Наиболее ярко признаки этого проявились на Уолл-стрит, т. е. в финансовой сфере:

  • ведущие инвестиционные банки Merrill Lynch и Goldman Sachs стали приверженцами «сетевой религии»;
  • фондовые торговые системы Nasdaq (внебиржевая торговля) и Нью-Йоркская фондовая биржа (биржевая торговля) испытали болезненный укол со стороны электронных коммуникационных сетей;
  • компания доставки посылок United Parcel Service очень удачно провела первое открытое размещение своих акций, и этот успех был обусловлен тем, что компания объявила о своем участии в Интернет-бизнесе.

В области электронной коммерции главные события выглядят следующим образом:

  • респектабельная химическая корпорация Procter&Gamble в сотрудничестве с компанией венчурного (т. е. рискового) капитала открыла сайт Reflect.com по продаже косметики;
  • крупная фирма Sears, Roebuck&Co, занимающаяся торговлей по каталогам, открыла свой сайт Sears.com (самый выдающийся шаг, предпринятый ею за последние десятилетия);
  • сайт компании электронной книжной торговли Amazon.com стал одним из крупнейших клиентов Почтовой службы США;
  • частота появления на экране рекламы сайтов фирм, ведущих электронную коммерцию, достигла уровня дюжины за время демонстрации самых популярных вечерних телесериалов типа «Друзья» и «Скорая помощь».

Цифры говорят о том же: финансирование сайта Reflect.com составляет 50 млн. долл., расходы на рекламу сайтов электронной коммерции в 1999 г. достигли 1,7 млрд. долл., почтой было доставлено посылок электронного магазина Amazon на сумму 56 млн. долл. Верхние пределы Интернет-рынка могут вызвать удивление, однако цифры, подобные вышеприведенным, не лгут.

Пришло время крупных фирм

Первой серьезное отношение к электронной торговле проявила корпорация по производству спортивной обуви Nike. Ее примеру последовали инвестиционный банк Merrill Lynch, компания розничной торговли Nordstrom, владеющая сетью универмагов, и аукционная фирма Sotheby’s. В 1999 г. многие ведущие мировые компании поверили в Интернет-коммерцию и потратили миллионы на преобразование своих устаревших «брошюровидных» сайтов в бизнес-сайты.

Как Nordstrom, так и Sotheby’s объявили о своих планах создания отдельных венчурных дочерних фирм, которые займутся электронной коммерцией. Для финансирования сайтов обе компании привлекли ресурсы внешних инвесторов: в сайте Nordstrom.com участвуют инвестиционные компании Benchmark Capital и Madrona Investment Group, в сайт Sothe-by’s вложены средства компании Amazon.

Главной же сенсацией стал переход в режим онлайн таких гигантов, как Merrill Lynch и Nike. Первый начал брокерские операции в Интернете в декабре 1999 г., что означало полное дезавуирование воззрений, высказанных год назад заместителем председателя правления этой компании Джоном Стеффенсом (он назвал Интернет-торговлю «серьезной угрозой финансовой жизни американцев»). Этот поворот на 180 о произошел по следам двух событий: в конце лета инвестиционная компания PaineWebber начала предоставлять некоторые (ограниченные) услуги в области Интернет-торговли, а в октябре инвестиционный банк Morgan Stanley включил в свою структуру онлайновое брокерское подразделение (ранее марка банка на него не распространялась).

Причины решения компании Nike продавать товары на своем Web-сайте четко выражены в заявлении: «Мы — фирма Nike. Мы доминируем на рынке. Нас не волнует отрицательная реакция розничных торговцев». В ноябре Nike начал принимать индивидуальные заказы на изготовление спортивной обуви. Другие производители не остались в стороне от модного веяния — торговли по спецзаказам: Procter&Gamble продает таким образом косметику, через Сеть можно приобрести сделанные на заказ джинсы Levi’s, бюстгальтеры Maidenform, велосипеды и даже гольф-клубы. Если бы можно было так же заказать и политиков! :)

Ничего, кроме сетевых акций

Пузырь не лопнул. Напротив, он раздулся еще больше. И ключевой вопрос для инвесторов состоял уже не в том, инвестировать ли средства в Сеть, а в том, как это делать.

