Сотовых операторов тоже просят поделиться с традиционными телефонистами

Помнится, на заре рыночных реформ российские власти сняли ограничения на торговлю в общественных местах. У метро и на автобусных остановках стояли толпы людей, продающих все, что заблагорассудится. Но стихийный рынок просуществовал недолго. Руками государственных чиновников хозяева приватизированных магазинов были освобождены от необходимости конкурировать с бесчисленной армией мелких частных предпринимателей. Кампания по выдворению торговцев с улиц прошла, естественно, под предлогом заботы о рядовых потребителях. Сегодняшнее изгнание с рынка провайдеров карточной IP-телефонии проходит по уже обкатанному сценарию.

Новые правила

28 марта Правительство РФ утвердило «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». Этот документ напрямую затрагивает интересы более 3,5 тыс. российских операторов связи и сотни провайдеров IP-телефонии. «Революция, которую мы так долго ждали, наконец, свершилась», — заявил по этому поводу заместитель министра информационных технологий и связи Российской Федерации Борис Антонюк. Новые правила содержат два ключевых раздела: определение видов сетей связи общего пользования (ССОП) и принципы присоединения и взаимодействия операторов ССОП при пропуске трафика. Кроме того, имеются перечень услуг по присоединению сетей электросвязи и перечень услуг по пропуску трафика, оказываемых оператором сети телефонной связи.

Первый раздел подзаконного акта дифференцирует ССОП на три категории: сети, определяемые географически; сети, не определяемые географически; сети, определяемые по технологии реализации оказания услуг. К первой группе, фактически, относятся все сети операторов фиксированной связи (как проводные, так и беспроводные), функционирующие в пределах одного субъекта РФ и ресурса нумерации, выделяемого Федеральным агентством связи (Россвязью). Сети второй категории могут функционировать на всей территории РФ. К ним, в частности, относятся сети подвижной радиосвязи (ведомственные транкинговые системы, «Алтай», TETRA), сети подвижной радиотелефонной связи (сотовая связь), а также сети подвижной спутниковой радиосвязи (фрагменты глобальных сетей, действующих на территории России, — Inmarsat, Iridium, Globalstar, Thuraya).

Первая и вторая категории ССОП объединены под общим термином «телефонные сети связи», хотя многие из перечисленных операторов оказывают и услуги передачи данных и мультимедийной информации. ССОП третьей категории (определяемые по технологии оказания услуг), в свою очередь, поделены на три подкатегории: сети передачи данных (СПД), телеграфные сети (включая системы «Телекс») и сети, используемые для распространения программ телерадиовещания.

Принятый документ не определяет порядка присоединения и взаимодействия сетей по распространению программ телерадиовещания. Для операторов таких сетей к концу года будет разработан и представлен на утверждение в Правительство отдельный порядок взаимодействия. Как заявил Антонюк, сегодня в России существует очевидная правовая коллизия, связанная с лицензиями на телерадиовещание. Кроме того, в рамках выстраиваемой системы взаимоотношений довольно сложно определить, где фактически заканчивается зона ответственности вещателя (контент-провайдера), а где начинается сфера ответственности оператора связи.

Трехуровневая иерархия

Правила присоединения фактически закрепляют трехуровневую иерархию ССОП. На нижнем уровне находятся сети фиксированной местной телефонной связи. Это — наиболее массовый сегмент рынка, и Мининформсвязи выдало уже более 3,2 тыс. соответствующих лицензий на местную связь. Второй уровень представлен сетями фиксированной зоновой телефонной связи (около 100 операторов) и сетями подвижной зоновой телефонной связи (примерно 250 операторов). На третьем, верхнем уровне иерархии находятся операторы междугородней и международной связи. Операторы дальней связи обязаны иметь точки присоединения к своей сети во всех 89 субъектах РФ и не менее двух независимых международных каналов к операторам сетей, аналогичных ССОП. При этом точки присоединения не обязательно должны находиться в собственности оператора дальней связи — они могут быть, например, арендованы у другого рыночного игрока.

