Видео-конференц-связь становится все более доступным инструментом для бизнеса. Начать им пользоваться можно вообще без каких-либо начальных инвестиций. Причем речь идет не только о получении услуг по модели SaaS — сегодня в Москве за вполне приемлемые деньги можно арендовать даже комнату телеприсутствия. Значительно более привлекательным по цене становится и классическое оборудование ВКС. На прошедшем 12 апреля в Москве форуме «Бизнес Видео» ведущие разработчики и поставщики решений видео-конференц-связи предложили немало рецептов того, как получить все ее преимущества при минимальных капитальных вложениях.

Один из основных рецептов — это, конечно, получение сервисов по облачной модели. Для разработчиков программных систем видеосвязи, включая такие российские компании, как COMDI, Mind, Spirit и TrueConf, предоставление сервисов по модели Software as a Service (SaaS) — дело вполне естественное. Что касается производителей классических, читай «железных», систем ВКС — Cisco (Tandberg), Polycom, LifeSize и др., — то для них предложение облачных решений потребовало определенной доработки продуктов и перестройки бизнес-моделей, но сегодня и они «вышли в облака». Предлагаемую ими модель правильнее назвать Infrastructure as a Service (IaaS), поскольку в облака выносятся инфраструктурные элементы ВКС во главе с серверами многоточечной видеосвязи (MCU).

КОГДА ЖАЛКО (НЕТ) ДЕНЕГ НА MCU

«Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда заказчик хочет внедрить ВКС, предварительно попробовав работоспособность технологии на имеющихся каналах связи, — рассказывает Александр Баринов, региональный менеджер по продажам LifeSize в России и странах СНГ. — При традиционном подходе надо было бы поставить сервер MCU (стоимостью в среднем не меньше 100 тыс. долларов) и кодеки, если сеть сложная — настроить решение по прохождению межсетевых экранов (как правило, для этого требуется отдельный сервер), а если нужна единая адресная книга — еще и систему управления, которая часто реализуется тоже на базе отдельного сервера… Это все долго и дорого. А потом может оказаться, что на имеющихся каналах связи ВКС вообще не работает. Облачная модель снимает все перечисленные риски, позволяя бесплатно попробовать видео-конференц-связь».

В случае облачного сервиса LifeSize Connections срок его бесплатного «потребления» ограничен 30 днями, затем ежемесячный платеж за подключение составляет 35 долларов для ПК и 117 долларов — для кодека ВКС. Все необходимое для предоставления этого сервиса инфраструктурное оборудование ВКС (серверы MCU, привратники, средства управления, прохождения firewall/NAT) компания располагает в центрах обработки данных в США, Германии и Сингапуре. Пока для работы с сервисом можно использовать только аппаратные терминалы и программные клиенты LifeSize, а число участников одной конференции ограничено девятью. Но в течение 2012 года компания обещает увеличить эту характеристику до 16, а также реализовать интеграцию с ТфОП, поддержку мобильных устройств (в том числе на базе iOS и Android) и терминалов SIP сторонних производителей. Кроме того, по словам Александра Баринова, запланированы интеграция с другими облаками, такими как Office 365 и Google, и поддержка разрешения 1080p30. Пока же программный клиент и кодеки в системе LifeSize Connections работают с разрешением 720p30 при приеме и передаче.

«Прикрутив» движок ВКС Tandberg к известной системе вебинаров WebEx, компания Cisco тоже предложила полнофункциональный сервис видео-конференц-связи с поддержкой высокого разрешения (720p). ЦОД с инфраструктурными элементами данного решения также располагаются за пределами России. Период пробного бесплатного использования сервиса WebEx с функциями ВКС составляет 14 дней. Помимо развития системы вебинаров в направлении ВКС, Cisco запустила и специальный облачный сервис для видеокоммуникаций Callway. Но пока этот сервис, который поддерживает до 12 участников в одной конференции, доступен только в США. Компания планирует предлагать его и в других странах, однако точные сроки, когда он будет доступен в России, неизвестны.

