Специальные тарифы для детей: миф или реальность?

  Во  времена появления сотовой  связи  мало кто мог себе  позволить купить своему ребенку телефон.  Да и не всякий  малыш  физически  был способен  носить тяжелый чемодан с телефонной трубкой на витом шнуре.  Но по  мере развития сетей, снижения тарифов и  уменьшения величины аппаратов становился актуальным вопрос о том, насколько нужны детям мобильные телефоны. Позднее он сменился другим: ребенку какого  возраста  стоит покупать его в первый раз. В данной статье о том, как выбирать тарифы  для подрастающего  поколения, размышляет Сергей Потресов.

Специальные «детские» тарифы и «родительские» сервисы могли бы стать отличным примером взаимовыгодного сотрудничества клиента с оператором. Могли бы,  конечно,  но  пока что-то  не  слишком торопятся. Вот основные  причины не очень удачных опытов «детского  тарифопостроения»: 

  .  Маркетологи и разработчики  недостаточно  отчетливо представляют себе нужды и потребности ребенка.  К тому же они  радикально  изменяются  по мере  взросления детей,  а конструировать дюжину тарифов типа «от двух до трех лет», «для дошколят», «блондинка-второклашка», «юный хипстер» и т. п. никто не  собирается. 
  . Нужды  операторов и  родителей слишком противоречивы.  Сотовики хотят получить от  любых  клиентов, в том числе малолетних,  как можно больший  доход.  Родители же  стремятся обеспечить  себе комфорт,  а  детишкам -- максимальную безопасность  за минимальные деньги.
  .  Контентные «услуги» и  мошенничество  нацелены в первую очередь на любопытных и неразумных,  а именно такими и бывают, как правило, дети.  Родители ждут от сотовиков защиты от контентных воришек, а сотовики  хотят получить  от контентщиков  утянутые  с баланса  рубли. 

  В общем, будем реалистами --  идеальный детский тариф в понимании родителей абсолютно  не интересен сотовым операторам. Кстати, не заботит он и детей.  Они  считают телефон игрушкой  и  чем-то, развлекающим их,  а не  устройством, помогающим общаться  с любимой мамой.

Операторы честно пытались совместить несовместимое и предложить некие разумные,  со своей  точки зрения, компромиссы. С большей частью  таких  попыток можно  познакомиться  в разделах «Архивные  тарифы». Но, увы, в  московском регионе остался только «Ринг Динг»  у "МегаФона", а его  коллеги из «большой тройки» свои варианты детских тарифов уже закрыли. Так что заботливым родителям приходится самим заниматься сборкой «тарифного конструктора» из подручных материалов. А для этого  им следует  понять, что именно  они желают  получить на выходе и как должен выглядеть детский «тариф мечты».

  Все  лучшее  детям? 