Так или иначе, в России пока существует только один оператор, удовлетворяющий требованиям новых подзаконных актов, — «Ростелеком». По словам Антонюка, о желании получить лицензию на услуги междугородней и международной связи уже заявила компания «Голден Телеком». Ожидается, что к концу года в министерство поступят еще несколько подобных заявок. Мининформсвязи подготовлен ведомственный приказ, в котором будут детализированы ряд организационно-технических требований для выполнения условий присоединения, но сначала этот документ должен быть согласован в Минюсте РФ.

По новым Правилам, оператор международной и междугородней связи оказывает услуги присоединения только операторам сетей зоновой телефонной связи (в основном — предприятиям «Связьинвеста») и другим операторам дальней связи. Он обеспечивает пропуск трафика между различными сетями зоновой телефонной связи (функционирующими в различных субъектах РФ), а также передачу трафика между зоновыми телефонными сетями и иностранными ССОП. Присоединение СПД к сетям дальней телефонной связи не допускается, хотя сама сеть оператора дальней связи может базироваться на технологии пакетной коммутации.

Операторы зоновой телефонной связи могут взаимодействовать с сетями местной телефонной связи, СПД и другими операторами зоновой телефонной связи, работающими на территории одного и того же субъекта РФ, даже если последние принадлежат к разным зонам нумерации. Оператор сети зоновой телефонной связи также обеспечивает пропуск трафика между сетями местной телефонной связи одной зоны нумерации, функционирующими в различных муниципальных образованиях (но в пределах одного субъекта РФ), — за исключением сетей местной телефонной связи одной зоны нумерации в пределах городов федерального значения.

Операторы сетей местной телефонной связи оказывают услуги присоединения операторам СПД и другим операторам местной телефонной связи. Иными словами, местные телефонные операторы обеспечивают пропуск трафика между всеми сетями местной связи, действующими в пределах муниципального образования или столицы региона, а также взаимодействуют с СПД на той же территории. При заключении договоров на услуги присоединения утвержденные правила категорически запрещают операторам ССОП требовать оплату работу по увеличению мощности собственной сети.

О раздельном учете

Взаимодействие сетей фиксированной зоновой телефонной связи и сетей подвижной радиотелефонной связи допускается. Но поскольку абонент мобильной сети отныне является еще и абонентом сети зоновой связи, взаимодействие между сотовыми сетями и операторами местной фиксированной телефонной связи осуществляется только через зоновые сети. В этом состоит одно из принципиальных нововведений, узаконенных новыми правилами. По мнению Антонюка, это — справедливое решение, поскольку в данном случае каждый оператор получает свою долю дохода от предоставляемых услуг.

Напомним, что ФЗ «О связи» введено положение о раздельном учете доходов и затрат. В тарифе, по которому сегодня оплачиваются звонки мобильных абонентов, можно выделить три составляющие: плата за инициацию вызова, плата за транзит и плата за терминацию вызова в сеть другого оператора. Таким образом, оператор подвижной зоновой телефонной сети связи должен заплатить оператору зоновой фиксированной телефонной связи две составляющие — за транзит и за терминацию вызова. А тот, в свою очередь, расплачивается с оператором присоединенной местной сети за терминацию вызова в его сеть. Тем самым повышается доходная часть операторов местной сети связи за счет, конечно же, компаний сотовой связи. Если оператор фиксированной связи имеет лицензию на два вида услуг (зоновой и местной связи), он обязан вести раздельный учет пропуска трафика между двумя типами принадлежащих ему сетей.