Объявленная в январе 2012 года облачная стратегия Polycom отличается от тех, что реализуют ее конкуренты Cisco и LifeSize. Компания сама не собирается предоставлять сервисы ВКС, ориентируясь на сотрудничество с операторами связи. Она предлагает решение RealPresence Cloud, с помощью которого они смогут предлагать своим клиентам «видео как услугу» (VaaS). Это решение позволяет реализовать управляемый многоточечный видеосервис, который предусматривает множество вариантов подключения стандартных конференц-комнат, мобильных систем, решений для компьютеров, а также систем Microsoft Lync 2010, IBM Sametime и терминалов, использующих протокол Telepresence Interoperability Protocol (TIP). По словам Сергея Хомякова, генерального менеджера Polycom в России и СНГ, в нашей стране работа по развертыванию RealPresence Cloud ведется и услуги VaaS будут доступны во второй половине текущего года. Оператор пока не разглашается.

А вот оператор, который скоро как год предоставляет в России облачный видеосервис Open Videopresence, хорошо известен, это Orange Business Services. На форуме Игорь Богданов, ведущий менеджер этой компании по развитию бизнеса, во время своего доклада «живьем» показал, насколько легко и просто можно подключиться к этому сервису, а также представил один из успешных примеров его применения в компании «Мечел». Причем рассказавший об этом проекте Павел Таран, главный специалист отдела по связям с общественностью ОAО «Мечел», присоединился к аудитории удаленно — по видеосвязи.

«Мечел» — одна из ведущих российских компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях, которая объединяет около 30 промышленных предприятий, расположенных в 13 регионах России и 7 зарубежных странах. Раз в год департамент по связям с общественностью компании проводит совещание пресс-служб и редакторов корпоративных изданий предприятий, которое обычно собирает около 300 человек. Расходы на авиабилеты и гостиницы оказываются весьма значительными, поэтому в этом году компания решила провести такое совещание по ВКС. Однако имеющаяся штатная система ВКС не обеспечивала доступа указанных сотрудников, поэтому было решено обратиться к сервису Orange Business Services. Подготовка к мероприятию заняла всего два дня, причем сотрудники пресс-службы освоили все сами, без привлечения «айтишников». Конференция была проведена через Интернет, охватила 26 точек и длилась более шести часов. Руководство «Мечел» оценило использование облачного сервиса как очень успешное.

С решением Orange Business Services можно использовать терминалы разных производителей, включая Cisco, Polycom, Radvision, Sony. Кроме того, к сервису можно подключиться при помощи программного клиента — с ПК, ноутбука, а также со смартфонов и планшетов на базе iOS (поддержка Android обещана в самом ближайшем будущем). Игорь Богданов назвал несколько ситуаций, когда облачный сервис оказывается очень полезным: например, когда компания хочет попробовать ВКС, но не готова к значительным инвестициям, когда необходимо расширить существующую сеть (добавить терминалы) или не хватает емкости имеющегося сервера MCU. Кроме того, сервис Open Videopresence позволяет подключить пользователей, находящихся вне корпоративной сети (в облаке есть инфраструктурные компоненты для преодоления firewall/NAT), и обеспечивает поддержку абонентов, подсоединенных по таким унаследованным технологиям, как ISDN.

КОГДА БЕЗ СВОЕГО MCU НЕЛЬЗЯ

При всех преимуществах облачных сервисов, в России немало компаний и организаций, которые по тем или иным причинам, например связанным с обеспечением безопасности или плохими каналами в облако, не готовы к их использованию. Они предпочитают иметь собственную инфраструктуру ВКС. Какие в этом случае есть возможности для экономии?

Здесь хотелось бы отметить новый подход к реализации такой инфраструктуры, предложенный компанией LifeSize в новой разработке Universal Video Collaboration (UVC). Это виртуализированное решение объединяет несколько инфраструктурных компонентов на единой программной платформе с общей системой управления и унифицированным пользовательским интерфейсом. Реализация инфраструктурных компонентов ВКС в виде виртуальных машин VMware очень удобна для российского заказчика: не надо ждать несколько дней или даже недель, пока ему доставят аппаратное решение. Попробовать решение легко и просто: достаточно загрузить ПО из Интернета и установить на обычный сервер; демоверсией продукта можно бесплатно пользоваться 30 дней.