Попытки  создать детские тарифы  во многом похожи на опыты конструирования детских  телефонов, имеющих облегченное управление  и  урезанные возможности.  Спрос на такие модели невелик: технически подкованные детишки предпочитают видеть в своем телефоне не очередного пупсика, а полный набор всех «взрослых» функций. С тарифом —  точно  такая же ситуация, но его можно  хотя бы  скорректировать в нужном направлении.  Поэтому давайте разберемся, что родители хотят иметь  и  что им удастся получить. 
• Цена вопроса. Хорошо  было  бы  иметь  тариф без абонентской платы, но рассчитывать на «трехкопеечные» расходы будет опрометчиво.  Также не рациональными будут  тарифы с дорогой первой минутой разговора и дешевыми последующими.  Да и выгода от  «Любимых номеров» с запрограммированными телефонами родителей — популярное заблуждение.  Допускаю, что бывают детишки,  постоянно  названивающие  маме с папой и подолгу с ними  разговаривающие,  но  их все же немного. А подобных подростков  еще  меньше --  опять-таки призываю  родителей  быть реалистами. Характерный профиль — короткие вызовы,  малышам  нравится сам процесс совершения звонка. Вариант с посекундной тарификацией с начала разговора — самое то.
• Защита от контента. Почти все родители  дают  ребенку  телефон  прежде всего для  того, чтобы обеспечить себе душевное спокойствие. Однако их отпрыски норовят  использовать  его  отнюдь не для общения с  предками.  Скачивание картинок-мелодий, SMS-голосование за эстрадного идола,  SMS-чаты и знакомства,  короткие платные номера с такими заманчивыми «Горячими разговорами» и т.п. – существует множество способов за пару часов обнулить баланс и остаться без связи. Услуги категории «Запрет контента»  появились  теперь у всех  операторов --  спасибо  давлению, оказанному на них  Минкомсвязи  РФ  и  другими официальными органами.  Но не будем  заниматься самоуспокоением, данный сервис  в действительности означает только запрет звонков и отправки SMS на короткие номера. Остальные способы заполучить на свою голову «подписку» или еще какую-нибудь контентную дрянь прекрасно работают и  при подключении этой услуги.  Нужно понимать, что операторы своему бюджету не враги и всерьез  бороться  с мошенниками не будут. Одной рукой  они отталкивают,  а другой одобряют новые схемы, позволяющие обходить ими же разработанные  "Запреты  контента».
• Мобильный  Интернет.  Ребенок — существо импульсивное, увлекающееся и доверчивое.  Следовательно, он  крайне уязвим для всяких условно-легальных лохотронов, гороскопов, «занимательных тестов» и  прочих  воровских «скачай бесплатно».  Однако  лишать ребенка мобильного  Интернета нежелательно, ведь  помимо естественной обиды на «дискриминацию» это еще и невозможность пользоваться популярными мессенджерами. А переписываться ребята любят не меньше, если не больше, чем взрослые. Опять-таки экономия на отправке SMS. Задача родителя —  научить ребенка азам  поведения в  Интернете.  Главное, категорически  нельзя  нигде, ни на каком сайте не  оставлять  номер своего телефона.
• Местоположение ребенка. Еще одна вечная проблема – родительская озабоченность  по поводу того, где его (или ее) носит.  Современные технологии мобильного позиционирования позволяют даже без GPS-приемника в телефоне определить местоположение аппарата с точностью до  100--300 м  (в  городе). И это неплохо, так так позволяет  понять, не резвится ли дитятко в соседнем  парке,  вместо  того чтобы сидеть  за партой. В специальных «детских» тарифах обычно закладывают бесплатную функцию  по определению  местонахождения телефона,  а  в иных случаях услугу можно подключить и оплачивать запросы  либо  «в  розницу», либо  оптом за разумную  абонентную плату. 
• Связь с родителями. В идеале, хотя бы короткий звонок  маме или папе  должен быть  гарантирован  при любом состоянии баланса. На практике это  реализуется  только в ныне архивном тарифе  МТС, именуемом  «Классный». Разумный выход — забить в адресбук телефона ребенка номера родителей в виде USSD-команды «Перезвони мне».
• Управляемость. Хотелось  бы, чтобы можно было устанавливать все дополнительные функции  и  самостоятельно  решать, как, в чем и насколько ограничивать  ребенка, либо вообще этого  не  делать.  Можно еще помечтать о  том, чтобы гибко управлять  потреблением дополнительных услуг  (еженедельно сколько-то  SMS, GPRS-трафика и  т.п.) или  хотя бы общими расходами. Скажем, по достижении заданной «планки» дневного или недельного расхода денег  будут отключаться  все сервисы, кроме голосовой связи с родителями. К сожалению, эти мечты не сбудутся,  поскольку  таких «регуляторов потребления» не предусмотрено. Зато операторы норовят включить «регулятор наоборот»: с копейками на балансе сеть не позволит отправить  родителям  SMS  за 2 руб.,  зато контентную SMS  за  200  руб.  — ради бога, недостающую сумму спишут в минус.

Полезные советы

У операторов «заботливо» припасено немало дополнительных сервисов, которые и взрослым-то отключить невредно. А уж  детей следует обязательно избавить от них.  И  наоборот,  действительно полезные для кошелька услуги приходится подключать дополнительно.  Ниже приведен примерный  перечень действий, которые желательно осуществить  при  детском  тарифе,  и список потенциальных «засад».

