С самого своего возникновения технология видеоконференц-связи (ВКС) привлекала всеобщее внимание, одновременно вызывая большую долю скепсиса относительно работоспособности, надежности и окупаемости. До недавнего времени круг ее пользователей ограничивался руководством крупных предприятий и государственных структур, незначительно затрагивая средний бизнес и совсем не касаясь малого.

Предлагаем читателям краткий обзор нынешнего состояния рынка ВКС и основных тенденций его развития.

Исторический экскурс

История видеосвязи длится уже несколько десятилетий, начиная с 1964 года, когда американский оператор сотовой связи AT&T предложил для своих клиентов услугу видеотелефонии. Значительным событием на рынке стало появление в 1982 году комплектов оборудования видеоконференц-связи компании Compression Labs, в которых уже использовались технологии сжатия. Стоимость их на то время (порядка 250 тыс. долл.) сопоставима с нынешней стоимостью самых современных комплектов телеприсутствия (Telepresence).

Современная история ВКС начинается, пожалуй, с принятия в 1990 году стандарта H.320, регламентирующего механизмы сжатия голоса и видео в сетях. С этого момента эксперты стали говорить о предстоящем взрывном росте в области видеоконференций. Необходимо было всего лишь дождаться момента, когда стоимость оборудования ВКС опустится ниже условного уровня A стоимость каналов сократится до приемлемого уровня B, да еще и системы ВКС разных производителей станут совместимыми.

Обещанного «взрыва» мы пока не увидели, тем не менее ВКС сегодня является одним из самых быстрорастущих сегментов в области информационных технологий. Всплеск интереса к ВКС произошел во время последнего крупного извержения вулкана в Исландии, когда были отменены сотни авиарейсов в Европе и видеоконференц-связь, оказавшись наиболее подходящим способом полноценного общения, пришла на выручку тысячам людей. Негативные экономические условия последних лет понизили темпы роста на рынке оборудования ВКС, но, в отличие от других сегментов ИТ, динамика спроса на видеотехнологии оставалась положительной и в кризис. В настоящее время, по данным аналитических агентств IDC, Wainhouse Research и Frost&Sullivan, суммарный рост рынка ВКС составляет 16-20% в год.

Предпосылки для роста

Безусловно, для развития и распространения ВКС необходимы определенные условия. Прежде всего пользователи должны осознать свою выгоду от использования видеоконференц-связи. Нетрудно, например, подсчитать, сколько компания может сэкономить на командировках сотрудников. Сложнее поддается подсчету выгода от таких преимуществ ВКС, как повышение эффективности и оперативности принятия решений; уменьшение потерь рабочего времени и сокращение стрессов, связанных с переездами; возможность задействовать специалистов, проживающих в других регионах. Но эти выгоды очевидны, и они стимулируют дальнейший рост рынка ВКС.

Кроме того, росту способствуют текущие тенденции развития общества и бизнеса. Одной из таких тенденций стала глобализация: сотрудники компаний постоянно общаются с коллегами, разбросанными по всему миру, и базовых средств коммуникации зачастую недостаточно для оперативного решения задач. Одно дело – побеседовать по телефону или ответить на электронное письмо и совсем другое – лично поговорить с человеком. Практика показывает, что современные решения ВКС способны полностью воспроизвести условия беседы при личной встрече. Не менее способствует росту рынка ВКС возникновение и расширение виртуального бизнеса, который требует более совершенных средств коммуникации.

Крупнейшие представители отрасли ИТ, включая Avaya, Cisco, IBM, Microsoft, продвигают концепцию унифицированных коммуникаций (UC), на сегодня это общепризнанный вектор развития информационных технологий. Разработчики UC в сотрудничестве с производителями ВКС интегрируют видео в системы унифицированных коммуникаций, одновременно совмещая UC и офисные приложения.

Современные IP-сети повсеместно переходят на гигабитные скорости передачи информации, чтобы обеспечить необходимую полосу пропускания для качественной работы ВКС. Массовому использованию видеосвязи способствует распространение широкополосного доступа в Интернет. А ввод в действие мобильных беспроводных сетей 3G-4G предоставляет возможность задействовать для видеозвонков мобильные терминалы.

Прежде многие пользователи испытывали некоторую скованность перед видеокамерой во время сеансов видеосвязи. Но для нового поколения работников средства электронного общения, включая видео (вспомним хотя бы Skype), – естественный элемент жизни.

