Такой вывод сделан экспертным центром инфраструктурных отраслей HeadWork Analytics по итогам исследования российского рынка КЦОД, выполненного по заказу компании «Астерос». Масштабный опрос потенциальных клиентов КЦОД проводился при содействии «Журнала сетевых решений/LAN» в преддверии международного форума «МИР ЦОД 2011». Всего были опрошены 203 крупные компании Московского региона с оборотом не менее 1 млрд руб. Следует заметить, что игроки российского рынка КЦОД сконцентрированы именно в Москве и Московской области: по данным исследовательской компании «Современные телекоммуникации», к началу текущего года здесь находилось 60% всех площадей КЦОД.

На рынке услуг КЦОД Московского региона конкуренция высока: здесь работают около 80 операторов КЦОД, сотни хостинг-провайдеров и реселлеров. Главные различия между этими категориями игроков заключаются в наличии или отсутствии собственных площадок и оборудования (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1. Различия между операторами ЦОД, хостинг-провайдерами и реселлерами.
Активы Операторы ЦОД Хостинг-провайдеры Реселлеры
Собственная площадка + - -
Собственное оборудование + + -

 

Операторы КЦОД представлены двумя основными категориями компаний: телекоммуникационными и ИТ. К последним относятся системные интеграторы и специализированные операторы КЦОД. Для одних интеграторов предоставление услуг КЦОД является элементом их портфеля продуктов, для других это самостоятельный бизнес, отделенный от деятельности материнской группы. Их примерами могут служить «Кнопп» (холдинг «Радиус»), «ДатаЛайн» (холдинг Inline Technologies Group), «ТрастИнфо» (компания «Ай-Теко») и «Центр Хранения Данных» (Integrated Services Group).

Ключевыми игроками московского рынка КЦОД являются российские компании, международные операторы пока представлены относительно слабо (исключение составляют Orange Business Services, Linxtelecom и Tieto). Однако в ближайшее время следует ожидать появления мегапроектов ряда западных компаний, в первую очередь DataSpace Partners: первый из обещанных ею КЦОД будет иметь рекордную для России площадь — 5 тыс. м2 (1600 стоек), а второй — 3 тыс. м2 (1000 стоек). В планах российских компаний выделяются проекты GDC Energy Group, работающей в особой экономической зоне «Зеленоград». Эта компания строит КЦОД, рассчитанный на суммарное энергопотребление 21 МВт!

Как отмечается в исследовании HeadWork Analytics, в краткосрочной перспективе, согласно заявлениям операторов, ожидается открытие 16 новых КЦОД общей емкостью почти 10,5 тыс. стоек. В случае выполнения этих планов мощности КЦОД удвоятся. Но не все из объявленных проектов будут реализованы в означенные сроки (или завершены в принципе). По оценке Headwork Analytics, вероятнее всего, в ближайшие год-полтора будут введены площади, рассчитанные на 2,4 тыс. стоек, а значит, общее их число увеличится всего до 11,7 тыс. штук.

Исследование Headwork Analytics показало, что за год доля крупных компаний, которые не имеют собственного ЦОД и не собираются использовать внешний, существенно упала (с 43 до 34%). Число организаций, ориентированных на использование внутреннего ЦОД, выросло в первую очередь за счет предприятий финансового сектора. При этом вдвое увеличилось количество компаний, планирующих воспользоваться услугами КЦОД или расширить их объем (см. Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Структура рынка крупных заказчиков (корпоративный сегмент) применительно к практике использования ЦОД.

 

Драйверами спроса на услуги КЦОД являются несколько секторов. Это интернет-проекты и медиахолдинги, активно расширяющие свое присутствие в Сети; транспортные компании и розничные торговые сети, переживающие этап централизации управления, и, традиционно, финансовый сектор. Вместе с тем в ряде секторов потребность в КЦОД пока не сформирована: речь идет о нефтегазовом секторе и негосударственных пенсионных фондах (см. Рисунок 2). Крупнейшие российские нефтегазовые компании, как правило, предпочитают инсорсинг инфраструктуры ИТ. Негосударственные пенсионные фонды используют небольшое число рабочих станций и не нуждаются в наращивании мощностей.

