Современные технологии достигли таких высот, что через пять-шесть лет из двух извечных российских проблем на одну станет меньше... Нет, речь-то как раз пойдет про дороги. С ними давным-давно пора разобраться, да все было недосуг, а тут перспектива решения «дорожного вопроса» замаячила вполне отчетливо.

Нет, вы опять не поняли. Протяженность дорог не увеличится, дорожное покрытие, если его так можно называть, тоже не особо улучшится... Что же тогда остается? Снова не угадали: с проблемой российских дорог государство покончит раз и навсегда, обеспечив сплошное покрытие всех автодорог... сотовой связью. Отрадно, что это простейшее решение заскорузлого дорожного вопроса пришло наконец в головы чиновников. Как заявил на сентябрьском заседании Научно-технического совета (НТС) Минкомсвязи заместитель министра Наум Мардер, к 2017 году будет достигнуто стопроцентное покрытие всех российских автодорог сотовой связью.

Актуальность данной меры не вызывает сомнений. К 2013 году на территории России должна быть развернута система экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. А поскольку информация об этих самых авариях должна передаваться по каналам сотовой связи, то без покрытия ею автодорог – никуда. Не очень понятно, что будет происходить в переходную «эру» между 2013 и 2017 годами, когда система реагирования уже начнет функционировать, а обещанного покрытия автодорог сотовой связью надо будет ждать даже не три, а целых четыре года. Но стоит ли обращать внимание на какие-то неувязки?

Согласно оценке правительства, сегодня протяженность российских автодорог составляет 600 тыс. км. Трудно сказать, какие дороги руководство страны относит к автодорогам, а какие нет, ориентируясь, видимо, на максимально допустимую глубину дорожной колеи, но цифра впечатляет. Еще больше впечатляет то, что, по словам Мардера, сотовой связью пока покрыто лишь 20% российских автодорог, оставшиеся 80% предстоит «телефонизировать» за ближайшую пятилетку.

Еще надавно обеспечение трассы «Амур» сотовой связью едва дотягивало до 50%

Еще надавно обеспечение трассы «Амур» сотовой связью едва дотягивало до 50%

Что говорить, задача не из легких, но где наша не пропадала. Недаром в Минкомсвязи уверены, что операторы «большой тройки» будут работать над этой задачей «в плановом режиме».

«Мы хотели бы сделать такое же плотное радиопокрытие, как в Европе, но таких денег у нас нет», – цитирует г-на Мардера агентство Интерфакс. И то верно: о европейских площадях при европейских бюджетах наши чиновники могут только мечтать, тем паче что это не вредно. Только войти в правительства европейских стран их почему-то никто не приглашает. Приходится как-то изворачиваться на собственной делянке.

Кстати, о деньгах, которых «у нас нет». В конце сентября этого года общественности был представлен уже выполненный проект строительства сети сотовой связи вдоль трассы «Амур», соединяющей Хабаровск с Читой. Ее общая протяженность – около 2100 км. Это та самая трасса, строительство которой обошлось примерно в 70 млрд руб., которая была с большой помпой открыта 24 сентября 2010 года и которую во время прошлогоднего автопробега «по бездорожью и разгильдяйству» Владимир Путин назвал «хорошей проселочной дорогой», распорядившись сразу же после открытия трассы приступить к капитальному ремонту около четверти ее общей длины.

Качество дорожного покрытия – какие пустяки! То ли дело – покрытие сотовое. Еще недавно обеспечение «Амура» сотовой связью едва дотягивало до 50%. И вот в августе прошлого года было принято решение о доведении данного показателя до 100%, работа закипела в мае года текущего, а в конце сентября исполнители уже рапортовали об успешном освоении выделенных средств. Бюджет данного телекоммуникационого проекта составил 4,8 млрд руб., это в 14,5 раза меньше стоимости самого полотна. Было возведено 283 базовые станции, то есть с учетом затрат на прокладку новых подъездных путей для установки опор и на обеспечение электропитания объектов связи строительство одной такой станции в среднем обошлось в 17 млн руб. Если пересчитать на километры, то на «сотовизацию» каждого было потрачено «всего лишь» 2,22 млн руб. Легко прикинуть, что при таких, с позволения сказать, сметных стоимостях проектов, покрытие еще не охваченных сотовой связью 480 тыс. км российских автодорог потребует не менее 30 млрд долл. Но ради экстренного реагирования на дорожные аварии государство наше вкупе с сотовыми операторами последнюю рубашку отдаст!

Конечно, трасса «Амур» – не лучший пример для обобщений в силу объективных сложностей производства на ней любых работ. Но возникает естественный вопрос: насколько востребованы подобные услуги сотовой связи? Согласно данным главного подрядчика строительства трассы, сегодня по ней проезжает около 3 тыс. автомобилей в сутки, или в среднем по одному автомобилю в минуту (!) в каждую сторону. Власти признают, что трасса Хабаровск–Владивосток загружена несравненно больше, но с «Амура», видимо, решено было начать, чтобы проезжающие машины не отвлекали строителей. Пожелаем же, чтобы после завершения этого проекта не пришлось сразу приступать к капитальному ремонту.