В настоящее время российским корпоративным пользователям доступно множество облачных сервисов видеоконференц-связи. Причем некоторые из них, например TrueConf Online или «ВидеоМост», развиваются на основе независимых отечественных разработок. Другая группа облачных ВКС, представленных на рынке, символизирует собой облачную стратегию лидеров ИТ-индустрии — Cisco, Polycom и др. Наиболее ярким примером облачного решения для конференций в данной группе является Cisco WebEx. В третьем лагере собрались телекоммуникационные компании — они пытаются сыграть в этом оркестре свою партию, обычно с опорой на готовые облачные платформы вендоров, такие как Polycom RealPresence Cloud. Но некоторые операторы сами разрабатывают решения для организации услуг по модели Video as a Service (VaaS). К примеру, компания Orange Business Services в августе 2011 года объявила о запуске в нашей стране сервиса Open VideoPresence, который позволяет проводить многоточечные видеоконференции без инвестиций в инфраструктуру. Платформа для этого сервиса разработана Orange самостоятельно.

Представители трех перечисленных групп по-разному оценивают потенциал облачных видеоконференций и их способность ощутимо понизить спрос на традиционные серверные продукты ВКС (под традиционными продуктами мы понимаем серверы многоточечных ВКС, устанавливаемые на площадке заказчика). Независимых разработчиков и операторов условно можно записать в отряд оптимистов, а лидеров ИТ-индустрии правильнее будет отнести к стану реалистов-консерваторов.

Павел Паплински, директор по стратегическому развитию Orange в России и СНГ, на российской презентации облачного сервиса Open VideoPresence, ссылаясь на исследования компании Ovum, отметил, что на мировом рынке доходы, получаемые за счет предоставления услуг ВКС, будут расти вдвое быстрее, чем выручка от продаж соответствующего оборудования.

Игорь Богданов, эксперт по видеорешениям, ведущий менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ, также считает, что облачные сервисы ВКС в России имеют большие перспективы, хотя в настоящее время этот рынок находится в зачаточном состоянии.

ИЗ ШУТЛИВОЙ СХЕМЫ, размещенной на сайте Orange, ясно, что OpenVideoPresence позволяет подключать пользователей из любых сетей (IP VPN, ISDN, Интернет), использующих любые видеотерминалы от любых производителей, а также компьютеры с веб-камерами. Стоимость минуты видеосвязи составляет от 7 руб. Источник: Orange Business Services

ИЗ ШУТЛИВОЙ СХЕМЫ, размещенной на сайте Orange, ясно, что OpenVideoPresence позволяет подключать пользователей из любых сетей (IP VPN, ISDN, Интернет), использующих любые видеотерминалы от любых производителей, а также компьютеры с веб-камерами. Стоимость минуты видеосвязи составляет от 7 руб.
Источник: Orange Business Services

«Перспективы связаны с преимуществами облачных сервисов в целом – заказчику не требуется инвестировать в инфраструктуру, и он имеет возможность получать услугу в тех объемах, которые ему необходимы. До недавнего времени термин 'облачный сервис' был скорее маркетинговым, за ним в действительности ничего не стояло. И только за последний год облачные сервисы стали реальными и доступными, и теперь предоставление ВКС-сервисов из облака — одна из основных тенденций на рынке», — подчеркнул Богданов.

«Развитие облачных платформ оказало огромное влияние на рынок ВКС. Аналитики Gartner называют ВКС 'SaaS-приложением номер один' по востребованности среди корпоративных клиентов», — отмечает в своем комментарии Андрей Свириденко, председатель правления компании Spirit. Он полагает, что сервис ВКС легко и естественно переносится в облако и является востребованным как корпоративными клиентами, так и операторами связи.

«Для многих предприятий подключение к облачному ВКС-сервису оператора или сервис-провайдера является оптимальным решением, ведь отсутствуют даже минимальные стартовые затраты на оборудование, поддержку системы и специалистов для ее обслуживания. Качество сервиса контролируется поставщиком, и услуги доступны откуда угодно для всех штатных и удаленных сотрудников. Кроме того, облачные ВКС гибко масштабируются в зависимости от потребностей компании», — утверждает представитель Spirit.

Перспективы рынка VaaS позитивно оценивает и Георгий Санадзе, технический директор Avaya в России и СНГ: «Услуги ВКС, как и многие другие, сегодня можно получить через облачные сервисы, и в каком-то смысле можно говорить об устойчивой тенденции перехода ВКС в облако. Для заказчика это, безусловно, очень интересная возможность экономить на покупке собственного сервера MCU и ограничиться инвестициями только в терминальные устройства и канал. Но именно здесь возникает главное препятствие широкому развитию услуг данного типа: реально воспользоваться хостингом видео удается только через оператора, предоставляющего услуги доступа. Иначе невозможно говорить о каком-либо гарантированном качестве. А именно гарантия качества является неотъемлемым требованием корпоративных ВКС. Другой сдерживающий фактор — традиционный вопрос обеспечения безопасности. Во многих случаях заказчик еще не готов выпускать контент видеоконференции за пределы корпоративного периметра».

Осторожен в своих оценках и Сергей Хомяков, генеральный менеджер Polycom в России и СНГ: «В мире облачные решения еще находятся на ранней стадии развития, и уровень их распространения различается в зависимости от сферы применения. Благодаря облачным технологиям доступ к услугам ВКС получают не только крупные компании, способные приобрести мощные дорогостоящие системы, но и предприятия малого и среднего бизнеса, которые в состоянии оплачивать подобные услуги. Это открывает новые возможности для развития рынка ВКС».