«А вот для операторов сетей передачи данных и пользователей их услуг новые Правила не меняют ровным счетом ничего», — заявил Антонюк. В переводе с чиновничьего языка на общеупотребительный это свидетельствует о том, что СПД (по которым передаются и пакеты VoIP) теперь существуют «сами по себе». Прежние рекомендации замминистра пока еще существующим карточным провайдерам IP-телефонии о заключении агентских соглашений с «Ростелекомом» (см. «Сети», 2005, №4, статья «Горячая двадцатка») можно считать, таким образом, аннулированными, ведь присоединение СПД к сетям дальней связи не предусмотрено. Но даже в современном сотовом телефоне (с помощью которого можно передавать и голос, и данные) граница между функциями передачи данных и телефонии проходит на уровне транзисторов или ПО.

Письмо султану

Из всего этого следует, что в принятой иерархии ССОП не нашлось места провайдерам междугородней IP-телефонии, как, впрочем, и ожидалось. Но они немедленно напомнили о себе, распространив от лица участников девятого «Российского Интернет-Форума» (РИФ) открытое письмо Президенту РФ Владимиру Путину. Копии этого послания адресованы председателю правительства, министру информационных технологий и связи РФ, министру юстиции РФ и руководителю Федеральной антимонопольной службы.

В письме говорится: «В то время как одной из главных тенденций развития рынка телекоммуникаций во всем мире является конвергенция голоса, видео и данных в рамках одной мультисервисной IP-сети, новые правила присоединения фактически запрещают оказание услуг IP-телефонии в России». Обязательство направлять весь дальний телефонный трафик на оператора международной и междугородной телефонной связи характеризуется в письме как серьезное нарушение принципа свободной конкуренции и приравнивается к попытке монополизировать рынок дальней связи в интересах одного-двух рыночных игроков. «В результате бизнес более 2 тыс. российских операторов IP-телефонии с общим оборотом около 300 млн долл. в год становится нелегитимным. Мы будем вынуждены перейти на «серые» схемы работы и перестанем платить налоги», — обещают авторы письма.

Участники РИФ потребовали от руководства страны переработать «Правила присоединения сетей электросвязи» с учетом современных тенденций рынка. Однако директор департамента Мининформсвязи в области ИКТ Виталий Слизень охарактеризовал принятый подзаконный акт как «документ экстралиберальный, направленный на демонополизацию рынка на всех уровнях и повышение качества услуг для абонентов».


Перечень услуг по пропуску трафика, оказываемых оператором сети телефонной связи

Утвержден как приложение к «Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия».

  1. Услуги завершения вызова на сеть другого оператора связи:

    а) услуга международного завершения вызова (обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на международном уровне к пользовательскому оборудованию, подключенному к сети оператора, находящегося за пределами территории РФ);

    б) услуга междугородного завершения вызова (обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на междугородном уровне к пользовательскому оборудованию, подключенному к сети другого оператора);

    в) услуга зонового завершения вызова (обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на зоновом уровне к пользовательскому оборудованию, подключенному к сети другого оператора);

    г) услуги местного завершения вызова (обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на местном или абонентском уровне к пользовательскому оборудованию, подключенному к сети другого оператора).

  2. Услуги завершения вызова на сеть оператора связи (обеспечение пропуска трафика от точки присоединения к сети оператора связи до пользовательского оборудования, подключенного к сети связи того же оператора):

    а) услуга зонового завершения вызова;

    б) услуги местного завершения вызова.

  3. Услуги транзита вызова (обеспечение пропуска трафика между сетями двух других операторов электросвязи):

    а) услуги международного транзита вызова:

    • не предназначенного для завершения на территории РФ;
    • предназначенного для завершения на территории РФ;

    б) услуга междугородного транзита вызова;

    в) услуга зонового транзита вызова;

    г) услуга местного транзита вызова.

  4. Услуги инициирования вызова (обеспечение пропуска трафика от пользовательского оборудования, подключенного к сети связи оператора, до точки присоединения к сети данного оператора при предоставлении доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами сетей фиксированной телефонной связи или операторами СПД):

а) услуга междугородного инициирования вызова;

б) услуга зонового инициирования вызова;

в) услуги местного инициирования вызова.