В 1999 г. сетевые акции взлетели вверх, далеко обогнав акции компаний других секторов. Индекс акций Интернет-сектора — Street. com — вырос на 164% за 12 месяцев с конца ноября 1998 г. по конец ноября 1999-го, тогда как индексы, отражающие экономическую ситуацию в целом (Dow Jones Industrial Average и Standard&Po-or’s 500), выросли за тот же период на 19% каждый.

Показателем того, что все — именно все — делают ставку на Сеть, стал тот факт, что большинство институциональных инвесторов отбросили остатки сдержанности по поводу вложения денег в Интернет-компании. Нынче и респектабельные университетские донорские фонды, и пенсионные фонды стали рассматривать возможности увеличения своих инвестиций в компании, дебютирующие в Интернете.

Скоро откроются по крайней мере 16 взаимных фондов, специализирующихся на вложениях в Интернет (они ждут разрешения регулирующих органов), — это в два раза превышает число уже действующих на данный момент подобных фондов. Поскольку такие фонды, как Amerindo Technology Fund, показывают доходность около 200% годовых, неудивительно, что последний опрос выявил, что 78% взаимных фондов планируют в 2000 г. увеличить свои вложения в Интернет как минимум на 10%.

Все это вызвано бумом в области открытого размещения акций Интернет-компаний, который резко расширил возможности для инвестиций. Первое открытое размещение своих акций в 1999 г. провели около 200 Интернет-компаний, что в два раза больше суммарного числа размещений такого рода за четыре предшествующих года.

Конечно, на дороге попадались ухабы. В период с апреля по август 1999 г. курс Интернет-акций в целом снизился на фоне рассуждений о том, что пузырь должен сдуться. Однако с тех пор акции Интернет-компаний выросли.

Спрос и предложение на рынке этих акций сегодня стабильны, что кардинально отличается от ситуации, существовавшей несколько лет назад, считает Дилан Дж. Триффо, директор американского подразделения крупнейшего германского банка Deutsche Bank. «Мне нравится просыпаться утром и находить на каждом углу Starbucks (компания по торговле кофе и кофейными принадлежностями, имеющая электронный магазин. — Прим. перев.)».

Рекламная мания электронной коммерции

Может быть, Интернет и является великой рыночной площадкой «один на один», но реклама электронной коммерции в 1999 г. стала совершенно массовой. По оценке исследовательской компании Forrester Research, расходы Интернет-компаний на рекламу в средствах массовой информации к концу 1999 г. составят 1,7 млрд. долл. — в два с лишним раза выше, чем годом ранее. В наше время свободное рекламное место в высокотехнологической среде достать труднее, чем свободное место для парковки автомобиля в Сан-Франциско. Радиостанции также испытали резкий рост спроса на рекламное время, и этот сдвиг произошел главным образом вследствие притока долларов из сферы электронной коммерции.

Лишь у немногих Интернет-дебютантов недостаточные размеры прибыли стали сдерживающим фактором в выделении больших средств на рекламу. Многие, напротив, оказались в завидном положении обладателей бланковых чеков (чеков с непроставленными, т. е. неограниченными суммами), подписанных венчурными капиталистами (фирмами или физическими лицами, специализирующимися на высокорискованных инвестициях), или огромных денег, полученных в результате удачного акционирования, которые нужно как-то истратить.

Некоторые компании продвинулись к успешной рекламе именно через свои онлайновые подразделения — так, например, Nordstrom никогда не вела общенациональной рекламной кампании, пока на ее сайте не появился электронный магазин, который получил от нее в бюджет 17 млн. долл. на полтора месяца массированной рекламы.

И мода на рекламу Интернет-бизнеса только начинается. Более дюжины компаний оплачивают рекламные ролики во время трансляции матчей на Суперкубок по американскому футболу — этот драгоценный товар стоит около 2 млн. долл. за «выстрел». Интернет-торговцы выплачивают также избранным известным лицам царское вознаграждение — включая опционы на акции — за привлечение внимания публики к своим торговым маркам. По сведениям из некоторых источников, телекомпания CBS обменивает рекламное время на пакеты акций.