На данный момент платформа UVC содержит приложения для записи видео и потокового вещания (UVC Video Center), для прохода через системы firewall/NAT (UVC Transit Server/Client) и для маршрутизации и управления вызовами («привратник» UVC Access). Как отмечает Александр Баринов, UVC хорошо масштабируется как по функциональным возможностям, так и по емкости (шаг наращивания — один порт). При этом система может легко наращиваться в очень широком диапазоне, а потому является экономически эффективной как для десятков пользователей (компании малого и среднего бизнеса), так и для тысяч участников (крупные корпорации).

Внимательный читатель, наверное, заметил, что в составе UVC нет сервера MCU. Пока этот ресурсоемкий компонент требует отдельной аппаратной платформы. Да, на рынке представлены программные серверы ВКС, в том числе упомянутых в начале статьи российских разработчиков. Но пока они имеют серьезные ограничения в части поддержки различных протоколов связи, типов раскладки изображений абонентов в кадре (нет режима постоянного присутствия), обеспечения высокого разрешения изображения и пр. Развитие таких систем идет «семимильными шагами», и, возможно, недалек тот день, когда, будучи инсталлированными на высокопроизводительные многопроцессорные серверные платформы, программные MCU по своим характеристикам станут соответствовать своим «железным» собратьям.

Но последние тоже не стоят на месте. Разработчики повышают их производительность, а также улучшают масштабируемость, что делает такие решения экономически более привлекательными. Так, на форуме «Бизнес Видео» компания Cisco представила новую платформу MCU 5300, которая, с одной стороны, «закрывает» потребности предприятий малого и среднего бизнеса, а с другой — благодаря отменной наращиваемости, осуществляемой как программно, так и аппаратно, — может служить основой очень крупных проектов. Судите сами: начальный вариант устройства MCU 5310 поддерживает всего четыре порта стандартного разрешения (SD), а докупкой лицензий (одна лицензия рассчитана на четыре порта SD, два HD или один Full HD) и объединением двух таких устройств в стек емкость MCU может быть доведена до 40 портов SD (20 HD, 10 Full HD). Модель MCU 5320 обеспечивает еще большую емкость — до 80 портов SD (40 HD, 20 Full HD).

Платформа MCU 5300 реализует индивидуальные транскодинг и трансрейтинг, что позволяет использовать разнотипные системы в рамках одной конференции. На этой платформе Cisco поддержала новое для себя разрешение nHD (360p), которое, по словам Сергея Юцайтиса, технического консультанта Cisco, оптимально для видеотелефонов. Если MCU 5300 представляет собой наиболее бюджетное решение, то на другом конце спектра — Cisco TelePresence MSE 8000, самый большой MCU компании. Он поставляется с обычной платой (MSE 8510) или с так называемой платой телеприсутствия (MSE 8710). Последний вариант обеспечивает емкость до 224 портов HD (720p) или 135 портов Full HD (1080р).

Говоря о серверах MCU компании Polycom, Александр Смирнов, технический директор ее российского офиса, сделал акцент на маштабируемости системы RMX, которая поддерживает до 120 абонентов HD и до 60 Full HD. Если требуется еще большая емкость, Polycom предлагает объединять несколько MCU c помощью устройства DMA 7000 (см. Рисунок 1), которое поддерживает не только MCU RMX, но и серверы Cisco. Одна система DMA 7000 поддерживает до 64 конференц-мостов MCU, а в кластер можно объединить пять систем, что в итоге дает возможность обслуживать до 25 тыс. активных абонентов (75 тыс. зарегистрированных абонентов).

 

Рисунок 1. Компания Polycom предлагает объединять несколько серверов MCU c устройства DMA 7000.
Рисунок 1. Компания Polycom предлагает объединять несколько серверов MCU c устройства DMA 7000.

 

Но давайте с «заоблачных» характеристик вернемся на землю, то есть к основной теме — поиску путей экономии при развертывании систем ВКС.

БЕСПЛАТНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

«Журнал сетевых решений/LAN» уже подробно рассматривал этот вопрос и даже назвал поддержку видео на мобильных устройствах одной из главных тенденций текущего года (см. статью автора «Видео отовсюду» в мартовском номере журнала за этот год). Здесь же хочется обратить внимание на тот факт, что такая поддержка зачастую предоставляется еще и бесплатно. Так, приложение Polycom RealPresence Mobile для наиболее популярных мобильных платформ (iPad2, Motorola Xoom, Samsung Galaxy Tab и пр.), является бесплатным. При этом, по заявлению компании, с середины этого года все устройства HTC c Android 4.0 будут выходить с предустановленным приложением RealPresence Mobile, а бизнес-линейка ноутбуков Lenovo будет выпускаться с предустановленным программным клиентом ВКС.

