Брайан Паркинсон: «Переходя к техническому обслуживанию на основе предсказательной аналитики, мы хотим достичь максимально эффективного использования инженерных активов»

Коммерческие и корпоративные центры обработки данных играют все большую роль в поддержке бизнеса российских предприятий. Работоспособность ЦОД в значительной степени зависит от состояния их физической инфраструктуры, в состав которой входят системы гарантированного электроснабжения, комплексы охлаждения, устройства распределения электропитания и другое оборудование инженерного обеспечения. Техническая поддержка устройств физической инфраструктуры осуществляется, как правило, производителями оборудования либо их сертифицированными партнерами. О новых подходах к техническому обслуживанию инженерного оборудования ЦОД на базе услуг центров компетенции, расположенных в Ирландии, Индии и США, рассказывает Брайан Паркинсон, директор по стратегии и новейшим сервисам в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Японии подразделения ИТ-бизнеса компании Schneider Electric (ранее APC by Schneider Electric).

— Когда говорят о подразделении ИТ-бизнеса Schneider Electric, то прежде всего речь идет об ИБП, прецизионных кондиционерах, распределении электропитания. Однако я слышал о вашем интересе к методам науки о данных (Data Science). В чем тут дело?

Компания Schneider Electric хорошо известна как производитель оборудования, традиционно наш бренд ассоциируется с надежностью, но в настоящее время одной только надежности мало; наряду с этим предлагаемые нами решения должны быть адаптивными и масштабируемыми. Для этого требуется комплексный подход к инфраструктуре, нужен целостный взгляд на состояние и взаимодействие ее компонентов. Именно поэтому на первый план выходит вопрос интерпретации информации, характеризующей состояние физической инфраструктуры ЦОД, и здесь важную роль играет наука о данных, которая позволяет корректно интерпретировать полученные результаты.

— По сути, что вы предлагаете?

На уровне физической инфраструктуры предприятий в ИБП и других инженерных системах формируются значительные объемы данных, характеризующие их работу. Наряду с этим отмечаются возрастающие потоки данных мобильных приложений, которые используются для взаимодействия с инженерным оборудованием. В совокупности все эти данные позволяют судить о поведении единой экосистемы, и из них можно извлекать полезные сведения. Понимая, что было раньше и что происходит сейчас, можно прогнозировать дальнейшие события и предвидеть возможные проблемы, применяя для этого технологии Больших Данных и методы предсказательной аналитики. Наша конечная цель — обеспечить максимально эффективное использование инженерных активов, осуществляя переход от превентивного к предсказательному техническому обслуживанию и предотвращая внезапное появление нештатных ситуаций, сокращая время простоя и затраты на сервис.

— Каким образом все это работает?

В основе таких решений — сбор данных о состоянии оборудования физической инфраструктуры. Данные могут непосредственно поступать из устройств с использованием протоколов SNMP или Modbus, а также могут извлекаться из приложений системы StruxureWare for Data Centers, которая в свою очередь обладает возможностями базовой аналитики, моделирования, реализации сценариев «что если».

Другая часть решения — облако Schneider Electric, куда полученные данные поступают по защищенным каналам. Наше облако создано около двух лет назад. Сегодня оно содержит хранилище огромных объемов данных, а также программы, необходимые для их аналитической обработки. Команда наших специалистов во французском Гренобле разрабатывает интерфейсы программирования приложений для доступа ко всем этим информационным активам. Кроме того, очень важно иметь возможность наглядно представить результаты обработки данных, облегчить их интерпретацию. Здесь нам помогает система бизнес-аналитики Tableau.

— На ЦОД какого масштаба рассчитаны подобные решения?

Я считаю, что они могут применяться в любых ЦОД. Дело в том, что совсем не обязательно осуществлять мониторинг состояния всех устройств, можно выбрать критически важное оборудование физической инфраструктуры, то есть те узлы, которые способны стать едиными точками отказа. К примеру, у нас есть заказчики, для которых важен только мониторинг ИБП. Для оценки состояния источников бесперебойного питания мощностью до 140 кВт и возможности возникновения в них нештатных событий используется от 20 до 60 переменных в зависимости от производителя и модели. Для оптимизации объемов данных, получаемых в реальном масштабе времени, важно в каждом конкретном случае правильно выбрать интервал мониторинга, предусмотрев наряду с этим возможность мгновенного реагирования на непредвиденные события внутри этого интервала.

— Понимают ли владельцы ЦОД возможности решений Schneider Electric, о которых вы говорите?

Кто-то понимает, а кто-то — нет. В число первых входят такие организации, как финансовые и телекоммуникационные компании, крупные промышленные предприятия. Так, в одной из расположенных в Сингапуре компаний, которая выпускает микросхемы, мы осуществляем полный мониторинг физической инфраструктуры ЦОД, чтобы там могли обеспечить соответствие требованиям местного стандарта Green Data Centre, регламентирующего постоянное повышение энергоэффективности ЦОД. Там внедрен полный пакет решений, включая развертывание системы управления физической инфраструктурой ЦОД и инструментальных панелей для работы с данными. В одной из торговых сетей в Австралии осуществляется мониторинг систем, обеспечивающих инженерную поддержку точек продаж.

В небольших организациях такого понимания меньше. Но если в производственной компании со штатом, скажем, 50 человек откажут ИБП, то она просто не сможет работать. В то же время средняя стоимость контракта базового мониторинга составляет несколько сотен долларов в год. Мы стараемся формировать этот рынок, объяснять суть наших решений и показывать их преимущества.

— Как можно оценить перспективы российского рынка в области дистанционного мониторинга физической инфраструктуры и использования средств предcказательной аналитики?

Я могу судить об этом только по данным нашего российского офиса, здесь пока немногим более десятка заказчиков, мы осуществляем мониторинг около двух сотен их устройств. В России, как и в моем регионе, где у Schneider Electric насчитывается около тысячи «дистанционных» клиентов, требуется определенное время для дозревания рынка и роста интереса к новым технологиям. Наша задача — предоставить всю необходимую информацию, чтобы подогреть такой интерес и стимулировать увеличение числа клиентов.