Форум «ПМР 2001» продемонстрировал готовность российских пользователей перейти на стандарт TETRA

Рынок профессиональной (транкинговой) радиосвязи переживает в настоящее время переломный момент. Возможно, эта формулировка стала «дежурной» для рассуждений о развитии телекоммуникационных технологий, но в отношении транкинга она весьма справедлива. Действительно, предпринятые отдельными ведомствами и рядом крупных компаний усилия по цифровизации собственных систем технологической связи переросли в стратегическую инициативу внедрения цифрового стандарта TETRA практически на всей территории России. Об этом шла речь на III Международном форуме «Профессиональная мобильная радиосвязь», состоявшемся в конце октября в Москве.

Разумеется, первой проблемой, с которой столкнулись владельцы обновляемых транкинговых сетей, было выделение частотного ресурса. По словам президента российского TETRA-форума Михаила Рыбальченкова, вопрос о выборе общенационального стандарта цифровых систем профессиональной радиосвязи фактически решен. Главную роль в этом сыграло европейское происхождение стандарта TETRA, поскольку Министерство связи РФ жестко отстаивает концепцию, которая подразумевает, что распределение и условия использования радиочастот в России должны быть приведены в соответствие с международным частотным планированием.

Российские транспортники нащупали «золотую жилу» в бизнесе транзитных перевозок, которая сможет приносить ежегодно несколько миллионов долларов. Как оказалось, «для счастья» нам недоставало всего каких-то беспроводных сетей связи, развернутых вдоль основных магистралей, да информационной прозрачности грузопотоков. Странно, что это случилось так поздно, ибо в сфере высоких технологий дело дошло до слепого копирования чужих национальных идей — например индийской или китайской. И было забыто то, что лежит на видном месте: кратчайший путь из Европы в Азию проходит по железным и автомобильным дорогам России. Итак, одну из двух традиционных русских «бед» решено обратить во благо, чем сегодня и занялись сразу несколько министерств и ведомств.

Для развертывания систем TETRA в странах Евросоюза выделены диапазоны 380-403 МГц (для служб общественной безопасности), а также 410-430; 450-470 и 815- 865 МГц (для служб гражданского назначения). В нашей же стране наиболее пригодный для создания цифровых транкинговых сетей диапазон 410-430 МГц в ряде районов недоступен, а участок спектра 450-470 МГц занят системами сотовой связи NMT-450 и ведомственными службами МВД. К слову, МВД является единственным (но очень весомым) сторонником развертывания другой системы цифровой радиосвязи — основанной на стандарте APCO 25. Установкой тестовых систем конвенциональной связи по заказу МВД РФ занимается главным образом компания «Будафон».

Приверженцы TETRA, в свою очередь, пытаются оказать давление на операторов федеральной сети СОТЕЛ (NMT-450), которые находятся далеко не в лучшей рыночной форме и тоже стоят перед выбором оптимального пути цифровизации собственных систем. Аргументация первых такова: на фоне бурного развития сетей GSM 900/1800 ориентация операторов СОТЕЛ на стандарт CDMA-450 малоперспективна, тогда как в кооперации с заинтересованными министерствами и ведомствами они получили бы возможность создать рентабельный бизнес предоставления услуг TETRA.

Первую официальную лицензию на операторскую деятельность в стандарте TETRA получила в нашей стране компания «РадиоТел» из Санкт-Петербурга. Любопытно, что это случилось еще в декабре прошлого года, тогда как «Общие технические требования», регламентирующие правила сертификации TETRA-систем, появились совсем недавно. Вероятно, смелость Минсвязи РФ при выдаче операторской лицензии стала проявлением его политической воли.

И на то есть свои причины. По данным, приведенным на петербургском Экономическом форуме в 2000 году, Россия ежегодно недополучает более 2 млрд долл. из-за отсутствия на наших основных автомагистралях информационного и телекоммуникационного оснащения европейского уровня. Между тем российские автодороги обеспечивают кратчайший путь для транзита грузов из Северной Европы на Ближний Восток. Указанная сумма потенциальных доходов могла бы стать существенной прибавкой к госбюджету, поэтому ряд отечественных министерств (в частности, Минэкономразвития, Минсвязи и Минтранс) приняли решение о создании дорожной интегрированной системы транкинговой связи (ДИСС) вдоль 9-го международного транспортного коридора (госграница с Финляндией — Выборг — Санкт-Петербург — Москва).

