Here’s How. Prepare Your PC for Disasters. PC World, май 2011 г., с. 90.

Необходимость переформатирования диска и восстановления информации на ПК не вызывает особого оптимизма. Необходимо поднять резервные копии своих данных, переформатировать жесткий диск, установить Windows, повторно загрузить все драйверы устройств и программы, восстановить данные и по крупицам собрать ту информацию, которую вы по каким-либо причинам не сохранили. Но когда ПК ведет себя непредсказуемо, тормозит или оказывается заражен вредоносной программой и при этом никакие средства оптимизации уже не помогают,  то  наилучшим выходом становится стирание всех данных и восстановление информации из резервных копий.
Впрочем, грамотный пользователь заметит, что в  таком  случае перед ним открывается возможность не только вернуть ПК в исходное состояние, но и сделать его лучше. В  данной  статье мы  обсудим применение  резервного копирования, которое поможет избежать потери информации в будущем,  позволит упорядочить ваши файлы  и  минимизировать число  установленных приложений, снижающих производительность. Постараемся сделать так, чтобы, когда в очередной раз возникнет необходимость переформатировать диск  и  восстановить данные,  эта процедура не вызвала затруднений. Представьте себе, что вы завершили генеральную уборку и теперь  нужно  привести свой дом в порядок.

Создайте образ диска

Система Windows установлена, обновлена и настроена? Убедитесь в этом. Приложения загружены? Проконтролируйте. Драйверы функционируют? Проверьте. А теперь вернитесь на шаг назад и наслаждайтесь мощью идеально сконфигурированного и отлично работающего ПК. Не хотите ли сохранить этот прекрасный момент, с тем чтобы попытаться вернуть его, когда что-то пойдет не так?
Это действительно можно проделать, создав, так сказать, образ текущего состояния ПК. По сути, образ представляет собой полную резервную копию, которая содержит все необходимые компоненты, добавленные после установки Windows. Превратив  такой  образ в источник восстановления состояния компьютера, вы сэкономите массу времени, если вдруг придется ликвидировать какие-либо нежелательные последствия. (Помните, что образ не предназначен для хранения ваших данных;  он  всего лишь еще одна  из разновидностей  полной резервной копии состояния системы.)
Лично я неравнодушен к программе Macrium Reflect Free (find.pcworld.com/63521). Использовать ее довольно просто, она позволяет сохранить файл образа на внешнем носителе, сетевом диске или диске CD/DVD.

Можно создать загрузочный диск аварийного восстановления образа, который поможет воскресить серьезно пострадавший ПК. (Как альтернативу данной бесплатной  программе стоит  применить один из  платных продуктов,  описанных в статье «Системный Гохран» )

Создайте раздел Linux

Признайтесь, у вас наверняка регулярно возникает желание опробовать Linux -- быструю и устойчивую операционную систему, в которой большинство пользователей найдут для себя все, что нужно. Кроме того, Linux распространяется совершенно бесплатно, и если установленная у вас Windows перестает загружаться, для доступа к своим файлам  всегда можно воспользоваться  разделом Linux.
Таким образом, сложилась идеальная ситуация для выделения определенной области жесткого диска (раздела) под Linux и построения системы с двойной загрузкой. Проделав необходимые манипуляции, вы при каждой загрузке сможете выбирать систему (Windows или Linux), с которой будете работать в данный момент.  Следовательно,  из одного компьютера фактически  получаются  сразу два. А если при установке что-то пойдет не так, всегда можно обратиться к созданному ранее образу и вернуть систему в ее предыдущее состояние.

В мире существует множество различных версий Linux, но я рекомендовал бы Ubuntu. Чтобы установить Ubuntu параллельно с Windows, нужно загрузить ОС, записать ее на CD, создать на диске новый раздел, загрузиться с CD Ubuntu и следовать инструкциям. Подробности  приведены  на справочной странице сайта Ubuntu, посвященной созданию конфигурации с двойной загрузкой: Windows и Linux (find.pcworld.com/71658) или http://ubuntuguide.org/wiki/Ubuntu:Lucid_ru#.D0.94.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B7.D0.B0.D0.B3.D1.80.D1.83.D0.B7.D0.BA.D0.B0_Windows_.D0.B8_Ubuntu.