А какие компании будут давать рекламу в следующем году? Это будет по-настоящему интересная игра, которую стоит посмотреть.

Везде аукционы

1998-й был годом Amazon, 1999-й — годом eBay.

В апреле 1999 г. компания eBay вложила 260 млн. долл. в приобретение компании Butterfield&Butterfield, имевшей 134-летнюю историю и являвшейся своего рода «иконой», на которую молился весь аукционный мир. Значение сделки, помимо размеров, определяется ее символическим смыслом: ранее предназначенный для избранных, мир аукционов теперь становится общедоступным; популярность онлайновых аукционов стимулирует распространение новых моделей ценообразования. «Это начало тенденции к динамическому ценообразованию», — считает Скотт Рэндэлл, президент и главный менеджер компании FairMarket, оперирующей сетью более чем из 100 аукционных домов.

eBay продолжает лидировать в аукционном мире. Число ее пользователей достигло 8 млн.; ежедневно через eBay продается товаров на сумму более 8 млн. долл. Этот успех породил тысячу подражателей.

Но в этой eBay-мании есть нечто большее, чем аукционы с участием физических лиц: их вскоре могут затмить бизнес-аукционы. Согласно оценке исследовательской компании Keenan Vision, 70% примерно из 12 млрд. долл., израсходованных на аукционоподобных электронных рыночных площадках, пришлось на фирмы, которые продавали свои товары потребителям или другим фирмам. Ожидается, что в 2000 г. эта доля вырастет до 75%.

Монополист

Со времен промышленных баронов-разбойников начала 1900-х годов ни одна компания не подвергалась такому серьезному преследованию со стороны американской юстиции за использование монопольной власти в целях уничтожения конкуренции, какое выпало на долю Microsoft. Спустя полтора года после того, как федеральное правительство и 19 штатов впервые представили обширный антитрестовский иск против этой корпорации, окружной судья Томас Пенфилд Джексон вынес определение о том, что она является монополистом.

Вопрос о том, что делать с Microsoft, вырос для юридической элиты в проблему более угрожающих размеров по сравнению с любой другой проблемой нашего времени в сфере бизнеса, и исход дела, возможно, определит, каковы будут условия конкуренции в век информации.

Расчленить монополиста или просто шлепнуть его по руке? Обязать компанию предоставить своим конкурентам исходный код операционной системы Windows или продать этот код на аукционе? Потребовать, чтобы все изготовители компьютеров отчисляли одинаковую сумму за лицензию Windows или отделить подразделение, разрабатывающее операционную систему, от подразделений, занимающихся приложениями и Интернетом? Таковы вопросы, которые обдумывают правительственные юристы. Среди них так велики различия во мнениях о том, какие именно санкции применить к Microsoft, что судья Джексон предпринял необычный шаг, назначив посредника. Переговоры по урегулированию начались в ноябре 1999 г. в Чикаго.

Но хотя судья четко охарактеризовал Microsoft как монополию (он отклонил аргументы адвокатов компании, что она не доминирует в области программного обеспечения операционных систем, что она не сдерживает распространение другого программного обеспечения, что быстрые изменения в отрасли не позволят ни одной компании долго доминировать на рынке, как «показные»), большинство американцев до сих пор считают Билла Гейтса героем. Опрос компании Gallup (занимающейся исследованием общественного мнения) показал, что 68% потребителей положительно оценивают деятельность Гейтса — это близко к рейтингу фаворита президентской гонки Джорджа В. Буша.

Доктор, доктор!

Для демонстрации подъема онлайнового здравоохранения не найти более подходящего образца, чем Джефф Арнольд, основатель компании WebMD. Этот 29-летний житель Атланты за шесть месяцев прошел путь от обычного безвестного главного менеджера Интернет-дебютанта до владельца миллиардного состояния, воплощенного в ценных бумагах, и все благодаря слиянию принадлежавшего ему сайта медицинской информации с компанией Healtheon, соединяющей через Интернет врачей, пациентов и компании медицинского страхования.