Отдавая должное потенциалу облачных технологий, возможность заметного влияния на рынок ВКС со стороны телеком-операторов и провайдеров пока отрицает и Свириденко: «Думаю, что существенно снизить спрос они пока не способны. Облачными решениями пользуется в основном малый и средний бизнес, крупные же компании предпочитают внедрять собственную систему видеоконференц-связи. Кроме того, необходимо помнить, что готовность клиентов к использованию облака определяется политикой безопасности компании, а также разнообразными государственными и отраслевыми стандартами, и есть несколько категорий организаций, которые вряд ли когда-либо будут пользоваться облачными сервисами. Это государственные учреждения, силовые структуры, банки. Возможно, в будущем ситуация изменится, но для этого необходимо, чтобы облачные сервисы стали гораздо дешевле».

Интересно, а как российские дистрибьюторы и интеграторы оценивают потенциал облачных ВКС и их возможное влияние на рынок? Быть может, они все же наблюдают какие-то изменения в канале?

Бескомпромиссную позицию по данному вопросу занимает Ринат Самитов, директор бизнес-направления «ВКС и мультимедиа» компании «Микротест»: «Программные серверы, претендующие на название 'сервер ВКС', не способны обеспечить проведение многоточечных видеоконференций в режиме постоянного присутствия для сколь-нибудь ощутимого количества участников. Тем более с трансколированием и индивидуальной настройкой раскладок для каждого участника. Это естественное ограничение, которое непреодолимо на нынешнем этапе без применения специализированных процессоров. Именно за эти принципиально иные технологии и совершенно иной уровень надежности сервисов ВКС и платит заказчик, приобретая аппаратные серверы многоточечных конференций. Соответственно, для операторов связи, предоставляющих облачные сервисы ВКС, главным является высочайший уровень надежности техники, возможность проведения и организации конференций с большим количеством участников, возможность масштабирования решения, возможность обеспечения резервирования MCU и систем управления и мониторинга, а также возможность оптимизации трафика (это необходимо при организации конференций для территориально распределенных заказчиков, использующих услуги одного оператора). Таким образом, софтверные решения в серверном сегменте ВКС неприемлемы ни для операторов связи, ни для сколь-нибудь уважающего себя заказчика».

«Я не вижу в настоящее время ни экономических, ни технологических причин для заметного влияния модели SaaS на объем поставок традиционных серверов ВКС. Серверы многоточечных ВКС в первую очередь предназначены для крупных предприятий и госзаказчиков, которые традиционно предпочитают сохранять полный контроль за оборудованием связи, а также лимитировать выход каналов связи за пределы внутренней сети. Малый и средний бизнес, на который потенциально может быть ориентирована эта услуга, в большинстве случаев в состоянии организовать такой сервис на существующем оборудовании, купив весьма экономичные лицензии традиционной многоточечной ВКС. А заказчики, не имеющие в инфраструктуре кодеков и качественных камер, как правило, вполне удовлетворены услугами Skype», — заявил Алексей Гвоздь, руководитель направления систем связи компании OCS Distribution.

Эксперты едины во мнении, что на рынок профессиональных видеоконференций не окажут значимого влияния и публичные видеосервисы — Skype, Apple FaceTime, «Видеостречи Google+», «Mail.Ru Агент» и др. (даже учитывая тот факт, что Microsoft приступила к интеграции Skype в свою коммуникационную платформу для корпоративных заказчиков Lync).

Хомяков подтверждает, что бесплатные сервисы внесли свой вклад в распространение видеоконференц-связи, — они популяризовали этот вид коммуникаций среди обычных пользователей и помогли преодолеть психологический барьер перед общением по видео. Но бесплатные сетевые сервисы рассчитаны в основном на обычных пользователей, в то время как профессиональное оборудование ВКС предназначено для применения в бизнесе и других отраслях, например в медицине, образовании. Поэтому эти два вида средств видеообщения лежат немного в разных плоскостях.

"ВКС для бизнеса — это в первую очередь инструмент, призванный облегчить работу, сэкономить средства и помочь повысить производительность. Поэтому он должен обладать высокими характеристиками и определенным набором дополнительных сервисов, таких как изображение и звук в HD-качестве, возможность обмена контентом. Кстати, среди первоочередных требований, которые клиенты сейчас предъявляют к видеоконференц-связи, фигурируют High Definition, высокое качество звука и изображения, одновременная возможность работы с документами и презентациями, мобильные приложения, а также эффект телеприсутствия. Публичные бесплатные сервисы не могут соответствовать этим требованиям, да и не предназначены для этого», — говорит Хомяков.

Схожего мнения придерживается и Санадзе: «Эти два направления — публичные видеосервисы и профессиональные продукты и услуги для видеоконференц-связи — очень похожи по названию и функциональности, но в практической плоскости они редко пересекаются. Профессиональные видеосистемы замкнуты внутри корпоративной сети, где важную роль играют безопасность, качество и надежность. А что касается публичных видеосервисов, то они чаще всего "никому ничего не обещают», так как являются бесплатными. Сейчас наблюдается тенденция постепенного вхождения этих сервисов в корпоративную среду, что обычно позволяет заказчикам решать задачи, не требующие гарантированного качества. Тем не менее публичные видеосервисы пока значительно не влияют на инвестиции в профессиональные, качественные и хорошо защищенные видеоконференц-системы».

В качестве резюме приведем оценку компании Orange, которая подсчитала, что доля заказчиков, которые сегодня выбирают облачные сервисы ВКС, составляет не более 10% общего числа пользующихся видеоконференц-связью. В метеорологии облачность принято оценивать по десятибалльной шкале — в зависимости от того, сколько десятых долей небесного свода закрыто тучами. Если применить эту методику на современный рынок ВКС, можно с уверенностью сказать, что его облачность составляет сегодня не более одного балла.