Автоматизируйте создание резервных копий

Установив систему, вы продолжаете рискованные прогулки по тонкому льду. Достаточно всего одной атаки вредоносной программы или сбоя жесткого диска, и ваша система может быть разрушена. Пришла пора делать резервные копии.
Во-первых, составьте план еженедельного полного резервного копирования системы на внешний жесткий диск. Для этого подойдет уже упоминавшаяся программа Macrium Reflect Free,  помогающая  создавать файлы образов в заранее определенный момент времени. Имеет смысл также рассмотреть возможность покупки за 40 долл. (здесь и далее указаны цены в США. -- Прим. ред.) полнофункциональной версии этой программы, поддерживающей дифференциальное и инкрементальное резервное копирование. (В этом случае программа добавляет только те файлы и данные, которые изменились с момента создания последней резервной копии, что позволяет сэкономить массу времени.)
Во-вторых, подберите сетевой сервис резервного  копирования, например  Carbonite (www.carbonite.com) или Mozy  (www.mozy.com),  для того чтобы сохранять наиболее важные данные в облаке.

Лично мне больше нравится сервис Mozy. Здесь пользователи имеют возможность один раз все настроить и больше не вспоминать про это. Клиентам бесплатно предлагается 2 Гбайт дискового пространства. Помимо версии в облаке, можно воспользоваться утилитой, позволяющей создавать локальные резервные копии.

Приведите все в порядок

Возврат к восстановленному ПК предоставляет вам редкую возможность привести все в порядок: файлы, папки и даже Рабочий стол. Давайте начнем с последнего -- нельзя оставлять значки разбросанными по поверхности Рабочего стола, словно одежду на полу в спальне. Определите для них разумные рамки с помощью Fences (find.pcworld.com/69935) -- бесплатной утилиты, превращающей хаос на Рабочем столе в полный порядок.

Что касается файлов, лучше всего разобрать их вручную, поместив документы в одну папку, фотографии -- в другую, видео -- в третью и т.д. Даже если для размещения файлов у вас используются сотни папок (и/или разные диски), библиотеки Windows 7 помогут быстро и легко отыскать все, что нужно. Это  гораздо  удобнее устаревшей системы папок и подпапок. Нужно лишь правильно настроить библиотеки (об этом можно прочитать в статье, опубликованной по адресу find.pcworld.com/71659).

Разгрузите систему безопасности

Многие ПК перегружены средствами безопасности. Пользователи устанавливают на компьютер межсетевой экран, антивирус, антишпионские инструменты, компоненты для блокировки руткитов, а поверх всего этого ставят еще и комплексный пакет безопасности.
Старайтесь придерживаться упрощенного подхода. В Windows 7 есть почти все, что вам нужно: межсетевой экран, средства блокировки шпионских программ и всплывающих окон, улучшенная система управления учетными записями (User Account Control), набор механизмов защиты от вредоносных программ и фишинга в Internet Explorer 8. Добавьте сюда бесплатный антивирус Microsoft Security Essentials (find.pcworld.com/64078) и надстройку над браузером Web of Trust (find.pcworld.com/70230), и вы получите достаточно хорошо защищенный ПК. Единственное дополнение, которое может  понадобиться,  -- фильтр против спама, но большинство веб-сервисов электронной почты и так вполне хорошо справляются с фильтрацией спама.

 

Установите хорошую программу деинсталляции

Многие программы деинсталляции оставляют ненужные следы -- конфигурационные файлы, записи в Реестре Windows и т.д. Этот мусор со временем загромождает операционную систему и замедляет ее работу.
Вам нужна программа, удаляющая все компоненты любого приложения. Постоянным читателям журнала PC World известна наша любовь к утилите Revo Uninstaller (find.pcworld.com/70981), но в последнее время я отдаю предпочтение бесплатному инструменту IObit Advanced Uninstaller (find.pcworld.com/71115), который поддерживает ряд функций, отсутствующих в Revo. Одна из них -- пакетная деинсталляция: вы можете выбрать не одну, а сразу несколько программ, что позволяет сэкономить массу времени в процессе «генеральной уборки».

Кроме того, программа IObit компактна (она занимает всего 700 Кбайт) и переносима (не требует инсталляции). Следовательно, на вашем компьютере будет установлено меньше программ.

Создайте библиотеку драйверов

Одна из главных трудностей при восстановлении работоспособности компьютера связана с поиском нужных драйверов для всех подключенных компонентов и периферийных устройств. Даже если вы восстанавливаете машину из файла образа, все равно имеет смысл обновить те драйверы, которые успели устареть. (И поверьте мне, диск с драйверами бесследно исчезает  сразу же,  как только в нем возникает необходимость.)
Действуйте на упреждение, включите резервные копии драйверов в состав файлов, регулярно подвергаемых резервному копированию. Бесплатная утилита Double Driver 4.1 (find.pcworld.com/70141) позволит справиться с этой задачей легко и быстро. Она сканирует ПК, автоматически выявляет и помечает драйверы, не входящие в комплект поставки операционной  системы,  и обеспечивает их резервное копирование на USB-накопитель, в сетевую папку или на любое другое устройство хранения.

