Видеотелефоны привлекают операторов связи, но бизнес должен сопротивляться их очарованию.

Как вы думаете, что стало причиной коммерческой неудачи протокола беспроводных приложений (Wire-less Application Protocol, WAP)? Порнография — таким будет несколько смущающий ответ. Немногие согласятся с этим, но порно — двигатель технологического прогресса. Поставщики «картинок для взрослых» были самыми первыми адептами технологий VHS, DVD и электронной коммерции. И если судить по количеству спама в моей почте с предложением картинок «XXX», то этот вид бизнеса обладает иммунитетом к краху dot-com.

Четыре строчки текста устройств WAP и их примитивная монохромная графика — плохая платформа для просмотра порнографии. И если провайдеры мобильной связи хотят играть роль сводника, то им нужно поддерживать качественное изображение и интерактивность в реальном масштабе времени. Вот что скрывается за неустанным продвижением видеотелефонии — несмотря на прежние неудачи эта технология, скорее всего, сможет все-таки выйти на первые роли.

Видеотелефоны десятилетиями были одним из главных атрибутов будущего в научной фантастике, а об их беспроводной реинкарнации было впервые упомянуто в Network Magazine в ноябре 1999 г. Однако этот видеотелефон, разработанный европейским оператором Orange, слишком задержался с выпуском, впрочем, как и многие другие новые беспроводные продукты. Эстафету подхватила компания Sharp, которая производит полный спектр видеотелефонов для японской сети J-Phone. Скоро они появятся везде: рекламные стенды Nokia и Motorola демонстрируют множество впечатляющих моделей. Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что большинство из них — это отлитые из пластмассы заготовки-пустышки, которые ожидают прихода мобильной технологии третьего поколения (3G). Но никто не может объяснить, для чего предприятия должны их приобретать, хотя цены действительно соответствуют услугам бизнес-класса.

Производители пытались выпускать стационарные телефоны со встроенными экранами, но без особого успеха. Беспроводное потоковое видео (телевидение) стало, по общему мнению, одной из выдающихся технологий XX века, но ее применение все еще ограничивается пределами дома. Первый карманный телевизор появился примерно в то же время, что и аудиоплейер, но так и остался экзотическим продуктом, в то время как последний используется повсеместно.

Жизнь показала, что людям в дороге нужны только аудио- устройства, но производители не желают этого замечать. Так что, хотим мы этого или нет, похоже, что приход мобильного видео неизбежен.

Главный аргумент против проводных видеотелефонов — необходимость замены каждого домашнего аппарата, но мобильные телефоны пользователи и так меняют каждые несколько лет. Повсеместное принятие открытых стандартов на основе протокола IP и успехи технологий производства дисплеев также должны сыграть свою положительную роль. Кроме того, эти факторы будут способствовать конвергенции телефонов и персональных цифровых секретарей (Personal Digital Assistant, PDA), которые и так уже имеют экран. Что более важно — привычка операторов мобильной связи субсидировать продажи телефонных аппаратов означает, что пользователям не придется оплачивать полную стоимость таких устройств. В конце концов, каждый телефон будет поддерживать возможности видео в расчете на то, что когда-нибудь это приведет к дополнительным продажам.

Некоторые потребители действительно полюбят свои миниатюрные видеотелефоны, а другие, которым не нужен порнотеатр в кармане, не смогут отказаться от «бесплатной» цифровой камеры. Для областей применение мобильного видео в высшей степени полезно, так как это помогает выезжающим «на места» сотрудникам более полноценно общаться с экспертами. Видеотелефоны смогут помочь техникам в диагностике неисправностей, а медсестрам — в спасении человеческих жизней. Но для большинства предприятий распространение видеотелефонов принесет только дополнительные неудобства в виде возросших счетов, увеличения нагрузки специалистов технической поддержки и более низкой производительности труда.

Компании Orange требуется в четыре раза больше пропускной способности для передачи видео по сравнению с аудио, так что оплата возрастет соответственно. Но в конечном счете распространение видео изменит деловой мир в худшую сторону. Оно принесет все негативные стороны реальных контактов, не дав взамен никаких преимуществ. Сегодняшние участники видеоконференций судят друг о друге по внешности, но не имеют возможности воспользоваться тонким языком мимики и жестов: даже H-интерфейс ISDN со скоростью 384 Кбит/с передает только наиболее резкие движения.

Кроме того, необходимость постоянных видеоконтактов сотрудников с клиентами может войти в противоречие с наметившейся в последнее время тенденцией работать в офисе в неделовой одежде. Люди будут паниковать при каждом телефонном звонке, стараясь привести себя в презентабельный вид. Кино и телевидение сделали нас крайне нетерпимыми к неухоженному внешнему виду и неуклюжим манерам, а негативное впечатление будет только усугубляться от низкого разрешения и недостаточной частоты обновления экрана. Без продюсеров, гримеров и многочисленных дублей, хорошее впечатление, пожалуй, произвести будет трудно.

Телекоммуникационные издания каждый день снабжают нас пресс-релизами, пестрящими аналитическими сводками в долларовом исчислении. Многие из них кажутся результатом работы генератора случайных чисел, но некоторые заслуживают внимания. Я пока не встречал исследования затрат времени и денег, идущих на поддержание офисной культуры «пиджака и галстука», но, скорее всего, для больших компаний они измеряются миллионами. Каждая минута, потраченная сотрудником на приведение своего вида в соответствие с причудами корпоративного стиля одежды, оказывается потерянной для выполнения реальной работы. Заботы о «кодексе одежды» подавляют творческое начало, которое приобретает все большее значение во всех областях деятельности. Оригинальное мышление требуется не только в общепризнанных «творческих» областях, таких, как программирование или создание сайтов Web, но и при выполнении «работы со знаниями» любого типа — от технической поддержки до телепродаж.

Высокоскоростная передача данных имеет множество реальных применений. Наиболее важным из них для бизнеса и потребителей является, вероятно, электронная почта. И независимо от того, в какой степени будут субсидироваться новые видеоигрушки, не следует их покупать — давайте будем спрашивать то, что нам действительно нужно.

Энди Дорнан — зам. Главного редактора Network Magazine. С ним можно связаться по адресу: adornan@cmp.com.