 

Рисунок 2. Текущая структура спроса на услуги КЦОД по отраслям.

 

 

Рисунок 3. Значимость наличия сертификатов, подтверждающих уровень надежности ЦОД (TIER III – TIER IV).

По свидетельству ключевых поставщиков услуг коммерческих ЦОД, опрощенных сотрудниками Headwork Analytics, российские потребители становятся более зрелыми, требовательными и осведомленными в технических и экономических вопросах, связанных с ЦОД. Клиенты стали серьезнее относиться к выбору площадки, большее значение придавать соглашению SLA, а также лучше разбираться в классификации Tier. И хотя пока наличие сертификатов на соответствие уровню Tier III и выше не является обязательным критерием, им придает значение 50% респондентов (см. Рисунок 3). Банки — это единственная отрасль, где все без исключения компании настаивают на необходимости сертификации КЦОД на уровень Tier III и выше.

Как показал опрос, при выборе коммерческого ЦОД на первом месте у представителей крупных компаний стоит обеспечение высокого уровня доступности (см. Рисунок 4). Цена играет не менее важную роль. Игроки рынка отмечают, что в текущем периоде цены на услуги КЦОД стабилизировались, правда, наблюдается некоторая тенденция к повышению. Но рост цен происходит исключительно вследствие увеличения операционных расходов на содержание ЦОД (повышение тарифов на электроэнергию, арендных ставок и заработной платы). Клиенты из корпоративного сектора ценят наличие позитивного опыта работы с оператором коммерческого центра обработки данных по другим проектам. Наименьшее значение при выборе ЦОД российскими компаниями имеет применение энергоэффективных технологий.

 

Рисунок 4. Весомость различных факторов для принятия решения при выборе поставщика услуг КЦОД.

 

 

Рисунок 5. Энергопотребление на стойку (кВт).

Такое пренебрежение к энергоэффективности неудивительно, если учесть низкий средний уровень энергопотребления на стойку. И потребители, и поставщики услуг коммерческих ЦОД указывают на то, что российский рынок пока не испытывает потребности в увеличении энергопотребления: наиболее востребованная плотность мощности, запрашиваемая абсолютным большинством российских компаний (70%) — 5 кВт на стойку (см. Рисунок 5). Таким образом, регулярно обсуждаемое, в том числе на форуме «МИР ЦОД», повышение плотности энергопотребления до 20 кВт на стойку и даже выше, по-видимому, актуально только для корпоративных ЦОД.

Еще одна горячая тема — размещение оборудования в КЦОД, расположенных за пределами России. В качестве основного мотива «ухода за рубеж» выступает стремление компаний к большей безопасности и защите данных. Другими важными факторами может стать диверсификация рисков и реализация стратегии развития — например, выход на международные рынки и открытие представительств в других странах, а кроме того, более привлекательное предложение облачных услуг. Однако, как показал опрос HeadWork Analytics, реальный спрос на услуги таких коммерческих ЦОД незначителен: только 2 из 203 компаний открыто заявили о том, что их оборудование находится в зарубежном КЦОД. Если же говорить о ценах, то, по словам специалистов, они сопоставимы с российскими: западные операторы могут заявить более привлекательные базовые тарифы и при этом взимать дополнительные платежи (за установку оборудования и т. д.). Ограничивающими факторами служат требования законодательства, дорогой трафик и стремление российских компаний сохранять максимальный контроль над ресурсами (условие транспортной доступности).

У российского крупного бизнеса наиболее востребованной услугой (80% заказчиков) остается аренда стойко-мест (colocation), причем данная базовая услуга часто предусматривает аренду каналов связи, обеспечение бесперебойного питания и климатических условий, физической и информационной безопасности. На втором месте (48% заказчиков) — такая же традиционная аренда оборудования (dedicated). Часто обе услуги предлагаются в пакете с рядом дополнительных услуг. Самой большой популярностью пользуется уже названная аренда каналов, далее следуют техническая поддержка, резервирование данных (back up) и рабочие места для сотрудников. Наименьший спрос — на администрирование, что отражает недоверие к аутсорсингу в нашей стране.