Ускорьте загрузку

Со временем операционная система Windows начинает загружаться медленнее. Создается впечатление, что каждая вновь установленная программа вносит свою лепту в это замедление.
Поручите исправить ситуацию бесплатной утилите Soluto (find.pcworld.com/70486). (Согласен, устанавливать еще одну программу, которая ограничит область действия уже имеющихся  приложений,  кажется довольно странным, но все же прислушайтесь к моему совету.)

Инструмент анализирует программы и службы ПК и позволяет исключить или отложить их загрузку либо оставить  все  как есть. Кроме того, утилита выдает рекомендации на основе анализа статистики действий других пользователей. Она выполняет функции диспетчера, регулирующего порядок запуска программ в перегруженной среде.
Утилита Soluto работает лучше, чем все остальные диспетчеры загрузки, с которыми мне довелось познакомиться. (Она удалила даже пару странных всплывающих окон, которые вдруг начали появляться на моем экране в процессе загрузки Windows.) Если быстрота загрузки компьютера вам небезразлична, Soluto, безусловно, станет достойным решением.

Экономьте время, используя горячие клавиши, макросы и жесты

Хотите автоматизировать часто выполняемые задачи? Сейчас мы  обсудим,  как выполнять наиболее распространенные операции одним нажатием на клавиши клавиатуры или одним движением мыши.
Предпочитаете обходиться одним прикосновением к мыши и клавиатуре? Не волнуйтесь, привычные средства легко превратить в суперустройства, мгновенно реагирующие на ваши движения. Все очень просто и совершенно бесплатно -- уже через 20  мин  производительность вашего труда заметно вырастет.

Горячие клавиши

С помощью горячих клавиш и макросов любую операцию можно выполнить одним прикосновением к клавиатуре. Каждая горячая клавиша закрепляется за каким-то конкретным действием. Таким образом можно, например, открыть файл, запустить программу на выполнение или остановить музыкальный проигрыватель. Макросы (которые широко применяются, в частности, в Microsoft Excel) представляют собой цепочку запрограммированных действий, происходящих всякий раз при нажатии определенной комбинации клавиш (или при запуске соответствующей программы).
Начнем с горячих клавиш. Отличным инструментом для их создания является бесплатная утилита WinHotKey (find.pcworld.com/71651). Она обладает богатым набором функциональных возможностей и отличается удивительной простотой использования -- по крайней мере, по сравнению с теми перегруженными тяжеловесными сценариями приложениями, которые мы будем обсуждать дальше.

Установив программу и ознакомившись с руководством по ее использованию, вы увидите, что целый ряд горячих клавиш уже настроен. Оставьте их не трогая или удалите, подведя к ним курсор и нажав кнопку Remove Hotkey. Следует отметить, что приложение предлагает несколько вариантов назначения подобных клавиш: переписать уже определенные в программе горячие клавиши оно вам не позволит, но можно временно переопределить любые комбинации клавиш, используемые в Windows по умолчанию (включая старую добрую комбинацию для копирования +C), и привязать их к запуску приложения, открытию документа или папки, вставке шаблонного текста или выполнению определенных действий с открытым окном.
Я настоятельно рекомендую назначать новые комбинации горячих клавиш, не затрагивающие старые. Проделав это, выберите нужный пункт из меню I want WinHotKey to, и все готово.

По умолчанию приложение WinHotKey загружается при запуске Windows, поэтому назначенные вами клавиши всегда будут актуальны.

