Цветокоррекция

Если областей с нейтральными цветами нет, то подсказкой также могут стать памятные цвета. В CMYK это процентные соотношения цветов для таких типовых объектов, как кожа человека, листья деревьев и т. д. Однако не все программы сканирования позволяют показывать цвет в модели CMYK, хотя уже давно разработаны цветовые профили ICC, которые экспортируются из различных программ. И все же из подобной ситуации есть выход: нужно выписать основные соотношения памятных цветов для различных моделей в Photoshop и поместить рядом с рабочим местом. Если поработать хотя бы неделю с использованием подобной шпаргалки, то станет гораздо проще ориентироваться в цветовых моделях. Бывает, что человек быстрее запоминает не числовые значения, а графические образы (например, положения движков в палитре Color программы Photoshop), однако, к сожалению, мне не известно программ сканирования, где бы цвет отображался подобным образом.

Некоторые памятные цвета в моделях RGB и CMYK

Кстати, во время работы с памятными цветами также сохраняется возможность ошибки цветокоррекции. Часто приходится наблюдать, как в угоду идеальному цвету лица весь сюжет сдвигается в желто-красную область.

Цветовые модели

Цветное изображение может быть закодировано одной из основных моделей: RGB, CMYK и Lab. Для каждой из них цветокоррекция имеет свои специфические особенности.

RGB

Большинство сканеров работают с трехканальной яркостной моделью RGB, которую можно счесть логическим продолжением способа оцифровки изображения устройством. Чувствительные элементы с помощью красного, синего и зеленого фильтров воспринимают свою часть спектра падающего на них света и преобразуют его в электрический ток. С помощью аналого-цифровых преобразователей электрический сигнал в двоичном виде записывается в файл на диск ПК. Такая же цветовая модель используется и в электронно-лучевых трубках мониторов.

Цветовой круг иллюстрирует связь основных цветов аддитивной и субтрактивной моделей

В RGB цвет определяется яркостью трех составляющих: красной, зеленой и синей. Такая модель называется аддитивной. Она отличается «генетическим» родством с аппаратурой (сканером и монитором), широким цветовым охватом, доступностью многих процедур обработки изображения (фильтры) в программах растровой графики. Кроме того, полученное изображение занимает меньший объем на жестком диске, чем выполненное с использованием модели CMYK. К недостаткам RGB относится вероятность ошибочного представления цветов на экране монитора — они могут отличаться от полученных цветоделением, а также взаимозависимостью цветовых каналов (при увеличении яркости одного канала в других каналах она уменьшается).

Амплитудное, или регулярное, растрированиеСтохастическое, или частотное, растрирование

CMYK

В модели Lab информация о яркости и цвете разделены. Высокая концентрация цветовой информации в середине осей a и b затрудняет с помощью градационных кривых тонкую цветокоррекцию

К сожалению, для печати нельзя создать цвета красок, аналогичные тем, что предоставляет RGB, где «работают» только «на просвет», т. е. через пленку-фильтр или люминофор монитора, и как бы вырезаются из сплошного спектра соответствующими фильтрами. В печати все происходит наоборот — бумага поглощает весь спектр цветов, за исключением того, в который она окрашена. Однако сделать цвета красок абсолютно «противоположными» (дополнительными) по отношению к RGB не удается. Поэтому приходится вводить четвертую цветовую составляющую — черную, чтобы усилить поглощение света в темных областях и сделать их максимально черными, т. е. расширить тоновый диапазон печати. Неидеальная «противоположность» красок приводит к тому, что для получения серых оттенков необходимо накладывать триадные краски не в равных пропорциях, как в RGB, а с избытком голубой составляющей. Обычно последней (Cyan) требуется на 15—20% больше, чем пурпурной (Magenta) и желтой (Yellow). Это наглядно показано на графике настройки печатных красок Ink SetUp в программе Photoshop.

Триадная полутоновая печать требует технологии растрирования — оттенки цвета получаются в результате изменения площади растровых элементов (амплитудное растрирование) или их частоты на единицу площади (частотное растрирование). Модель СМYК — субтрактивная, т. е. чем больше накладывается краски, тем темнее получается цвет, причем процентное изменение любого цвета не влияет на остальные. Однако ее возможности ограничивают узкий цветовой охват, обусловленный несовершенством пигментов и отражающими свойствами бумаги, и неточное отображение цветов CMYK на мониторе. К тому же многие фильтры растровых программ в CMYK не действуют, и требуется на 30% больший объем памяти, чем при работе с RGB.

Lab

Эта модель наиболее точно описывает параметры цвета, поскольку обладает самым широким охватом. Ее часто используют как внутреннюю во многих программных продуктах для пересчета при переводе цветов из одной модели в другую. Достоинство Lab в том, что там данные о цвете и яркости разделены и независимы. Это позволяет изменять тоновые градационные характеристики изображения, не затрагивая цветовые. Кроме того, использование фильтров в канале Lightness не искажает цветовой информации. Недостатком можно считать высокую концентрацию цветовой информации в середине осей a и b (см. рисунок), что затрудняет тонкую коррекцию цвета с помощью градационных кривых.

К.Э. Бочков, оператор цветоделения, concord@ru.ru

Продолжение в следующем номере.


При восходе или закате солнца все предметы могут сильно изменять свой цвет в сторону желтого или красного. Поэтому следует сохранить особенности освещения, иначе можно исказить истинную картину.

Секрет цветокоррекции заключается в увеличении контраста отдельных цветов и их «растаскивании» на периферию цветового круга.