Осенью 2015 г. президент Sony Computer Entertainment Сехэй Есида сообщил, что портативная консоль PlayStation Vita не получит преемницу. Чуть позже в компании заявили о прекращении создания игр для этой приставки студиями, принадлежащими Sony. Проекты сторонних разработчиков продолжат выходить, но уже можно сказать о начале конца PS Vita. Другая японская компания, Nintendo, пока остается в сегменте карманных приставок со своей линейкой DS/3DS, но надолго ли, сложно сказать. Смартфоны и планшеты вытесняют мобильные консоли, и тому есть несколько важных причин.

Смартфоны VS портативные игровые консоли: Кто победил?

Портативную консоль сложно назвать универсальным устройством. Игры на ней идут прекрасно, зато со всем остальным наблюдаются проблемы. В Интернете толком не посидишь, интеграция с социальными сервисами весьма слабая, использовать в качестве плеера неудобно: видео, как правило, нужно конвертировать в специальный формат, а прослушивать музыку с помощью консолей довольно сложно — они громоздкие. С крупным телефоном еще можно смириться, а вот носить с собой еще и приставку — бессмысленно, ведь мобильник умеет все то, на что способна консоль, и даже гораздо больше. В принципе, это и есть главное достоинство смартфона по сравнению с портативной консолью. Функциональность любого телефона значительно шире, чем возможности приставки, а с неудобствами в процессе игры можно смириться. Но если все же геймерский дух берет верх над практичностью, и вам жизненно важно в любой удобный момент поиграть, то стоит пойти в магазин за консолью.

 

Приручить консоль

 

Одна из версий GameBoy с цветным экраном

 

А в магазине вдруг становится ясно, что выбирать практически не из чего. На рынке долгое время господствовала Nintendo с моделями GameBoy. Такие приставки были выпущены в свет в 1989 г., постепенно их модернизировали появился цветной дисплей, да и корпус стал компактнее. Игры поставлялись на картриджах. По сравнению с куда более дешевым «Тетрисом» GameBoy выглядел, как Шаттл рядом с кукурузником.

 

Nintendo предлагает массу цветовых решений для своих приставок


Позднее Nintendo перешла к новому формфактору — раскладушке. Большой успех имела Nintendo DS, которая была создана в 2004 г. Идея не нова: в 80-х годах производилась приставка Game & Watch, и некоторые ее модификации имели такой же вид с двумя дисплеями. Теперь нижний экран стал сенсорным. С 2011 г. в продажу стала поступать Nintendo 3DS — версия с эффектом трехмерной картинки на основном дисплее.

 

В версии XL основной экран стал на 90% больше — его диагональ 4,9 дюйма


В 2004 г. на рынок портативных систем вышла Sony, представив миру PlayStation Portable. Компания пошла на необычный шаг: вместо картриджей в PSP вставлялись специальные диски под названием UMD (\\Universal Media Disc). Их емкость составляла до 1,8 Гбайт, чего с запасом хватало для игр и фильмов. Однако у такого решения нашлись минусы: диску внутри приставки требовалось много пространства, которое можно было потратить с большей пользой, например, увеличив емкость аккумулятора или уменьшив толщину консоли. Спустя три года вышла более тонкая и легкая модель — Slim & Light. Затем ее немного доработали и назвали PSP-3000), а потом PlayStation Portable превратили в слайдер.

 

Первая версия PSP


PSP go была оснащена 3,8-дюймовым экраном (у предшествующих PSP был дисплей с диагональю 4,3 дюйма) и лишилась дисковода под UMD. Таким образом, Sony одним махом превратила накопившиеся у людей коллекции игр и фильмов в устаревшее барахло. Вместо покупки товаров на физическом носителе предлагалось приобретать их в PlayStation Store и скачивать прямо на приставку.

 

Версия PSP go получилась неоднозначной: экран меньше, чем у предшественницы, эргономичность так себе, а сдвигающийся экран погоды не делает


С 2011 г. по настоящее время выпускается PlayStation Vita. Приставка оказалась мощной, она отлично подходит для игр: два аналоговых стика вместо одного у PSP, сенсорный 5-дюймовый дисплей и две сенсорные панели на задней крышке под пальцы. К тому же PS Vita можно использовать в паре с «большой» PlayStation — изображение с консоли транслируется на карманную приставку. Удобно, если нужно отойти в другую комнату, а отрываться от игры совсем не хочется.

Библиотека игр также достойная: свои вариации получили такие известные серии, как Uncharted, Killzone, Motorstorm. Стоимость игр низкой не назовешь, но если оплатить подписку PlayStation Plus, можно прилично сэкономить, к тому же часть проектов раздается бесплатно. Словом, PS Vita — великолепная консоль, но, она, увы, вскоре может оказаться никому не нужна.

