Создатели платформы блокчейна с открытым кодом Ethereum изучают способы устранения проблемы, которая была присуща их технологии изначально, — невозможности масштабирования и существенного увеличения вычислительных мощностей в целях повышения производительности.

Организация Ethereum Foundation занята поиском разработчиков, которые могли бы помочь решить вопросы, связанные с масштабированием.

Ethereum и Hyperledger — две ведущие в мире платформы блокчейна, являющиеся фундаментом для множества самых разных приложений, начиная от криптовалют (таких, как Ethereum Ether) и заканчивая умными или обладающими самостоятельной исполнительной силой электронными договорами.

К достоинствам одноранговой технологии распределенного журнала следует отнести ее открытость и эффективность, поскольку все транзакции можно увидеть в реальном времени. Однако проблемы с производительностью, обусловленные тем, что каждая запись блокчейна должна быть обработана всеми узлами, приводит к замедлению выполнения транзакций, в том числе и платежных.

В силу цепочечной природы все новые записи, вставляемые в блокчейн, должны обрабатываться последовательно, а значит, скорость обновления журнала будет уступать традиционным базам данных, где обновление данных осуществляется параллельно.

«В глобальной сети, где любой из участников может сыграть деструктивную роль, такой дорогостоящий и медленный процесс оправдан, — пояснил основатель биржи Ethereum Leverj Бхарат Рао. — В корпоративной же среде, где все участники находятся под контролем, просто не имеет смысла тратить время и ресурсы на то, что, по сути, не дает никаких дополнительных преимуществ».

Требование к обработке транзакций каждым из узлов изначально делает блокчейн устойчивым к кибератакам (ведь для того, чтобы заполучить контроль над сетью, понадобится взломать сотни или даже тысячи узлов), но обработка транзакций при этом замедляется, что в конечном итоге негативно отражается на масштабируемости.

В своем блоге создатель Ethereum Виталик Бутерин пишет, что в сети блокчейна в настоящее время обрабатывается до миллиона транзакций. В связи с тем что его проект, как и другие проекты блокчейна, все чаще достигает своей максимальной расчетной мощности, потребность в увеличении масштабируемости становится все более очевидной и срочной.

До сих пор в Ethereum изучали два возможных решения проблемы. Первое из них, «сегментирование», предполагает использование в процессе просмотра и обработки каждой из транзакций относительно небольшого числа узлов, благодаря чему гораздо больше транзакций можно будет выполнять параллельно, в одно и то же время. Ожидается, что безопасность при сегментировании пострадает не сильно, поскольку блокчейн сохранит децентрализацию и присущие ему безопасные свойства.

Ethereum Виталика Бутерина, одна из самых популярных платформ блокчейна, служит фундаментом для множества самых разных приложений

Второе решение предусматривает создание уровней связи данных или протоколов «второго уровня», которые будут отправлять большинство транзакций за пределы цепочки, взаимодействуя при входе и выходе из системы второго уровня только с блокчейном. То же самое будет происходить и в случае атак на систему. Протоколы второго уровня будут переносить данные между узлами в пределах локальной сети или смежных сегментов территориально распределенной сети.

«Работа над спецификациями первого прототипа уже близка к завершению, — сообщил Бутерин. — Предложенный план позволяет постепенно интегрировать новое решение в Ethereum — сначала как слабосвязанную боковую цепочку, соединенную с базовой цепочкой Ethereum через ‘контракт, управляющий валидаторами’, а затем проводя все более и более тесную интеграцию с основной цепочкой Ethereum. Программное обеспечение пишется на Python поверх Py-EVM. На подходе уже и тестовая цепочка testnet, которая также будет написана на Python».

В Ethereum Foundation, однако, хотят привлечь к следующему этапу, предусматривающему создание сегментированной тестовой сети, а затем и сегментированной основной сети, внешних разработчиков.

«Нам хотелось бы с самого начала построить экосистему для множества клиентов, поскольку Ethereum Foundation не поддерживает привилегированных реализаций», — указал Бутерин.

Помимо работы, предполагающей внутреннее решение проблемы силами непосредственных участников проекта, в Ethereum готовы предоставить программистам, которые помогут исправить ситуацию, субсидии. Размер субсидий может варьироваться от 20 тыс. до 1 млн долл. в зависимости от объема выполненных работ.

Разработчики должны испытывать гордость, зная, что их работа может быть использована в следующей итерации блокчейна Ethereum.

 

Не только биткоин

По подсчетам Frost & Sullivan, в 2016 году объем инвестиций в блокчейн-стартапы в мире достиг 500 млн долл. Всего же начиная с 2013 года компании, занимающиеся разработкой блокчейн-технологий и сервисов, смогли привлечь инвестиций на 1,5 млрд долл. За это время в мире было выдано более 2,5 тыс. патентов на решения в этой области.

Технологии блокчейна тестируют и применяют многие международные корпорации. Из них более 250 занимаются разработками блокчейн-решений — как самостоятельно, так и в партнерстве с другими крупными компаниями или с привлечением стартапов в качестве подрядчика. Более 90 корпораций присоединились к международному блокчейн-консорциуму R3.

С точки зрения количества блокчейн-стартапов и инвестиций самый крупный сегмент представляют ИТ-компании. По словам Алексея Волостнова, управляющего директора российского представительства Frost & Sullivan, сегодня насчитывается порядка 585 компаний, большинство из которых было создано после 2013 года. В банковском и финансовом секторах работают 429 компаний. Еще 62 стартапов предоставляют консалтинговые услуги в области криптовалют и блокчейна.

Перспективными отраслями для развития и применения блокчейн-технологий остаются медицина, энергетика и промышленность. В общей сложности в этих сегментах работает не менее 100 компаний. В энергетике блокчейн используется для организации систем интеллектуального учета на предприятиях. В индустрии блокчейн-решения применяются для создания электронных медицинских архивов и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов.

Лидерами по количеству стартапов и инвестиций в блокчейн остаются США и Великобритания.

Как отмечают аналитики, Россия с долей менее 0,5% не входит даже в Топ-20 крупнейших мировых экосистем блокчейна. Впрочем, примеры реализации блокчейн-проектов у нас также имеются. Это, прежде всего, проект по созданию системы контроля за обеспечением населения лекарственными препаратами, реализуемый ВЭБ совместно с правительством Новгородской области, а также внедрение блокчейна в сервисах, связанных с взаимодействием с гражданами и регистрацией недвижимости, запущенное Росреестром и правительством Москвы.

Каждый крупный рынок блокчейна имеет свою специализацию. К примеру, Великобритания — это центр финтеха. Стартапы из Израиля, Сингапура, Италии и США ориентированы на разработку решений для оптимизации цепочек поставок и логистических схем в энергетике и промышленности. Ряд компаний, предлагающих блокчейн-технологии для направления Интернета вещей, сконцентрированы в Кении и Германии.

Рынок США в большей степени завязан на бит­коине. Это самая большая и хорошо развитая криптоплатформа с капитализацией в районе 100 млрд долл. Однако с развитием других криптовалют ситуация будет меняться. Так, эфириум был полноценно запущен в 2016 году, а сейчас объем этого рынка уже составляет 28,9 млрд долл. Его участники базируются в основном в Европе, поэтому в ближайшие годы можно ожидать стремительного развития именно европейского рынка криптовалют.