Свой новый сервис Jabber компания Cisco также сделала бесплатным — в целях популяризации технологии видео-связи. (Правда, бесплатным является только вариант точка — точка, но клиенты Jabber работают и с — отнюдь не бесплатными — серверами многоточечной связи.) Как отмечают представители Cisco, ими были проанализированы возможности всех имеющихся программных систем ВКС (как Cisco, так и Tandberg) для выявления наиболее востребованного функционала, который и был реализован в решении Jabber. Это решение построено на базе хорошо известного «движка» Tandberg Movi, может работать с разной инфраструктурой Cisco, в том числе с облачной, и является достаточно универсальным: поддерживаются голосовые вызовы и мгновенный обмен сообщениями (IM).

Одним из главных препятствий на пути использования мобильных приложений видеосвязи в России обычно называется проблема с высокоскоростными каналами мобильной связи. Однако потребности популярных мобильных гаджетов не столь уж и велики: согласно исследованию Cisco, комфортная работа с устройств iPhone и Android обеспечивается при среднем уровне потребления трафика 350 Мбайт в месяц.

Компания LifeSize получила мощное решение для мобильных устройств с покупкой итальянского разработчика Mirial. Имея клиент-серверную архитектуру, оно поддерживает более 40 моделей таких устройств (включая платформы Apple и Android), причем сервер можно приобрести в виде образа VMware. В решении реализованы встроенный MCU на 16 или 26 абонентов, поддержка Full HD, совместимость с терминалами сторонних производителей — по протоколам SIP и H.323. Бесплатную демоверсию решения Mirial можно получить на 30 дней. Кроме того, наличие сервера в Интернете (по сути, это еще одно облако) позволяет оперативно опробовать решение, загрузив клиенты с Apple Store или с Android Market.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ

Топовый сегмент рынка видеокоммуникаций — системы телеприсутствия — тоже меняется. Как отмечает Сергей Юцайтис, если раньше студии телеприсутствия были ориентированы исключительно на больших начальников, то сейчас их используют значительно шире: «Они востребованы коллективами высококлассных специалистов, которые по каким-то причинам разделены территориально. Мы переходим к понятию территориально распределенного рабочего пространства. Пользователи могут работать [в системах телеприсутствия] независимо от того, где они находятся и какое устройство в данный момент у них под рукой — это может быть планшет, мобильный телефон, ПК».

Представители Cisco говорят о переходе к системам телеприсутствия второго поколения. Их представляет новый продукт компании TX9000, в котором, как утверждается, интегрированы лучшие наработки как самой Cisco, так и приобретенной ею компании Tandberg. По словам Сергея Юцайтиса, новое поколение систем телеприсутствия создавалось для обеспечения более интенсивной работы с документами и формирования единого рабочего пространства. В частности, они позволяют работать сразу с несколькими источниками презентации, делать пометки в документах, создавать документы с помощью стилуса вообще без компьютера (см. Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Система телеприсутствия Cisco TX9000 позволяет работать сразу с несколькими источниками презентаций, делать пометки в документах, создавать документы с помощью стилуса
Рисунок 2. Система телеприсутствия Cisco TX9000 позволяет работать сразу с несколькими источниками презентаций, делать пометки в документах, создавать документы с помощью стилуса
без помощи компьютера.

 

В Cisco отмечают и то, что их студии телеприсутствия — это открытые системы: в любой момент к ним можно подключить любого пользователя, в том числе работающего в WebEx или вообще не имеющего средств для видео-связи (например, абонента простейшего мобильного телефона). Новая система TX9000 построена на базе новых процессоров DSP, что позволило снизить энергопотребление и тепловыделение. Кроме того, она поддерживает еще более высокое качество изображения: теперь это Full HD с частотой 60 кадров в секунду (1080p60). Дабы это суперкачество не было «привязано» только к студиям телеприсутствия, Cisco реализовала его и в других системах, в частности в кодеках начального уровня CX20.