 

Триллер с КЦОД в главной роли

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Эта пословица хорошо описывает перспективы спроса на ресурсы и услуги коммерческих ЦОД (КЦОД). Год назад мы проводили исследование среди крупных российских предприятий, его результаты очень удивили: оптимистичный настрой потребителей ИТ-аутсорсинга превзошел наши ожидания. Более половины опрошенных компаний, которые тогда использовали ИТ-аутсорсинг, выразили намерение в ближайшие два года расширить объем приобретаемых услуг. Парадоксально: для рынка в целом характерно скептическое отношение к ИТ-аутсорсингу, а де-факто реальные клиенты видят в нем для себя преимущества.

Интерес к услугам КЦОД до сих пор можно считать дремлющим. Однако волна активного спроса на эти сервисы вполне вероятна — как минимум за счет текущих заказчиков, которые уже «распробовали» услуги коммерческих центров обработки данных и захотят увеличить объем и/или спектр потребляемых сервисов. К тому же их «подстегивает» и новый тренд под названием «облачные вычисления».

Как только интерес к КЦОД пробудится, по накалу страстей ситуация на этом рынке будет напоминать триллер, потому что спрос на услуги центров обработки данных превысит предложение. По данным HeadWorks Analytics, этот дисбаланс проявится уже в 2012 году. В точности прогноза аналитиков можно быть уверенным — на возникновение дефицита площадей работают очень весомые факторы. Во-первых, планы по строительству новых объектов откладываются или претерпевают серьезные изменения, так как это дорогие инвестиционные проекты. Например, в 2010 году было введено в эксплуатацию только 19% ранее запланированных площадей. Во-вторых, количество подходящих мест в Москве ограничено. К тому же нахождение КЦОД в пределах МКАД остается критически важным для клиентов, поэтому 95% действующих в Московском регионе коммерческих ЦОД расположены в столице. В-третьих, по мере взросления рынка компании становятся все более разборчивыми, и, по нашим оценкам, те 13% «некачественных» площадей КЦОД, которые не востребованы сейчас, не будут заполнены и в будущем. Таким образом, к 2015 году дефицит может составить около 35%. И дальновидные заказчики задумываются об этом уже сейчас. Вадим Стеценко — руководитель дирекции аутсорсинга компании «Астерос»

 

Этот фактор сказывается и на ситуации с облачными сервисами. Как отмечается в исследовании, в корпоративном секторе уже сегодня есть компании, заинтересованные именно в покупке сложных услуг на базе облачных вычислений, но о конкретных тенденциях говорить пока преждевременно. Компании ждут действительно качественных предложений по разумной цене, а российские операторы пока не готовы предоставить оптимальные решения: продолжается их поиск, идет процесс накопления опыта. Более того, только небольшая доля российских операторов ЦОД действительно занимается развитием такого рода услуг (например, компания «Крок»). Некоторые даже не планируют расширять свои предложения, делая ставку только на базовые услуги (colocation и dedicated).

По оценке Headwork Analytics, в среднесрочной перспективе (до 2015 года) в корпоративном секторе спрос на услуги КЦОД будет расти на 35–40% в год и к концу указанного периода составит примерно 15,5 тыс. стоек. Предприятия малого и среднего бизнеса будут расширять потребление услуг КЦОД более скромными темпами — до 10–15% в год, поэтому к 2015 году общая потребность российского бизнеса в этих услугах может быть оценена в 24,1 тыс. стоек (то есть емкость рынка увеличится только в 2,5–3 раза), а доля вакантных площадей в московском регионе при реализации заявленных планов будет составлять около 15% — часть площадей окажутся невостребованными в силу неудачного месторасположения, неэффективного менеджмента, устаревшего оборудования либо иных факторов.

Большинство экспертов полагают, что сегодня операторам КЦОД важно создать задел на будущее: через два-три года весьма вероятен бум аутсорсинга и новый всплеск интереса к услугам коммерческих ЦОД. Строительство ЦОД требует продолжительного времени (от года и более), поэтому если оператор сохранит свой бизнес в ближайшие два года при относительно небольшом спросе и высокой конкуренции, то в перспективе он выиграет.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.