Кризис и облака — вот, пожалуй, два основных внешних фактора, которые приходится учитывать всем участникам ИТ-рынка как в текущей деятельности, так и в перспективных планах. И тот и другой оказывают непосредственное влияние на развитие проектного бизнеса системных интеграторов и в конечном счете сводятся к одному ключевому для заказчика понятию — эффективность. Для системного интегратора это означает, с одной стороны, новые, более жесткие условия работы (в том числе снижение прибыльности традиционных проектов), с другой — возможность выйти на новые рынки в роли провайдера услуг. Компания «Ай-Теко» входит в десятку крупнейших российских системных интеграторов, и общие тенденции рынка не могли ее не затронуть: она строит и расширяет сеть распределенных коммерческих центров обработки данных, выступая в качестве сервис-провайдера. О том, какие изменения происходят в бизнесе системного интегратора, в интервью нашему журналу рассказывает Константин Парфенов, директор департамента сетей и телекоммуникаций компании «Ай-Теко».

 

Журнал сетевых решений/LAN: Как отразился кризис на поведении заказчиков? Какие трудности возникают при реализации проектов в сложившихся условиях?

Константин Парфенов: Поскольку трудные времена еще не миновали, корпоративные заказчики по-прежнему тщательно контролируют свои расходы. Конечно, многое зависит от отрасли и сферы их деятельности. Некоторые серьезно пострадали от последствий кризиса, другие, наоборот, добились роста бизнеса. Тем не менее заметно общее стремление избежать долгосрочных инвестиций — в первую очередь всех интересует срок окупаемости проекта. Желательно, чтобы он не превышал двух лет, в крайнем случае — трех.

Высокотехнологичные решения имеют, в сравнении с ширпотребом, довольно низкую маржинальность, что лишь усугубляется кризисом. Рентабельность проектов продолжает неуклонно падать, причем это касается не только системных интеграторов, но и вендоров, отрицательно сказываясь как на качестве оборудования, так и на эффективности реализуемых проектов. Инфляцию никто не отменял, зарплаты сотрудников необходимо перманентно повышать, а ценообразование в текущих проектах таково, что прибыльность стремится к нулю. Вот такая парадоксальная ситуация: мы ежегодно инвестируем в приумножение интеллектуального капитала компании, в развитие и повышение квалификации персонала, тратим значительные средства на разработку новых решений и методов реализации. Но при этом вынуждены продавать проекты с минимальной маржинальностью, ибо потребитель не привык платить за интеллектуальную составляющую проекта! Зато он готов тратить немалые средства на товары народного потребления и продукты далеко не всегда высокого качества: на этом рынке прибыль существенно превышает стандарты доходности в ИТ.

При реализации проектов основное искусство состоит в том, чтобы уложиться в обозначенный заказчиком бюджет и срок при внедрении инфраструктуры. На первый план выходит умение избежать рисков или, по крайней мере, их минимизировать. Не секрет, что многие отечественные проекты имеют конъюнктурную составляющую. И такие риски, как изменение предпочтений и приоритетов заказчика, приходится учитывать.

Стоит отметить еще один момент: высококвалифицированных инженеров, проектировщиков и тем более архитекторов становится все меньше. Даже в кризис борьба за них идет не на жизнь, а на смерть. Та компания, которая может дать наибольшие блага сотрудникам и создать наиболее комфортные условия для работы, получает преимущество в привлечении лучших кадров. Это тем более важно, что заказчики придирчиво оценивают профессионализм команд специалистов интегратора.

Две тенденции — снижение маржинальности и зарплатный «перегрев» — могут привести к существенному снижению привлекательности рынка, если в ближайшее время мы не найдем новых способов достижения окупаемости проектов или их успешной продажи.

 

LAN: Рассчитывая на короткие сроки окупаемости, заказчики решают только какие-то частные проблемы или все же реализуют комплексные проекты?

Парфенов: На самом деле интерес к комплексным проектам не пропал, просто отдачу от них хотят получить гораздо быстрее. В принципе, заказчики правы: одной из тенденций развития технологий является их ускоренное внедрение, что ведет к сокращению времени реализации проектов. Если раньше построение ИТ-инфраструктуры в крупных компаниях занимало три-четыре года, то теперь на это уходит меньше года. В немалой степени этому способствует накопление знаний и опыта российскими системными интеграторами.