• Получить пароль  для входа  в интернет-систему самообслуживания  («Сервис-Гид», «Интернет-Помощник»  и т. п.).  Он понадобится  для отключения лишнего и подключения нужного, а также для контроля  за тем, что происходит  с лицевым счетом ребенка.
• Отключить часто входящие в стартовый пакет «полезные» платные услуги типа «Привет», «Замени гудок», ежедневный платный прогноз погоды и т. п.  Их коварство  заключается в  том, что бесплатный период, как правило, не превышает  одну-две недели. Также первые дни после активации SIM-карты эти платные сервисы могут быть не видны в  «Интернет-Помощнике». 
• Подключить бесплатный «Запрет контента». Для  этого, возможно, придется позвонить  в контактный центр оператора.
• Отключить всякие «ожидания вызова» с «конференц-связями».  Ведь  ребенок не бизнесмен,  такие  услуги ему совершенно ни к чему. А деньги при случайных или ошибочных нажатиях  они  будут  исправно съедаться. 
• Отключить через SIM-меню операторскую «контентную доилку». В  "Билайне"  это  будет  «Хамелеон», в  "МегаФоне" -- «Калейдоскоп»,  в МТС  --  «МТС-новости». Работа  такого сервиса проявляется  в виде  возникающих  на экране рекламно-информационных  сообщений. Отреагировал  тыком в «ОК»  --  получил новость целиком за  10--15 руб. Данная услуга отключается  через SIM-меню в телефоне,  но  об этом чуть ниже.
• SIM-меню — вселенское зло с некоторым количеством полезных служебных сервисов для разнообразия. Можно посмотреть баланс,  отказаться от каких-либо услуг  или подключить  их.  Но  основное его предназначение  —  предоставлять  примитивные (по нынешним меркам) развлечения за несуразные деньги. Заполучить контентные подписки  также можно  запросто. К сожалению, отключить  это меню  невозможно, единственный выход — разъяснительная работа  со своим  чадом. Ребенок должен понять, что всего этого добра (анекдоты, новости и т. п.) в  Интернете полным-полно, причем предлагаемого  бесплатно и  куда  лучшего качества.
• Не забыть отключить зверскую Wap-тарификацию в МТС. В  "Билайне"  и  "МегаФоне"  Wap-трафик уже давно уравняли в цене с обычным, отказавшись от этого пережитка прошлого. В МТС поступили  мудрее. Там придумали  специальную «бесплатную услугу», отменяющую  Wap-тарификацию и доступную  в  Интернет-Помощнике  под названием «Wap по цене GPRS». Формально Wap-безобразие вроде  бы  как отменили, но не для всех, а только для  тех, кто  «в  теме», кто  каким-то образом  узнает  про эту «отмену» и  найдет  в  Интернет-Помощнике  заветную «отключалку».
• Если у ребенка  на мобильнике установлена ОС Android,  то не  следует забывать  про пункт «Разрешить установку приложений не из Market» в разделе  «Безопасность» --  галочки там быть не должно. И  нужно  объяснить, что всякие появляющиеся предложения  вроде «Срочно  обновить браузер!» или «Загрузить Flash-плеер»  --  в 99% случаев контентное воровство.
• Обнаружив у ребенка очередную контентно-подписочную пакость, не  стоит  тратить время на общение с контент-провайдером. Это сложно, трудоемко и в  половине  случаев вообще бесполезно. Максимум, чего удастся  добиться, так только того, что  подписку отключат, но деньги не вернут. Обращаться нужно сразу к оператору,  и тогда появится  шанс вернуть хоть часть легально украденного.

Остальное — на усмотрение родителей. В  общем,  ребенку нужно  внушить  простую мысль: посторонние «добрые дяди и  тети»  встречаются редко, а охотники до денег с баланса телефона — наоборот, на каждом шагу. Родной оператор также не входит в категорию  «добряков»  и своего при случае не упустит.