Увеличение стоимости энергоресурсов приводит прямо или косвенно к росту стоимости деловых и личных поездок. ВКС и другие средства электронного взаимодействия помогают минимизировать эти затраты. Совокупность этих факторов создает необходимые предпосылки для дальнейшего расширения рынка видеосвязи и совершенствования ее функциональных возможностей.

Актуальные тренды

Еще недавно система ВКС представляла собой «коммуникационный остров» в корпоративной информационной среде. Оборудование видеосвязи располагалось в специально отведенных помещениях, и для его работы задействовались выделенные телекоммуникационные каналы. Пользовались ВКС только руководители и сотрудники определенных служб. Помещение и каналы для каждого сеанса видеосвязи необходимо было заранее резервировать.

Сейчас подобные специально оборудованные помещения используются только для групповых совещаний либо учебных классов. В настоящее время существует огромный выбор индивидуальных терминалов и программных агентов, устанавливаемых на персональные компьютеры и мобильные терминалы. И все эти продукты — как группового, так и индивидуального назначения — могут соединяться по IP-сетям и формировать единое коммуникационное пространство для проведения конференций в любое удобное время. Более того, через шлюзы к конференциям могут подключаться абоненты сетей, не работающих по протоколам ВКС, например Skype.

ВКС становится действительно массовой технологией, чему немало способствует наличие недорогих терминальных устройств, снижение цен на каналы связи и доступность широкополосного доступа в Интернет. Если всего несколько лет назад ВКС по большей части использовалась для представительских целей, то сейчас эта технология широко задействована в медицине, внедряется для дистанционного обучения и контроля технологических процессов. На очереди – охват среднего и малого бизнеса.

Другая тенденция – повышение требований к качеству изображения, особенно в тех случаях, когда высокая четкость изображения является необходимым условием успешного, безопасного и результативного сеанса видеосвязи, например в сфере телемедицины, при организации удаленного мониторинга сложных технологических операций, а также для представительских мероприятий с участием руководителей высокого уровня. Эти требования на нынешнем этапе обеспечивает оборудование, поддерживающее формат высокого разрешения HD, и решения Telepresence.

Системы высокого разрешения предъявляют повышенные требования к полосе пропускания и качеству каналов. Для смягчения этих требований производители разрабатывают протоколы, обеспечивающие большее сжатие и минимизацию влияния потери пакетов на качество изображения.

Уже упоминавшаяся тенденция интеграции ВКС с системами унифицированных коммуникаций позволяет управлять сеансами ВКС из единого интерфейса. Наряду с этим обеспечиваются такие функции, как индикации присутствия (presence), обмен мгновенными сообщениями (instant messaging), совместная работа с документами, иллюстративными материалами (data collaboration) и др.

Что дальше?

В ближайшей перспективе (три–пять лет) интеграция ВКС и UC должна завершиться. Инициировать сеанс видеосвязи можно будет мгновенно из различных коммуникационных приложений. Видео высокого разрешения и широкополосное аудио станет де-факто рыночным стандартом, появятся видеоконтакт-центры, мобильные сети 4G будут поддерживать широкий выбор видеосервисов.

Через 5-10 лет сеансы внутрикорпоративной ВКС станут ежедневной практикой. Видеозвонки начнут использоваться в сфере торговли, включая покупки в режиме онлайн. Видеокиоски и видеотелефоны станут стандартным оборудованием банков, торговых комплексов, салонов автодилеров и т. д. Появятся серийные системы ВКС с поддержкой технологий 3D (опытные образцы уже демонстрировались на отраслевых выставках). Вероятно и появление серийных «роботов телеприсутствия» с вмонтированными системами ВКС, наблюдающими за удаленными объектами мониторинга (первые образцы уже предлагаются, в том числе российскими производителями).

Ну а дальнейшая перспектива... «Виртуальная реальность» ворвется в каждый офис и дом! Вдобавок к объемному изображению в натуральную величину появится возможность воспроизводить запахи и обеспечивать тактильные ощущения.

ВКС, при всей неоднозначности современного восприятия видеоконференц-связи и кажущейся угрозе для ее развития со стороны бесплатных сетей типа Skype, остается живой и имеет перспективы для дальнейшего развития.

Николай Окладников, заместитель директора Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет».