В арсенале российских операторов есть необходимые для этого методы (www.lbszone.com ), и все они относятся к так называемым MLS-инновациям (Mobile Location Service — служба по определению местоположения в сотовых сетях).

Например, технология CellID (Cell Identification — идентификатор соты) вычисляет координаты абонента по таблице расположения и радиуса ячеек сотовой сети, в которой мобильный телефон обслуживается определенной базовой станцией (БС). Да, в сельской местности погрешность такого позиционирования может достигать 35 км, зато в город-ской черте не превышает нескольких сотен метров.

Но есть и более точный метод определения местоположения GSM-терминала — TOA (Time of Arrival — по времени прибытия сигнала), который измеряет и сравнивает временные интервалы прохождения сигнала от мобильного телефона до нескольких БС, используя абсолютные значения установленного времени. А по разности времени прибытия служебного сигнала на «видимые» соты сетевой узел MLC (Mobile Location Center — центр мобильной локализации) рассчитывает местоположение абонента с помощью триангуляционного алгоритма. Хотя и в этом случае точность позиционирования в центре крупного города не будет выше 125 м, а на окраинах — 1000.

В схожей технологии OTD (Observed Time Difference — наблюдаемая разница во времени) измеряют и сопоставляют интервалы времени прохождения сигнала от нескольких БС до мобильного аппарата, используя относительные значения по времени. Причем в сетях GSM популярен расширенный метод E-OTD (Enhanced Observed Time Difference — улучшенный способ наблюдения разницы во времени), когда в анализе результатов достижения сервисных команд сотового телефона учитываются временные интервалы прохождения сигналов еще и до вспомогательных LMU-точек (Location Measurement Unit — устройство измерения местоположения). Во многих случаях это позволяет понизить погрешность определения местонахождения абонента до нескольких десятков метров в зависимости от числа LMU-узлов вокруг.

Казалось бы, дорабатываем аппаратно-программную часть сети GSM и радуем всех абонентов продвинутыми сервисами. Однако как все выглядит на самом деле в столичных сетях компаний «МегаФон», МТС и «Билайн», мы пытались разобраться самостоятельно, задумав сделать из мобильного телефона радиомаячок для автомототранспорта.

«Навигатор»

Система мобильного позиционирования WebLocator, запущенная в 2002 г. на базе серверной платформы Dell PowerEdge в сети компании «МегаФон», стала первой MLS-ласточкой в России. Благодаря ей абоненты сети «МегаФон» получили возможность в любой момент узнать, где они находятся, и даже увидеть это на электронной карте Москвы.

В первое время мобильное позиционирование от «МегаФона» не отличалось высокой точностью, поскольку местонахождение абонента определялось на основе информации о базовой станции, которая его обслуживала (метод CellID). Сегодня же, спасибо платформе Nokia iGMLC (iGMLC — intelligent Gateway Mobile Location Center) и усовершенствованной MLS-системе «Навигатор», к методам определения местоположения добавился анализ задержки сигнала между телефоном и базовыми станциями, а также учет уровня принимаемого сигнала, что позволило компании «МегаФон» значительно улучшить качество услуг по определению координат абонента.

На сайте «МегаФон-Москва» (www.megafonmoscow.ru ) в разделе «Иди и находи» размещена прямая ссылка на страничку услуги «Навигатор» (http://aop.megafonmoscow.ru ), так что отыскать доступ к нужным MLS-ресурсам смогут даже неискушенные пользователи. Здесь же легко увидеть регистрационную ссылку и соответствующую веб-форму, заполнив которую вы получите на свой телефон SMS-сообщение с паролем для доступа к зарегистрированному аккаунту (учетной записи). Вот и все, можно начинать определять свое местоположение на карте города, для чего в секции «Поиск» следует поставить галочку в поле YA и нажать кнопку «Найти».

Заметьте, что первые две недели эксплуатации основных услуг системы мобильного позиционирования «Навигатор» предлагаются бесплатно, а если вам по-нравится, то дальше придется мириться с ежемесячной абонентской платой — 30 руб. (включает в себя пять попыток определения местоположения через веб-сайт или SMS-послания) и оплатой каждого местоопределяющего запроса (веб-запрос стоит 1 руб., SMS-запрос — 5 руб.). При этом деньги будут списываться напрямую со счета телефонного номера, что удобно.

Кстати, если выбрать тарифный план «Домашний (бессрочный договор)», стартовый комплект которого стоит 170 руб. (в том числе 100 руб. на лицевом счете), то первоначальный платеж за возможность GSM-пеленгации и ее ежедневное использование в течение месяца войдет в те самые стартовые 170 руб. за SIM-карту. Разумеется, не стоит забывать, что еще придется потратиться и на GSM-телефон, но для реализации задуманного радиомаячка подойдет самый простой и дешевый аппарат.