Сейчас этот коридор обеспечивает до 40% автотранспортного грузооборота России. Основной задачей проекта ДИСС является объединение транспортных потоков и сопутствующих им телекоммуникационных систем России и стран Европы. Генподрядчиком строительства ДИСС выбрана все та же питерская компания «РадиоТел», которая уже имеет опыт создания первой демо-версии TETRA-системы в России. Как утверждает ее руководитель Сергей Мураневич, «РадиоТел» завершила разработку обоснования инвестиций в проект и приступила к проектированию сети и дополнительному согласованию отдельных номиналов частот для базовых станций.

Вероятно, ДИСС станет первой полномасштабной российской сетью, базирующейся на стандарте TETRA (диапазон — 410-430 МГц). Сумма требуемых инвестиций пока не разглашается, но исходя из того, что планируется установить около 50 базовых станций, а цена каждой из них составляет свыше 1 млн долл., стоимость проекта может оказаться сопоставимой с капиталовложениями в строительство крупных региональных сетей сотовой связи.

Представители ОАО «Гипросвязь», участвовавшие в разработке проектной документации системы ДИСС, подчеркнули, что развертываемая вдоль 9-й автомагистрали сеть предназначена для предоставления услуг как технологической, так и связи общего пользования. Кроме того, она должна будет взаимодействовать со взаимоувязанной сетью связи РФ (в том числе при обеспечении телефонных сервисов и услуг передачи данных). И вообще, строительство сети TETRA на участке Выборг — Москва может стать основой для формирования общефедеральной транкинговой сети, к которой в дальнейшем станут присоединяться отдельные региональные операторы. По оценкам «Гипросвязи», к 2010 году число потенциальных пользователей федеральной системы TETRA составит 1,5 млн абонентов. Здесь следует оговориться, что транкинговая связь — не чета сотовой: стоимость абонентских терминалов и тарифы на услуги первой на порядок выше.

Если автотранспортники однозначно делают ставку на развитие TETRA, то отечественные железнодорожники более осторожны в оценках. Пока МПС приняло только принципиальное решение о создании цифровой системы технологической радиосвязи и утвердило эксплуатационно-технические требования к ней. Система радиосвязи МПС будет состоять из двух частей — сети оперативно-технологического назначения (поездная диспетчерская, ремонтно-оперативная, станционная, диагностическая и прочие виды связи) и общетехнологической сети (предоставление связи руководящему составу МПС, управлений и отделений дорог, работникам пожарных и восстановительных бригад, а также грузоотправителям и другим клиентам железнодорожного транспорта).

Сейчас МПС оказалось перед достаточно сложной дилеммой: ему приходится выбирать между стандартом GSM-R (специальной разновидностью технологии GSM), который рекомендован Международным союзом железных дорог, и интенсивно развивающимся по всему миру стандартом TETRA. Оба стандарта являются открытыми, но GSM-R (с учетом его целевого предназначения) в большей степени адаптирован к условиям работы на железных дорогах, а более поздняя разработка TETRA имеет лучшие технические характеристики, такие как эффективность использования частотного спектра, наличие режима ретрансляции абонентских станций и скорость передачи данных. Видимо, верный путь лежит посередине. Во всяком случае, МПС экспериментирует с обеими системами, организовав для их испытаний опытный район протяженностью 153 км на Свердловской железной дороге.

О том, что инициатива отдельных ведомств по внедрению технологий TETRA превратилась в общенациональную идею, свидетельствуют еще некоторые факты. На форуме отмечалось, что в июне прошлого года была утверждена «Концепция создания и совершенствования интегрированной системы подвижной связи Министерства обороны», определившая TETRA в качестве базового стандарта при модернизации существующей аналоговой системы подвижной связи. РАО ЕЭС России также остановило свой выбор на TETRA и намерено использовать эту технологию для совершенствования собственной системы технологической радиосвязи. Все перечисленные министерства и ведомства подписали Протокол о намерениях, в связи с которым они будут взаимодействовать при создании цифровых сетей подвижной радиосвязи.

Так что перед немногочисленными производителями транкингового оборудования открываются широкие перспективы для реализации их коммерческих интересов. Рынок профессиональной радиосвязи традиционно более закрыт, чем рынки систем связи общегражданского назначения, и проведение здесь открытых тендеров на поставку оборудования порой попросту неуместно, так как речь может идти об информации, составляющей государственную тайну. А значит, для достижения коммерческих целей на первый план выходит методика «личных продаж».