 

Uncharted: Golden Abyss для PS Vita получила превосходные отзывы


Забежать в последний вагон уходящего поезда успела и NVIDIA со своей консолью SHIELD Portable. Устройство раскладывается, как и Nintendo DS: верхняя половина представляет собой экран, а нижняя — что-то вроде обычного геймпада для стационарных консолей. Сенсорный дисплей с диагональю 5 дюймов поддерживает разрешение 720р. «Железо» мощное — четырехъядерный процессор Tegra 4. Работает приставка под управлением Android, что сулит обширную библиотеку игр. Возможности системы впечатляющие: например, SHIELD Portable спокойно переваривает Half-Life 2 и Portal. Приставка вышла менее мобильной, нежели предложенные Sony и Nintendo. Выпирающие «курки» джойстика не позволяют положить устройство в карман, приходится носить консоль в рюкзаке.

 

Портативная консоль производства NVIDIA


Финал битвы близко

Под натиском смартфонов как PS Vita, так и Nintendo 3DS с NVIDIA SHIELD Portable, в конце концов, сдадутся. Их поддерживают громкие эксклюзивы, но нужно быть крайне увлеченным либо обеспеченным игроком, чтобы приобрести консоль ради пары-тройки проектов, а затем оставить приставку в нижнем ящике стола. Увереннее всех пока выглядит Nintendo, у которой в приоритете разработка довольно аркадных игр, а не крупные ААА-проекты, что характерно для Sony. В списке самых популярных игр на Nintendo DS сплошные платформеры: Mario, The Legend of Zelda (в этом номере вы можете ознакомиться с рецензией на The Legend Of Zelda: Twilight Princess HD), Pokemon и прочие бесконечные сериалы, которые в определенных регионах будут покупать всегда. А ведь смартфоны, наряду с почти безграничной, с учетом сотен тысяч приложений в фирменных магазинах, функциональностью, обладают и важными преимуществами конкретно для игр.

Провокационная реклама сенсорных панелей на задней крышке PS Vita призывает «трогать с двух сторон для дополнительного удовольствия»


Во-первых, низкая цена самих игр. В основном проекты стоят по 300–500 руб., а не по 500–1500 руб., как на карманных приставках. Во-вторых, сейчас появляется все больше условно бесплатных игр. Отношение к ним разное, их можно ругать или хвалить, но тем не менее free-to-play-модель используется все чаще и чаще. Согласитесь, легально получить товар, не заплатив за него, очень приятно. Sony с бесплатной раздачей игр подписчикам PS Plus выглядит не так привлекательно: там все равно приходится отдавать деньги, а в Google Play и AppStore — не надо. И пусть условно бесплатные проекты зачастую оказываются практически неиграбельными без денежных вливаний, даже такая бесплатность все равно радует.

В-третьих, библиотека проектов и на iOS, и на Android явно будет побольше, чем у Sony и Nintendo, причем, вероятно, вместе взятых. «Железо» у портативных систем уступает тому, что у некоторых смартфонов. Например, Samsung вовсю ставит восьмиядерные процессоры, а в отдельных устройствах может быть 4 Гбайт оперативной памяти, а значит, вскоре графика на мобильных устройствах будет еще лучше. В-четвертых, разработчикам выгоднее выпускать проекты для массовых устройств — выше вероятность, что игру купит больше людей. Конечно, возникают сложности с оптимизацией проектов под разные конфигурации, но фатальных проблем с этим не наблюдается.

Версия GTA: San Andreas для iOS


Неоспоримое преимущество карманных приставок — физические клавиши. Как бы ни адаптировали разработчики игры под сенсорный экран, ничего лучше осязаемых кнопок для управления еще не придумано. Дисплей не способен передать всей точности и нужных тактильных ощущений, особенно когда идет имитация аналогового стика. В крупных проектах, особенно портированных с РС — Max Payne, GTA, Star Wars: Knights of the Old Republic, — это крайне важный момент. Играть так же быстро и свободно, как на компьютере, в подобные экшены невозможно. Нужно ворочать камерой, смотреть на ту кнопку, на которую необходимо надавить, — на ощупь, как в случае с геймпадом, сделать нажатие труднее. Хотя некоторые мобильные игры и поддерживают связь с джойстиком по Bluetooth, но кто же еще с собой и контроллер таскать будет? Если рассматривать сугубо игровую сторону вопроса, то NVIDIA SHIELD Portable, Nintendo DS и PlayStation Vita гораздо лучше приспособлены под развлечения, нежели смартфоны. Но вся проблема в том, что многофункциональные устройства удобнее во всем остальном.

 

Итоги

Игры на карманной приставке — основная и, по сути, единственная причина покупать консоль, в то время как на смартфонах это приятное дополнение к десяткам остальных возможностей. Приобретай мы под каждую цель отдельный гаджет, не хватило бы ни карманов, ни денег: плеер для музыки, телефон для звонков, приставка для игр, планшет для интернет-серфинга и т.д. Это то, от чего мы начали стремительно убегать примерно лет десять тому назад, двигаясь в сторону смартфонов, совмещающих все необходимое нам в одном корпусе. Этот аргумент, в конце концов, видимо, и победит портативные приставки.

А вы верите в будущее портативных игровых консолей?