Нельзя утверждать, что масштабные проекты исчезли. К тому же крупнейшим заказчиком по-прежнему является государство, и планы составляются не на год-два, а на много лет вперед: уж если строить, то проекты масштаба Олимпиады… Неслучайно государственный сектор остается лидером в области крупных стратегических проектов, и здесь существенных изменений в части реализации таких значимых проектов не наблюдается. Более того, бюджет на развитие инфраструктуры только увеличивается.

Вместе с тем ваш вопрос весьма уместен применительно к коммерческим частным структурам. При внедрении решений достижение прямой экономической выгоды оказывается более приоритетной задачей, чем обеспечение удобства использования, эргономики и т. п. Характерным примером может служить существенный рост в последние годы внедрения проектов по организации видео-конференц-связи. Кроме того, предприятия пытаются изыскать возможности экономии трафика, особенно при организации связи на предприятии с разветвленной филиальной сетью и множеством разрозненных подразделений. Несмотря на расширение предложения безлимитных тарифов со стороны операторов, заказчики стремятся оптимизировать каналы между офисами и применяют решения для сжатия трафика.

Одной из основных тенденцией является реализация стратегий в области виртуализации. Такой подход может принести существенную экономию: виртуализация инфраструктуры позволяет минимизировать расходы на ее содержание, модернизацию, внедрение новых приложений, особенно в случае территориально распределенных организаций. Все серьезные интеграторы занимаются либо построением облаков, либо предоставлением доступа к ним. Выступая летом 2011-го перед участниками конференции — руководством и сотрудниками «Трансаэро», я заметил: «Вы делаете свой бизнес в облаках, а мы — посредством облаков». Мы ведь действительно уже поднялись над облаками в предоставлении соответствующих сервисов. И даже создали витрину услуг и решений под названием «АйОблако», где представлены наиболее известные российскому пользователю приложения, «облачные» поставщики которых оказались готовы с организационно-технологической точки зрения уже сегодня предоставлять востребованные сервисы на площадке нашего ЦОД.

 

LAN: Недавно «Ай-Теко» подписала соглашение с Cisco о продвижении vBlock. Какова роль системного интегратора в распространении таких интегрированных решений?

Парфенов: Роль системного интегратора в продвижении высокотехнологичных решений в принципе не меняется.

Несмотря на то, что решение интегрированное, его надо правильно рассчитать, обосновать целесообразность применения и установить у заказчика. К примеру, бытовой «кинотеатр в коробке» представляет собой полностью интегрированное решение, но колонки все же надо правильно подключить, что для обывателя может оказаться невыполнимой задачей. И тогда великолепная идея превращается в фикцию. То же самое, но на другом уровне, справедливо в отношении vBlock. Это решение устанавливается в центрах обработки данных с большой плотностью оборудования и огромными потоками информации, где цена ошибки очень высока.

Интегратор берет на себя смелость заплатить за возможную ошибку. Через него проходят десятки и сотни проектов, благодаря чему накапливается бесценный опыт, которого никогда не будет у заказчика, эксплуатирующего только собственную инфраструктуру. И vBlock не является исключением. Такие компании, как «Ай-Теко», представляют собой своеобразное хранилище собранных экспертиз и знаний, и человеческие ресурсы являются основой этого бизнеса.

 

LAN: Многие интеграторы примеривают на себя роль провайдеров облачных услуг. Какова стратегия «Ай-Теко» применительно к облакам?

Парфенов: Очевидно, хотим мы того или нет, ИТ переходят в облака. Сейчас трудно сказать, навсегда ли. Многие проблемы мы не можем предвидеть. Возможно, возникнут неразрешимые трудности с безопасностью: когда огромное количество ресурсов консолидировано в одном месте, даже единственная атака хакеров может привести к непоправимым последствиям. Хотя это известная проблема, и с ней продолжают бороться и сейчас.