Слияние вызвало большее потрясение на Уолл-стрит, чем в офисах врачей: не так уж часто они используют Интернет в своей практике. Но, поскольку инвесторы оценили объединенную компанию Healtheon/ WebMD в несколько миллиардов долларов, постольку Интернет-здравоохранение достигло совершеннолетия — по крайней мере, на Уолл-стрит. Вслед за этим слиянием Интернет-компании Drkoop и Medscape удачно провели первое открытое размещение своих акций, а медицинский сайт для пациентов Mediconsult.com приобрел компанию Physicians’ Online.

Поток венчурного капитала льется в новые медицинские Интернет-компании. Пациенты могут теперь создавать электронные медицинские карты и подписываться в онлайновом режиме на клинические лекарственные испытания. Планируется создание таких сервисов, которые позволят пациентам, не имеющим медицинской страховки, выходить в Сеть и получать медицинскую помощь, которая обойдется им дешевле, чем традиционная, или оспаривать свои больничные счета. Тем временем производители медицинского программного обеспечения тоже начали двигаться в Сеть, чтобы составить конкуренцию медицинским Интернет-дебютантам.

Все хотят заполучить часть триллионнодолларовой американской медицины, а также часть пациентов, которые все чаще обращаются к Интернету, чтобы вооружить себя против забюрократизированной и неотзывчивой системы здравоохранения. Задача 2000 г. — сделать так, чтобы врачи испытывали по этому поводу не меньше воодушевления, чем аналитики с Уолл-стрит.

Термин«венчурный капитал» становится домашним

Многие предприниматели, возможно, скажут, что на самом деле это случилось гораздо раньше, но во многих отношениях именно 1999 г. стал годом, когда венчурные капиталисты начали играть роль всемогущего Бога.

Невозможно перевернуть страницу в бизнес-рубрике газеты или финансовом разделе журнала, не наткнувшись на историю о том, как один венчурный капиталист «выстраивал» или другой «выращивал» компанию. Если верить этим историям, совершенно неважно, что именно компания производила или кто ею управлял; весь секрет был в том, что венчурный капиталист «выстроил» компанию, — а уж остальное пришло само собой. Таким образом, просто получив финансирование от «правильной» группы венчурных капиталистов, Интернет-дебютанты сразу обрели «знак качества» в глазах бизнес-прессы, банков и крупных компаний.

Конечно, ирония сложившегося представления о том, что деньги одних венчурных капиталистов стоят больше, чем деньги других, состоит в том, что, по-видимому, у всех венчурных капиталистов имелись целые кучи денег, только и ждущих применения. И действительно, если у предпринимателя была хотя бы половина идеи, а также резюме, в котором где-то упоминалось слово Yahoo!, то он мог рассчитывать получить финансирование хоть сию минуту.

В 1999 г. многие венчурные капиталисты действительно предприняли шаги к более агрессивному строительству компаний — такие, например, как найм собственных рекрутеров или применение инкубаторных моделей типа «лаборатории идей». Таким образом, вместо беспокойства по поводу земных инфраструктурных задач, которое раздражало главных менеджеров компаний раньше, новые главные менеджеры Интернет-компаний вынуждены заботиться только о своей дальновидности и о том, как бы не дать венчурным капиталистам сесть им (менеджерам) на шею.

Играя нашу мелодию

Революция MP3 разразилась весной 1999 г., противопоставив ведущие компании звукозаписи, с одной стороны, и студентов и Интернет-компании, которые приготовились к получению больших прибылей, — с другой. Воображение публики поразил открытый формат файла — это был способ обойти высокую стоимость компакт-дисков. Пираты просто копировали компакт-диски, используя shareware-декодеры, а затем бесплатно предлагали музыку в Сети. Ассоциация промышленности звукозаписи нанесла ответный удар, предложив свой собственный «надежный» метод распространения музыки через Интернет, но этот шаг был сделан слишком поздно и не смог остановить быстрый рост MP3.

Центром внимания стал дерзкий инженер-программист, владелец доменного названия MP3 Майкл Робертсон. Робертсон взял на себя роль выразителя идей революции MP3, осыпающего оскорблениями традиционную индустрию звукозаписи и ее гонорарные структуры. Хотя сайт MP3.com не претендует на саму технологию, это не остановило инвесторов и они оценили компанию очень высоко. Проведенное в июле первое открытое размещение акций принесло компании 361,3 млн. долл., став одним из самых значительных размещений этого типа в 1999 г.