Попутно в учетной записи системы «Навигатор» можно зарегистрировать дополнительную трубку, для чего в разделе «Добавить/удалить абонента» следует указать соответствующий номер телефона, а с самого телефона необходимо послать ответное SMS-сообщение «Y 7ХХХХХХХХХХ» на номер 000980 (стоимость SMS — 5 руб.), где 7ХХХХХХХХХХ -– главный телефонный номер в учетной записи. После этого в секции «Поиск» появится новый абонент, местоположение которого можно выяснить через сайт (стоимость запроса — 1 руб.) или благодаря SMS-команде «LOC 7NNNNNNNNNN» с основной трубки на номер 000980 (стоимость запроса — 5 руб.).

Однако наиболее любопытными сервисами в системе «Навигатор» нам показались услуги «Местоопределение по расписанию» и «Оповещение о входе/выходе из зоны». Причем условия последней услуги задаются прямо на карте города в веб-аккаунте, и если подопечный абонент нарушит границы невидимого периметра, то на ключевой телефон будут приходить соответствующие оповещения. Но учитывайте, что при тестировании мы сталкивались с погрешностью определения местоположения клиента системы «Навигатор» в 100 м в пределах Садового кольца и в 1 км на окраинах города.

Определение нашего местоположения в системе «Навигатор» (красная стрелка –- реальное местоположение)

«МТС-Поиск»

Услуги GSM-пеленгации компании МТС используют технологическую возможность определения местоположения абонентов, работающую на основании привязки клиента к ближайшим базовым станциям в GSM-сети (CellID) и анализа уровня сигнала абонентского телефона на БС. В общем-то это и называется в МТС технологией мобильного позиционирования (Mobile Positioning System), главным требованием которой является включенный телефон клиента сети МТС.

Удивительно, что доступ к ресурсам «МТС-Поиска» спрятан в недрах сайта МТС (www.mts.ru ) и находится в разделе «Развлекайся». А между тем у этой «забавы» есть отдельный веб-сервер — www.mpoisk.ru , на котором функционируют интересующие нас услуги по определению текущего местоположения мобильного телефона, а также объектов городской инфраструктуры вокруг.

Сам ресурс «МТС-Поиск» подразделяется на несколько MPS-секций: «Мой город», «Дети и родители», «Мои друзья», «Мой автомобиль», «Мой бизнес». Казалось бы, наш путь по сайту должен вести в раздел «Мой автомобиль». Ан нет, это всего лишь информационный компас по АЗС, автотехцентрам и пробкам. А для задуманной GSM-пеленгации годится секция «Мои друзья» (сервис «Локатор»). Но при ближайшем рассмотрении наиболее подходящим для нас оказался раздел «Дети и родители» (сервис «Мобильный ребенок»). Эта услуга позволяет определять местоположение собственного телефона и сотовых аппаратов других абонентов, зарегистрированных в одной группе-семье. Кроме того, можно видеть местоположение абонентов на карте и даже отслеживать их перемещение в течение заданного времени.

Как показало тестирование разных возможностей сервиса «Мобильный ребенок», точность определения координат абонента в сети МТС также колеблется от сотни метров в пределах Садового кольца до километра в спальных районах города. Оно и понятно, ведь аккуратность вычисления координат напрямую зависит от числа «видимых» базовых станций МТС. А все операции по определению местоположения сохраняются в разделе «История запросов» соответствующих учетных записей на сайте «МТС-Поиск».

Разумеется, для подключения услуги «МТС-Поиск» необходимо вначале примкнуть к сети МТС, выбрав наиболее подходящий тариф без абонентской платы, например тарифный план RED (с поминутной оплатой 5,95 руб. за звонки на телефоны фиксированной связи и телефоны альтернативных сотовых операторов).

Сам стартовый комплект RED (включает 90 руб. на лицевом счете) стоит 195 руб. Регистрация персонального аккаунта на сайте www.mpoisk.ru  стоит 3,39 руб. (SMS-сообщение «WWW YourLogin» на номер 7888), а вот его активация и пополнение осуществляются путем добавления так называемых «юнитов» к вашему виртуальному WWW-счету. И эта операция воплощается отправкой пустых SMS-сообщений на номера 7790 (90 «юнитов» за 30,48 руб.) или 4750 (475 «юнитов» за 160,87 руб.).