Макросы

Теперь, когда с горячими клавишами покончено, настало время перейти к их более мощным родственникам -- макросам. Для выполнения соответствующих операций нам приглянулся бесплатный инструмент AutoHotkey (find.pcworld.com/71652), но его использование уже не покажется легкой прогулкой.
После установки приложения на экране появится запрос на загрузку сценария, назначающего горячие клавиши по умолчанию. Ответьте на вопрос утвердительно. То, что я увидел дальше, на первый  взгляд  выглядело совсем невнятно. А все потому, что приложение AutoHotkey базируется на использовании сценариев. Пользовательский интерфейс для назначения макросов здесь отсутствует, все действия приходится выполнять путем написания соответствующего текста. Это достаточно сложно, поэтому для начала давайте рассмотрим все на простом примере. Первая строка, не имеющая в начале точки с запятой (признака комментария), выглядит следующим образом: #z::Run www.autohotkey.com. Перед двумя двоеточиями находится метка горячей клавиши. Нажатие клавиши, расположенной слева от двоеточий, приводит к выполнению команды, находящейся справа. С перечнем меток вы можете ознакомиться по адресу find.pcworld.com/71653. Значок решетки (#) соответствует клавише . Таким образом, нажатие комбинации +Z приведет к открытию веб-сайта AutoHotkey.
Чтобы объединить в одном сценарии сразу несколько операций -- запуск приложения (Run Notepad), открытие файла (Run c:file.doc) и создание сообщения электронной почты (Run   mailto:test@test.tst ),  разместите все перечисленные команды на отдельных  строках  и завершите макрос командой return. Затем активизируйте приложение AutoHotkey (оно отображается на Панели задач Windows), после чего ваш макрос, привязанный к выбранной комбинации клавиш, должен запускаться без каких-либо осложнений.

Итак, мы рассмотрели в общих чертах процедуру создания макросов в текстовом редакторе. Более подробную информацию вы найдете в официальном учебнике (find.pcworld.com/71654) и в статье Рика Бройда, посвященной AutoHotkey (find.pcworld.com/71655).

Манипуляции мышью

Как и следовало ожидать, автоматизация выполнения операций с помощью обычной мыши представляет собой довольно сложную задачу. Ведь в вашем распоряжении есть только две кнопки (и, возможно, колесо прокрутки). Но в качестве виртуальных горячих клавиш можно использовать линии и различные фигуры.
Первым делом установите на компьютер бесплатный инструмент StrokeIt (find.pcworld.com/71656). Запустите его, и на Панели задач в правом нижнем углу экрана появится значок в виде указателя мыши. Нажмите в любом месте экрана правую кнопку мыши и поводите мышью в разные стороны. Указатель мыши будет выполнять роль цифрового пера; StrokeIt анализирует его перемещения и сравнивает с предопределенными жестами.
Если вы нарисуете мышью символ «C» поверх любого окна, оно закроется. Выделите текст и проведите линию снизу вверх -- текст будет скопирован в буфер обмена. Нарисуйте символ «E» (или хотя бы что-то, приблизительно на него похожее) -- на экране появится окно Проводника Windows и т.д. Приложение StrokeIt позволяет привязывать различные жесты к разным программам (программа поставляется с набором предопределенных жестов, уже активизированных для целого ряда приложений).

Если вы хотите создать новый жест самостоятельно, выберите нужный элемент дерева Global Actions, перейдите в меню Edit и выберите пункт Learn Gestures. Нарисуйте желаемую фигуру правой кнопкой мыши. В случае, когда такой жест уже имеется в базе данных StrokeIt, программа выдаст соответствующее предупреждение. Если нет, сохраните жест, нажав на кнопку New Gesture. Можно назначать свой жест любой операции, поддерживаемой приложением, и даже определять новые действия для новых приложений.

Горячие клавиши, макросы и жесты являются очень мощными инструментами, позволяющими существенно повысить производительность труда на ПК. Фактически их возможности ограничены только вашим воображением. Проделав небольшой объем предварительной работы, вы сэкономите массу времени в долгосрочной перспективе.

Закрепите Таблицу символов на Панели быстрого запуска

Наш читатель Марк часто пользуется таблицей символов Windows, помогающей ему находить и копировать в буфер обмена различные специальные знаки. Недавно он обратился с просьбой помочь ему закрепить таблицу символов на Панели быстрого запуска.
Данная процедура одинакова для всех версий Windows, но так как Марк работает с Windows XP Professional с Service Pack 3, то последовательность действий будет описана применительно к ней.
Итак, выберите «Пуск*Все программы*Стандартные*Служебные». В отобразившемся на экране меню вы увидите «Таблицу символов». Щелкните на этом пункте правой кнопкой мыши (да-да, именно правой), удерживая палец, перетащите значок на Панель быстрого запуска и отпустите кнопку.
Из появившегося меню выберите пункт «Копировать». Вот и все. Вообще-то, можно было нажать и левую кнопку мыши, но в этом случае вы удалите ссылку на "Таблицу символов" из меню «Служебные». А так обе копии ярлыка остались на своих местах.

Такой же порядок действий можно применить по отношению фактически к любой программе или инструменту Windows. А в среде Windows 7 процедура оказывается еще проще. Нажмите кнопку «Пуск», в поисковой строке наберите  «символ»  и перетащите появившуюся в списке строку «Таблица символов» на Панель задач.