Главный конкурент Cisco в области студий телеприсутствия, равно как и на рынке ВКС в целом, компания Polycom в своем портфеле решений выделяет топовую студию телеприсутствия Open Telepresence Experience (OTX). Ее отличает бесшовная видеостена (нет стыков между дисплеями), а также установка камер в центре экрана на уровне глаз, поэтому удаленные собеседники всегда видят, кто на кого смотрит. Такой эффект, как утверждает Александр Смирнов, не достигается в других системах.

Одной из основных новаций, реализованных за последние несколько лет, он называет поддержку в оборудовании Polycom технологии H.264 High Profile, которая позволяет примерно вдвое снизить необходимую для видеосвязи пропускную способность (см. Таблицу 1). Polycom первой вышла на рынок с такой технологией. Она дает возможность не только реализовать высококачественную видеосвязь на менее скоростных каналах (что особенно важно для регионов России), но и снизить общую стоимость владения сетями ВКС.

 

Таблица. 1. Сравнение требований систем ВКС к пропускной способности каналов связи при использовании кодеков H.264 Baseline Profile и H.264 High Profile.
Разрешение 264 Baseline Profile (норма в отрасли сегодня) H.  H.264 High Profile (решение Polycom)
CIF30  128 Кбит/с 64 Кбит/с
4CIF30  256 Кбит/с 128 Кбит/с
4CIF60  1024 Кбит/с 512 Кбит/с
720p30  1024 Кбит/с 512 Кбит/с
720p60  1512 Кбит/с 832 Кбит/с
1080p30  2048 Кбит/с 1024 Кбит/с
Источник: Polycom

 

Большинство экспертов согласны, что системы телеприсутствия — отличный инструмент для ведения бизнеса, особенно для территориально распределенных компаний, но большинству организаций внедрение таких систем не под силу, да и экономически нецелесообразно. Роман Морнев, технический директор компании BizKomm, напоминает, что, помимо высокой стоимости оконечного и инфраструктурного оборудования системы телеприсутствия, необходимо учесть затраты на его монтаж и пусконаладку, выделение и подготовку помещения, аренду широких каналов передачи данных, техническую поддержку от производителя, зарплату обслуживающего персонала и т. д.

В качестве альтернативы можно воспользоваться сервисом по аренде комнаты телеприсутствия. В России такую услугу предоставляет BizKomm совместно со своим партнером компанией Tata Communications. Сеть комнат телеприсутствия Tata Communications имеет широкую географию покрытия и составляет более 40 публичных комнат и более 3000 корпоративных. Взаимодействие между этими комнатами можно организовать в любом сочетании. Например, придя в общедоступную комнату в Москве, можно позвонить в корпоративную комнату компании ЕМС в Лондоне или Procter&Gamble в Нью-Йорке.

Следует заметить, что комнаты телеприсутствия располагаются не только в экономически развитых странах. Например, три публичные комнаты есть в Нигерии: эта страна считается криминально опасной, туда боятся ездить и с радостью решают свои дела дистанционно. Россия в глазах многих представителей западного мира, увы, находится на уровне Нигерии, и это еще один фактор, способствующий успешному развитию бизнеса по предоставлению в аренду комнат телеприсутствия в нашей стране. В сентябре BizKomm собирается открыть комнату в Санкт-Петербурге, также в планах компании прийти со своим сервисом в Екатеринбург, Казань, Сочи, Новосибирск и Хабаровск. Стоимость часа аренды комнаты в Москве составляет 500 долларов. При этом, понимая, что данный сервис «лучше один раз увидеть, чем сто раз про него услышать», BizKomm предлагает бесплатно часовой ознакомительный сеанс связи.

Роман Морнев привел три реальных бизнес-кейса крупных международных компаний, которые пользуются этим сервисом. Один из них связан с подведением финансовых итогов года топ-менеджментом компании с офисами в Лондоне, Нью-Йорке и Сингапуре. Традиционный подход требует путешествия президента компании, его личного помощника и исполнительного директора по маршруту Москва – Лондон — Нью-Йорк – Сингапур – Москва в течение недели, затраты составят 41 695 долларов (такие люди летают бизнес-классом, останавливаются в дорогих отелях и пр.). Решение этой задачи путем проведения трех четырехчасовых двусторонних встреч в комнатах телеприсутствия обошлось в 11 200 долларов. Экономия составила 30 494 долларов, но что еще более важно — была высвобождена почти неделя времени, которое, как известно, бесценно.