Многие бросились имитировать сайт MP3.com. Компания Universal Music Group объявила о том, что она создает свой собственный онлайновый инструмент для нахождения неангажированных музыкальных групп через их MP3-форматы. Недавно компания CDnow заявила, что она перемещает фокус своей электронной розничной торговли на то, чтобы стать «сайтом предназначения», назвав область неангажированных музыкальных групп «космической музыкальной сетью».

Один мир, один телефон

Обилие слияний — краткая история состояния телекоммуникационной отрасли в 1999 г. Длинная история — это обилие проблем.

Посмотрим на предполагающееся слияние компаний MCI WorldCom и Sprint. Оно превращается в проблему стоимостью 115 млрд. долл. В области сетевых баз данных у компании Sprint есть хорошая идея в виде своей собственной сети, однако воплощение у нее пока слабое. Компания MCI WorldCom, напротив, не имеет четко выраженного сетевого видения. Ни та ни другая компания не имеют Интернет-стратегии, которая могла бы приковать внимание потребителей. Обе они могут получить значительные преимущества, соединив свои Интернет-структуры, но слияние двух сетей также станет причиной массовых увольнений.

В сходном положении и компания AT&T, у которой появилась блестящая идея приобрести кабельные сети, чтобы получить возможность предоставлять различные услуги потребителям, — она столкнулась с более серьезными проблемами, чем ожидала. Во-первых, модернизация кабельного завода, унаследованного от компаний TCI и MediaOne, оказалась довольно трудоемкой и дорогой. Во-вторых, пришлось вести утомительную юридическую борьбу с кабельными монополистами в муниципалитетах и федеральных судах по всей стране.

Но эти препятствия не помешают компаниям осуществлять новые поглощения. Несмотря на сомнительные преимущества этого процесса для потребителей, акционеры приветствуют сделки такого рода. И несмотря на суровые высказывания председателя Федеральной комиссии по коммуникациям Уильяма Кеннарда, эта комиссия, как оказалось, довольно охотно дает разрешения на мегаслияния.

Более года назад были популярны совместные компании и партнерства. Но сегодня лишь AT&T и British Telecom продолжают осуществлять такой способ ведения бизнеса на международной арене. Стремительно повышающийся курс акций станет стимулом к еще большему количеству слияний, и пока компаниям будет удаваться не проиграть, поглощения останутся правилом и в 2000 г.

Торговые площадки

Менеджеры Нью-Йоркской фондовой биржи и внебиржевой торговой системы Nasdaq, скорее всего, запомнят 1999 г. как год электронных коммуникационных сетей — компьютерных сетей, осуществляющих электронное сочетание приказов на покупку и на продажу ценных бумаг и позволяющих повысить эффективность и снизить издержки по сравнению с торговлей традиционным способом.

Год назад немногие на Уолл-стрит слышали о таких электронных коммуникационных сетях, исключением была Instinet — эта электронная сеть компании Reuters, через которую работают крупные финансовые институты, существует уже десять лет. Сегодня на рынке девять таких систем, в их финансировании участвуют все крупные инвестиционные банки. Приказы на куплю-продажу ценных бумаг стекаются в эти системы от всех ведущих онлайновых брокерских компаний.

Электронные коммуникационные системы стали также стимулом для произошедшей в 1999 г. революции в области торговли до и после обычного для традиционных торговых систем рабочего дня. Простым щелчком переключателя электронные коммуникационные сети могут устроить для клиентов онлайновых брокерских компаний торговлю во внеурочное время. Хотя круглосуточное инвестирование еще не достигло значительных объемов, оно уже не является картинкой из будущего.

Nasdaq и Нью-Йоркская фондовая биржа получили в 1999 г. сильный удар — Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам разрешила электронным коммуникационным сетям подавать заявления на получение статуса полноценных фондовых бирж. Три электронные системы уже подали такие заявления. Пытаясь сопротивляться натиску электронных систем, традиционные торговые площадки объявили о своих планах реструктуризации, введения продленного времени торговли и преобразования в акционерные компании в 2000 г.

По материалам The Industry Standard (США)