Скептикам ситуация стала казаться безнадежной, но тут — о, чудо! — обитатели высоких кабинетов нашли на удивление простой способ вдохнуть жизнь в почти мертворожденный проект. В мае замелькали сообщения о том, что «АвтоВАЗ» решил устанавливать на все автомобили «Приора» приемники ГЛОНАСС, причем не как самостоятельные устройства, а в составе мультимедийных электронных платформ нового поколения. Уже в текущем году такими системами будут оснащены 10—15 тыс. автомобилей «Приора», а в 2010 году эту комплектацию вообще обещают сделать штатной. Более того, в следующем году отечественную навигационную систему начнут «прикручивать» на автомобили «Калина» (в отдельных комплектациях). По имеющимся сведениям, проект находится на заключительной стадии согласования, и бюджет его первого этапа оценивается в десятки миллионов долларов.

Надо ли кого-то убеждать в том, что от реализации этой блестящей инженерной идеи в выигрыше останутся все стороны! Во-первых, сможет существенно поправить свои дела безоговорочный лидер российского автопрома. В последнее время ему периодически приходится то конвейер останавливать, то у государства денег просить. Появление же на изделиях тольяттинского автозавода навигационных средств ГЛОНАСС, бесспорно, радикальным образом повлияет на потребительскую привлекательность его железных коней.

Во-вторых, выиграют фанаты отечественных авто. Представляете, «Калина» и «Приора» превратятся в автомобили с полным «фаршем», способные на равных конкурировать с творениями немецкого или японского автопрома! К тому же, по имеющимся сведениям, себестоимость новой мультимедийной платформы составляет примерно 200 долл., а значит, даже с учетом дилерских накруток приверженцы продукции «АвтоВАЗа» смогут существенно экономить — по сравнению с покупкой импортного GPS-навигатора. Правда, из года в год большинство автовладельцев предпринимают все усилия, чтобы перестать «ладить» с родным автопромом и пересесть пусть на скромненькую, но иномарку. Видимо, они еще просто не «въехали» в достоинства отечественных средств передвижения. И немудрено — без навигационной-то системы.

В-третьих, открываются блестящие перспективы для поставщиков мультимедийных платформ ГЛОНАСС. Смею заверить, такой объем рынка сбыта им не снился и в самых радужных снах.

Наконец, поговаривают, что проект активно лоббируется правительством, Советом Федерации и администрацией Президента. Неудивительно: если попытки сформировать потребительский рынок для системы ГЛОНАСС методами государственного стимулирования регулярно терпят фиаско, то самое время прибегнуть к принудиловке. Может, кто-то полагает, что устройства ГЛОНАСС, в обязательном порядке устанавливаемые на отечественные автомобили, все равно не вытеснят с нашего рынка GPS-приемники? Ну, нельзя же быть таким наивным! На продукцию «АвтоВАЗа» приходится до 40% продаваемых в стране легковых автомобилей, и я сильно сомневаюсь, что обладателю новенькой, с иголочки, тольяттинской машинки придет в голову сумасбродная идея заменить предустановленный приемник родной навигационной системы на западный аналог.

Ну, а для тех, кто родному «жигулевскому» предпочитает, скажем, немецкие сорта, найдутся другие убедительные доводы. Кто, например, мешает ввести на устройства с поддержкой GPS заградительные таможенные пошлины? Не так давно с такой инициативой выступил глава Роскосмоса г-н Перминов. И правильно выступил! Если на ввозимые из-за границы автомобили государство в начале года, не моргнув глазом, подняло таможенные пошлины (чтобы, не дай Бог, они не стали более доступными для россиян в период кризиса), то применить проверенное жизнью решение к GPS-приемникам — святое дело. Правда, в последнее время можно услышать, что пошлины на подержанные иномарки правительству все-таки придется снижать. Но GPS-приемники — совсем другое дело …

В общем, наши чиновники решили одним выстрелом убить сразу нескольких зайцев. Главное — не промахнуться!

Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru