатационных расходов, долговечность (расчетный срок службы ТМК — 50, оптического кабеля — 30 лет), низкая плотность повреждений (менее 0,1 на 100 км ТМК в год) и малое время устранения аварий на магистралях (не более 8 ч). По мнению Александра Цыма, реализация ТМК позволит довести протяженность российских оптомагистралей до 540 тыс. км и обеспечит сдачу в аренду не только каналов связи, но также «темных» и «окрашенных» волокон.