Ирина Матвеева: «Причин для возникновения второй волны кризиса сейчас не видно, но если о ней постоянно думать и говорить, то она обязательно придет» Консолидированная выручка за квартал составила 363,6 млн долл. (пересчитана по среднему курсу 32,21 руб. за долл.), за полугодие — 698 млн долл. Объем доходов в рублях за полугодие вырос на 15% по сравнению с суммой, заработанной годом ранее. Вместе с тем полугодовая чистая прибыль «Комстара» (42,6 млн долл.) снизилась на 28% в рублевом эквиваленте относительно первой половины прошлого года.

К качественным достижениям минувшего периода следует отнести реструктуризацию регионального бизнеса «Комстара-ОТС», оптимизацию штата группы «Стрим-ТВ» (сокращение 12% сотрудников), внедрение в компаниях этой же группы единых стандартов управления и отчетности, разработку операционной структуры ЗАО «Комстар-Регионы» и развитие бизнеса в сфере услуг ШПД. Настоящим прорывом стал запуск сети мобильного WiMAX в Москве. В ряде других городов областного и районного масштабов началось предоставление услуг ШПД по фиксированным сетям связи. До 1 тыс. выросло число зарегистрированных в сети «Комстар-FON» беспроводных точек доступа WiFi.

Благополучно пережить первую половину года компании помогла как консолидация отчетности ряда региональных дочерних операторов, так и органический рост бизнеса по отдельным направлениям. Не последнюю роль в приросте консолидированных доходов сыграл удачный старт «Комстара» на рынке услуг дальней связи, выручка от которых только во II квартале достигла 339 млн руб.

Интересно, что за первый кризисный год (если отсчитывать его с середины прошлого календарного года) у оператора заметно выросла доходность абонентов ШПД массового сегмента, которых преимущественно обслуживает дочерняя компания МГТС. Во II квартале 2009 года величина ARPU в данном сегменте составила 228 руб., или 7,1 долл. Если сравнить с аналогичным периодом более благополучного 2008 года, то средняя выручка с массового абонента увеличилась на 97% в рублях и на 45% в долларах. Общая абонентская база массового сегмента за тот же период выросла на 89%, до 182 тыс. подписчиков.

Численность абонентов премиум-сегмента, предпочитающих безлимитные тарифы с довольно высокой постоянной скоростью соединения (от 512 Кбит/c), напротив, сократилась за указанный период с 686 до 608 тыс. Да и ARPU в «дорогом» сегменте проявила себя не самым лучшим образом: в рублях доходность подтянулась на 9%, а в долларах упала на 20%. Таким образом, к середине нынешнего года показатели доходности массового и премиум-сегментов пользователей Internet в московской сети «Комстара» заметно сблизились, и разница между ними теперь составляет всего 4 долл. (год назад — 9 долл.). С чем это связано, не совсем понятно. Казалось бы, кризис должен был сильнее всего ударить по малоимущим слоям населения, но спрос на услуги ШПД именно с их стороны оказался наиболее эластичным.

Вице-президент по экономике и финансам «Комстара-ОТС» Ирина Матвеева предположила, что одна из причин состоит в том, что подписчики на дешевые ТП регулярно используют дополнительные опции, такие как «Турбокнопка». В итоге за месяц у них набегает сумма, сопоставимая со стоимостью более дорогих тарифов. В ближайшем будущем, предполагает Матвеева, нужно ждать увеличения ARPU в премиум-сегменте и, как минимум, сохранения доходности услуг в сегменте массовых пользователей Internet-доступа.

Больше всего, конечно же, пострадал корпоративный сегмент клиентов «Комстар-ОТС». Помимо небольшого оттока абонентской базы (на 6%) оператор отмечает существенное уменьшение усредненной ежемесячной выручки с одного заказчика (128,1 долл. во второй четверти 2009 г. против 173,4 долл. годом ранее). Правда, в рублевом эквиваленте APRU «корпоративщиков» почти не изменилась, и это вселяет определенные надежды на то, что пик кризисных явлений уже пройден.

Ирина Матвеева подтверждает, что самым тяжелым временем для ее компании было начало года. Рост дебиторской задолженности, неплатежи, отключения клиентов — неизбежные спутники любого макроэкономического потрясения. Затем ситуация наладилась. На вопрос, ожидают ли в «Комстаре» второй волны кризиса, Матвеева ответила, что фундаментальных причин ее возникновения она не видит, но если участники рынка будут постоянно об этом думать и говорить, то вторая волна обязательно придет. Сегодня важно не возвращаться к истерическим кризисным настроениям, а думать о развитии бизнеса, исходя из реальных возможностей и потребностей.

«Комстар-ОТС» тоже думает о своем развитии. Его капитальные вложения за первое полугодие составили 75,2 млн долл. В отношении дальнейшего расширения бизнеса за счет слияний и поглощений руководство компании берет паузу до окончательного завершения сделки с МТС. Крупнейший сотовый оператор страны еще в июне получил разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение до 100% акций «Комстара-ОТС».