Что касается интегратора, он может найти ряд возможностей для приложения своих сил. Бизнес всегда будет делиться на ширпотреб и специализированные решения. В любом случае интегратор найдет свою нишу: либо станет посредником/агентом глобальных облачных ресурсов а-ля Google и будет предлагать локализованные сервисы на их базе, скажем адаптированные под специфические отраслевые задачи, либо начнет самостоятельно предоставлять облачные сервисы и ресурсы. Задача публичного облака — привлечь как можно больше клиентов простыми способами. На этом зарабатывают деньги все участники цепочки: от «хранителя» облаков до оператора. В случае публичных облаков на первое место выходит простота использования. Задача частного облака — поддержка конкретного бизнеса.

Почему компании уходят в облака? В том числе для получения высокотехнологичного решения при отсутствии достаточных ресурсов или нехватке собственных кадров для его реализации, тем более при росте требований к вычислительным ресурсам и потребностей в разнообразных сервисах. В результате заказчик избавляется от необходимости создавать свой ЦОД, заниматься поиском специалистов и обучением персонала и получает возможность в кратчайшие сроки запустить бизнес на базе арендуемых ресурсов. Например, на базе собственного ЦОД «Ай-Теко» — центра обработки данных «ТрастИнфо» — развертываются гибридные облака, из которых «нарезаются» частные для тех компаний, которые не доверяют публичным облакам.

Опыт эксплуатации нашего коммерческого центра обработки данных «ТрастИнфо» по предоставлению полного спектра услуг — как классических для ЦОД услуг размещения оборудования (colocation и dedicated), так и облачных сервисов по модели SaaS и IaaS — показал хорошие результаты. В соответствии со стратегией развития сети ЦОД недавно была запущена первая очередь мощностей TrustNet Oy в Финляндии и планируется продолжение ЦОДостроительства.

 

LAN: «Ай-Теко» подписала соглашение с компанией IBM о продвижении ее облачной платформы на базе своего центра обработки данных «ТрастИнфо». Вместе с тем, как утверждается, этот ЦОД уже заполнен...

Парфенов: Действительно, заполнение существующих и строящихся мощностей «ТрастИнфо» идет ускоренными темпами. Однако возможен и дальнейший рост за счет добавления новых рабочих модулей. При построении ЦОД прежде всего необходимо найти наиболее оптимальное с точки зрения экономической целесообразности место — с дешевой электроэнергией, поскольку затраты на нее составляют существенную статью расходов, с доступными каналами, чтобы можно было подключить клиента, а также с возможностью управления и обслуживания. При удовлетворении этих трех условий пристройка еще одного машинного зала становится не самой сложной задачей.

Найти такое место в Центральной России, а особенно в Москве, довольно проблематично. Этим и было обусловлено построение для хранения и обработки корпоративных данных клиентов компании резервного ЦОД в Финляндии, которое мы осуществили первыми из отечественных ИТ-компаний. В эру облачных вычислений территориальная удаленность ЦОД имеет минимальное значение, поскольку каналы связи хорошо развиты и задержка передачи данных на значительные расстояния невелика.

 

LAN: Как отразился переход к предоставлению облачных услуг на модели бизнеса компании?

Парфенов: Изменения в модели ведения бизнеса, конечно, произошли. Они оказались связаны с началом реализации стратегии деятельности компании в еще недостаточно «обжитом» игроками российского рынка сегменте облачных вычислений. Это подразумевает и выход на новые рынки, и расширение спектра сервисов, и привлечение гуру облачных вычислений, и наращивание собственной экспертизы и «облачных» компетенций, и пересмотр инвестиционной стратегии. Речь идет, в частности, о первой и пока единственной на отечественном рынке гибридной облачной платформе с использованием технологий и решений IBM, развернутой в центре обработки данных «ТрастИнфо».

По нашей оценке, четверть компаний в настоящее время рассматривают возможность использования облачных услуг, так что к концу 2012 года можно ожидать 100-процентного роста рынка облаков, но мы не агитируем заказчиков за тотальный перевод ИТ-инфраструктуры в облака, а лишь предлагаем им варианты наиболее оптимального и эффективного их использования. Набор сервисов и выбор высоты бизнеса (ожидаемо — заоблачной) в любом случае остается за клиентом.