Эффект от таких сервисов достигается не только при обслуживании топ-менеджеров, о чем говорят два других кейса. Второй пример: проведение для шести новых сотрудников корпоративного двухдневного тренинга в штаб-квартире в Париже. Поездка в Париж на четыре дня (день приезда, два дня тренинга, день отъезда) обошлась бы компании в 12 915 долларов, а за обучение по системе телеприсутствия (по пять часов в день) она заплатила 9620 долларов (экономия 3295 долларов). Кроме того, высвобождено два дополнительных дня работы шести сотрудников. Третий пример связан с наймом сотрудников. Компания с офисом в Лондоне активно ищет талантливых сотрудников по всему миру. До появления публичной комнаты телеприсутствия в Москве, для финального интервью приходилось организовывать поездку соискателя в Лондон. Теперь все осуществляется дистанционно. В этом случае экономия составляет 641 доллар (1000 долларов против 1641 доллара) на одного кандидата. Работодатель «отсмотрел» 12 кандидатов, поэтому экономия составила более 7,5 тыс. долларов.

СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ

При оснащении комнаты для конференции помимо собственно видеотерминала, в состав которого обычно входят кодек, видеокамера, микрофон и пульт дистанционного управления, важно обеспечить и другое оборудование, в том числе аудио. Когда внедряют системы ВКС, часто незаслуженно забывают о звуке, включая в комплект поставки только один всенаправленный микрофон, а ведь именно качество звука во многом определяет комфорт участников видеоконференций. Помимо микрофонов нередко требуются средства голосования, возможно, синхронного перевода, устройства управления для самонаведения видеокамер на активные микрофоны и т. д. В больших залах длины аудио- и видеокабелей может не хватить — необходимы удлинители, работающие по обычной витой паре или оптическому кабелю.

Таким комплексным оснащением конференц-залов «большие интеграторы» занимаются давно, однако по мере того как проекты в области ВКС становятся все более массовыми, соответствующие навыки интеграции требуются все большему числу компаний. Однако далеко не у всех оснащение помещений для ВКС является основным видом деятельности, в небольших компаниях нет необходимой экспертизы, в том числе по программированию систем. Компании CompTek и «Брюллов консалтинг» решили помочь в этом вопросе, разработав и представив на форуме «Бизнес Видео» готовые комплексные решения по аудиовизуальному оснащению залов для конференций.

В состав простейшего комплекта входят видеотерминал LifeSize и конференц-система Televic D-Cerno. Эта цифровая система обеспечивает подключение до 50 микрофонных пультов, в том числе по кольцевой схеме для повышения отказоустойчивости (даже если кольцо рвется, работоспособность системы сохраняется). Ее главный недостаток — отсутствие управляющих интерфейсов, что не позволяет реализовать автоматическое наведение камеры на активный микрофон. Но, по словам Александра Мароко, ведущего специалиста отдела ВКС компании CompTek, если бюджет заказчика ограничен, то это хорошее решение для небольших помещений.

Более дорогие варианты комплектуются полноценной конференц-системой Televic Confidea. Она поддерживает три линейки пультов (проводные настольные и врезные, а также беспроводные) с возможностью сочетания различных видов пультов в одной системе, функционал голосования и синхронного перевода. Имеется в ней и интерфейс для внешнего управления: последовательный порт, через который можно получать информацию о том, какой микрофон активен. Эта информация подается в контроллер управления (в комплекте, предлагаемом CompTek и «Брюллов консалтинг», используется продукция Crestron), а тот направляет команду системе ВКС, чтобы та повернула определенную камеру на нужный угол, установила нужный зум и пр. (см. Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Компании CompTek и «Брюллов консалтинг» предлагают комплексные решения по аудиовизуальному оснащению залов для конференций.
Рисунок 3. Компании CompTek и «Брюллов консалтинг» предлагают комплексные решения по аудиовизуальному оснащению залов для конференций.