Но это еще не все, поскольку в системе «МТС-Поиск» потребуется включить услугу «Мобильный ребенок» — 5,08 руб. (SMS-сообщение «PAPA YourName» на номер 7788, а в ответном сообщении придет [код семьи] — не теряйте его). И только теперь вы можете определять местоположение своего телефона через веб-интерфейс — 15 «юнитов» за каждую попытку. Таким образом, первоначальный платеж за GSM-пеленгацию и ее ежедневное использование в течение месяца обойдется примерно в 275 рублей, без учета необходимой покупки «лишнего» телефона сотовой связи.

Кстати, если зарегистрировать в сервисе «Мобильный ребенок» еще один телефонный номер (SMS-сообщение «MAMA YourName [код семьи]» со второго аппарата на номер 7788, что также стоит 5,08 руб.), то местоположение одного из GSM-телефонов можно выяснять SMS-запросом с другого (например, SMS-запросом «GDE PAPA» на номер 7788 опять же за 5,08 руб.). Однако полный перечень SMS-команд в рамках услуги «Мобильный ребенок» лучше изучить по адресу https://www.mpoisk.ru/family/sms/.  

Нам же остается добавить, что сейчас сервис «МТС-Поиск» действует на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Новосибирска, Новосибирской области, Смоленска, Тулы, Ярославля, Твери, Владимира, Калуги, Рязани, Костромы, Иванова и Тамбова. Но в будущем компания МТС планирует расширение географических рамок «МТС-Поиска» до всей зоны обслуживания МТС.

Определение нашего местоположения в системе «МТС-Поиск» (красная стрелка –- реальное местоположение)

«Мониторинг транспорта»

В перечне корпоративных услуг компании «Билайн» (www.msk.beeline.ru ) есть сервис под названием «Мониторинг транспорта», который позволяет отслеживать перемещения транспорта в режиме реального времени. Однако в основе этой услуги лежат не возможности GSM-технологий мобильного позиционирования, а потенциал спутниковой GPS-навигации и привычных функций передачи данных в сети «Билайн». Кроме того, подключаемые транспортные средства требуют оснащения специальными терминалами с поддержкой GPS и GSM, которые по каналам GPRS и передают на веб-сервер координаты и скорость автомобиля. Но это уже другая технологическая история с гораздо точным позиционированием, так как MLS-сигнал от БС до телефона редко идёт по пути прямой видимости и может переотражаться несколько раз, это вносит существенную погрешность.

И тем не менее в «пчелиной» сети есть система мобильного позиционирования, ведь такой тарифный план, как «Область 2.0», подразумевает учет местонахождения абонента на основе информации о базовой станции, обслуживающей телефон (метод CellID). А значит, компания «Билайн» уже сейчас может расширить перечень своих возможностей, предложив клиентам удобные услуги позиционирования на карте Московского региона, хотя пока этого не произошло.

Что показали тесты

Первое побуждение при знакомстве с системами мобильного позиционирования сотовых компаний — схватиться за голову с криком: боже, без всяких «жучков» мы все «под колпаком»! И действительно, наши операторы знают, где мы живем, где работаем, когда отдыхаем, когда трудимся, по каким маршрутам ездим, в какие магазины ходим и т.д. и т.п. А если вспомнить об утечках различных баз данных в Интернет, то хочется просто разбить свой телефон об стену, чтобы оказаться в безопасности.

Но, увы, нужно оставаться «на связи». Так не лучше ли поискать в сложившейся ситуации что-то позитивное. Давайте сунем устаревший телефон в бардачок своей машины –- и всегда будем в курсе того, где находится наш железный конь, даже если его эвакуировали. Давайте подарим сотовый ребенку, чтобы знать о местонахождении чада и не волноваться за него. Давайте подключим любимую к системе мобильного позиционирования –- и прекратим терзаться от ревности, мучительно гадая, куда же она пошла на самом деле. Давайте на минуточку «одолжим» у шефа его телефон –- и перестанем лететь на работу сломя голову, когда начальник еще дома. Этот перечень реальных жизненных ситуаций можно продолжать еще долго, благо стоимость осуществления задуманного сравнительно невелика, а точность выдачи координат удивит даже искушенных работников специальных подразделений. Тем более что MLS-инновации работают в помещениях, а рассмотренные системы позиционирования даже кэшируют «последние» координаты местонахождения GSM-терминала, и это очень важно в разрешении многих эпизодов.

Что же касается протестированных возможностей MLS-систем, реализованных компаниями «МегаФон» и МТС, то они показались нам схожими: чем ближе к центру Московского региона, тем больше точность позиционирования (до нескольких десятков метров) и выше качество сопроводительных услуг. Вот только карта города в «Навигаторе» нам показалась более эргономичной, да и SMS-ответы на запросы определения местоположения в системе «МегаФон» оказались информативнее. А ниже мы перечислили все отмеченные минусы и плюсы как «Навигатора», так и «МТС-Поиска».