 

С панели управления, которая может быть как проводной, так и беспроводной, можно активировать и деактивировать микрофоны участникам конференции, управлять видеотерминалом, просматривать телефонную книгу. Разработанное программистами «Брюллов консалтинг» ПО обеспечивает управление всеми входящими в состав комплекта компонентами, а также автоматическое наведение камер на активный микрофон. Александр Мароко особо отмечает, что комплект продается по стоимости входящего в него оборудования, а программное обеспечение для их совместного функционирования предоставляется бесплатно. Причем это ПО с открытым кодом, что позволяет вносить изменения, модифицировать и расширять функционал. Дополнительно в состав комплекта могут быть включены усилитель и акустические системы, а также приемники и передатчики видеосигнала по витой паре (см. Рисунок 4).

 

Рисунок 4. Приемники и передатчики видеосигнала по витой паре решают проблемы оснащения больших залов (на рисунке показаны устройства компании Extron).
Рисунок 4. Приемники и передатчики видеосигнала по витой паре решают проблемы оснащения больших залов (на рисунке показаны устройства компании Extron).

 

Производители систем ВКС также работают над тем, чтобы функции управления были максимально удобны пользователям. Например, в конце 2011 года компания LifeSize представила продукт LifeSize Phone (см. Рисунок 5), который помимо функции спикерфона с высококачественными микрофоном и динамиком реализует и управление сеансом ВКС (отдельный пульт дистанционного управления не нужен). Интуитивный интерфейс позволяет осуществлять вызовы, управлять удаленной камерой, выводом презентации и другими функциями. Александр Баринов отмечает, что в устройстве нет ни одной механической кнопки (все на основе сенсорного экрана). Сделано это, в том числе, для того чтобы не возникало наводок — с целью гарантировать высокое качество звука.

 

Рисунок 5. LifeSize Phone, помимо функции спикерфона, обеспечивает и управление сеансом ВКС (пульт дистанционного управления не нужен).
Рисунок 5. LifeSize Phone, помимо функции спикерфона, обеспечивает и управление сеансом ВКС (пульт дистанционного управления не нужен).

 

А компания Polycom представила на форуме «Бизнес Видео» инновационную систему EagleEye Director, которая решает задачу самонаведения видеокамер. Система имеет семь встроенных микрофонов, которые автоматически определяют направление голоса, а также две камеры: одна камера всегда показывает общий план, а вторая «ищет» говорящего (см. Рисунок 6). В систему встроены интеллектуальные функции для подавления шумов: если кто-то из участников совещания похлопал в ладоши, за окном проехал трамвай или у кого-то зазвонил телефон — камера на такие звуки никак не прореагирует. Кроме того, в EagleEye Director встроена функция распознавания лиц — камера среагирует только на говорящего человека (на включенное радио наведение производиться не будет).

 

Рисунок 6. Массив из семи микрофонов, встроенный в EagleEye Director, быстро и точно вычислит, откуда звучит голос.
Рисунок 6. Массив из семи микрофонов, встроенный в EagleEye Director, быстро и точно вычислит, откуда звучит голос. 

 

«В отличие от устаревших технологий, EagleEye Director не требует, чтобы участники конференции [для наведения камеры] предпринимали какие-либо специальные действии, носили с собой специальные устройства или приглашали техника, который бы управлял камерами, — рассказывает Александр Смирнов. — Система «откликнется» на голос, распознает лицо и автоматически корректно спозиционирует человека в кадр».

Отмечу еще одну полезную разработку, представленную Polycom на форуме. Это Polycom UC Board — небольшое устройство, превращающее любую поверхность или экран в интерактивную доску и позволяющее быстро и эффективно с помощью стилуса чертить графики и делать пометки. Оно подключается к кодеку ВКС (по USB), не требует внешнего компьютера и вешается на любой экран, включая проекционный.

В целом прошедший форум «Бизнес Видео» показал, что системы видеосвязи становятся все более функциональными и удобными в использовании. Упрощается их интеграция с другими корпоративными системами и приложениями, в том числе мобильными. Ну а самое главное: снижается стоимость входа в мир ВКС, что открывает массу возможностей как по снижению текущих расходов, так и по получению новых источников дохода.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.