Плюсы системы «Навигатор»: быстрое подключение, бесплатный период пользования, интуитивный веб-интерфейс, информативная карта Москвы, невысокая стоимость веб-запросов, богатый список сервисов.

Минусы системы «Навигатор»: абонентская плата, упрощенный вариант MPS-услуг в регионах РФ, случается выдача «прыгающих» координат.

Плюсы «МТС-Поиск»: отсутствие абонентской платы за услуги мобильного позиционирования, большая зона покрытия на территории РФ.

Минусы «МТС-Поиск»: сложный веб-интерфейс системы, неудобная карта, случается выдача устаревших координат вместо актуальных.

Редакция выражает благодарность компании «Тринити Спорт» (www.trinitysport.ru ) за помощь в организации тестирования.


За тех, кто на посту!

Скажи мне свой сотовый, и я скажу, где тыИскрится снежок. Уже отступила предновогодняя лихорадка с ее лавинообразно возрастающим потоком спама. А для меня Новый год связан с запахом cвежей хвои и мандаринов, как в детстве. И письма с новогодними поздравлениями мы тогда получали не электронные — а настоящие, на бумаге. Да и слова там были написанные собственноручно, а не готовые — только имя впиши, да и то не всегда нужно. Про спам же мы тогда и слыхом не слыхивали. Признаюсь, иногда что-то в прошлое тянет...

Извините, я отвлекся... Просили что-нибудь по «связной» тематике. Так вот, новогодние праздники — замечательное время, чтобы узнать, насколько крепки наши операторы: как мобильные, так и стационарные. Один из моих питерских знакомых — телефонистов, как принято говорить, с богатым аналоговым прошлым и солидным стажем, поведал мне, что уже который год проводит новогоднюю ночь на работе перед экраном монитора. И на дисплее — график нагрузки сети.

Вот часы бьют двенадцать. Хлопнула пробка шампанского. Выпит первый бокал. Долька мандарина, шоколадка — так, еще две-три минуты на то, чтобы закусить и перевести дух. Что дальше? Правильно, угадали. Рука тянется к телефону. Причем почему-то у всех. И одновременно. Шквал поздравительных звонков. Вот этого-то момента и ждут с замиранием сердца администраторы-телефонисты за своими пультами. И мой питерский знакомый здесь не исключение. Причем, как он мне рассказывал, нечего здесь на Россию пенять, что, мол, повсюду телекоммуникационное и прочее бездорожье. В этот час пик легко «ложатся» станции операторов и в Европе, и в Азии. И связисты оперативно и дружно «поднимают» их по всем городам и весям цивилизованного мира. Хорошо еще, что есть часовые пояса. Правда, в последние годы это не очень-то спасает — почему бы не позвонить на другой конец света и не поздравить с Новым годом! Ведь тарифы становятся все ниже, как уверяет нас реклама.

Так вот, дорогие друзья, когда вы в следующий раз в пять минут первого схватите свою телефонную трубку, то вспомните, пожалуйста, о тех, кто обеспечивает вам связь. И если вдруг что-то не так — «не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Давайте пожелаем удачи тем, кто за пультами в эту праздничную ночь обеспечивает вам связь. Желаю всем удачи. С Новым годом!


Philips Xenium как GSM-маячок

Скажи мне свой сотовый, и я скажу, где тыАппаратное подключение автомототранспорта к системам позиционирования компаний «МегаФон» и МТС выполняется довольно легко. Берем простенький мобильник, соответствующий преобразователь питания от 12 В и все это прячем в укромном уголке металлической конструкции. Но есть и более оптимальный вариант — телефон Philips Xenium 9@9k.

Разумеется, если проводить конкурс «Самый глючный и неудобный мобильник», то некоторые образцы Philips могли бы в нем победить, однако сотовые модели серии Xenium хорошо подходят в качестве многофункциональных радиомаячков, ведь они отличаются продолжительным временем работы в режиме ожидания.

Так, аппарат Philips Xenium 9@9k — настоящий рекордсмен по продолжительности работы после одной зарядки: до двух месяцев работы в режиме ожидания и до 20 ч в режиме разговора. При этом телефон снабжен цифровой камерой, МР3-плеером, FM-приемником, слотом для карт памяти microSD, интерфейсом Bluetooth 2.0 и разъемом Mini-USB, через который может подзаряжаться в компьютерных системах. Согласитесь, полезное устройство в дороге, тем более что его рекомендованная розничная цена составляет 3999 руб.