Борис Зингерман
БОРИС ЗИНГЕРМАН: «Медицинский документооборот плохо регламентирован даже в бумажной форме, а в электронной — никак не регламентирован»

Несмотря на очевидный прогресс во взаимоотношениях между Минздравом и сообществом специалистов в области медицинской информатики, по некоторым вопросам до взаимопонимания еще далеко. Один из таких вопросов — состояние нормативно-правовой базы. По мнению чиновников, существующих нормативных документов вполне достаточно для ведения медицинской документации в электронном виде, профессионалы же утверждают, что их просто нет. Такие точки зрения стороны высказали на круглом столе «Зачем нужна информатизация врачам, пациентам и организаторам здравоохранения?», организованном газетой «Медицинский вестник».

По словам Бориса Зингермана, завотделом компьютеризации Гематологического научного центра, специалисты, занимающиеся информатизацией здравоохранения, оказываются вне правового поля. Телемедицину и даже консультации пациентов через Skype нельзя считать легитимными, так как в законе «Об основах охраны здоровья граждан» отсутствует понятие консультативно-медицинской помощи. «С юридической точки зрения это голое поле», — отметил Борис Кобринский, руководитель Медицинского центра новых информационных технологий Московского НИИ педиатрии и детской хирургии.

Наименее проработаны юридически вопросы предоставления информации пациенту: по закону гражданин имеет право получить сведения о состоянии своего здоровья, но механизма реализации этого права, утвержденного приказом Минздрава, до сих пор нет.

«Медицинский документооборот плохо регламентирован даже в бумажной форме, а в электронной — никак не регламентирован», — констатирует Зингерман.

«Нормы, дающие возможность использования электронных документов, есть», — утверждает Роман Сафронов, замдиректора Департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ. По его мнению, руководители боятся взять ответственность и перейти на электронный документооборот. Федеральный закон «Об электронном документе» распространяется на все отрасли, включая здравоохранение. Отдельные элементы электронного документооборота уже работают в здравоохранении, например отчеты по высокотехнологичной медицинской помощи в бумажном виде не собираются.

Тем не менее многие участники круглого стола считают крайне важным, чтобы регулятор зафиксировал возможность ведения документов в электронном виде. Медицина — очень жестко структурированная сфера, и главврачи требуют указаний Минздрава, отметил Юрий Жулев, сопреседатель Всероссийского союза пациентов. В то же время медучреждения нельзя обязать перейти на безбумажную работу, не все они достаточно автоматизированы для этого. Выпуск нормативных актов не может опережать ввод в промышленную эксплуатацию соответствующих информационных систем, иначе возникает правовая коллизия, считают в Минздраве.

Однако пробелы в правовой базе не останавливают коммерческие клиники, они довольно четко формулируют ИТ-задачи для удовлетворения своих потребностей. Как рассказал Олег Рукодайный, руководитель медицинского направления сети «Ниармедик», эта компания, включающая 11 клиник, внедрила медицинскую информационную систему с лабораторным модулем в 2004 году. МИС используется для управленческого и финансового контроля, анализа, отчетности клиник, ведения электронных медкарт, предоставления интернет-сервисов пациентам через личный кабинет, а также для мониторинга качества работы каждого врача и борьбы с «теневыми» приемами.

По словам Сафронова, Минздрав намерен предоставить пациентам возможность вести мониторинг оказанных им услуг через личный кабинет, а также организовать выписку электронных рецептов. Эта работа начнется в ближайшее время, но на быстрый результат рассчитывать не стоит, отметил он. Кроме того, есть опасение, что врачам не понравятся результаты такой открытости.

Оформление «свежих» рецептов хроническим больным, принимающим одни и те же препараты в течение многих лет, отнимает много времени у врачей, которые и без того перегружены. «У нас огромный задел для разгрузки системы здравоохранения», — уверен Жулев, и этот задел в нормативном регулировании и использовании ПО для взаимодействия с пациентами, хотя бы элементарного получения документов по электронной почте.

В Москве через несколько месяцев планируется начать испытания централизованного лабораторного сервиса, который позволит автоматически заполнять электронные медкарты результатами исследований, обеспечит первичное наполнение и сделает их привлекательными для врачей. Систему интегрированной медицинской информации, позволяющую вести ЭМК, c середины года намечено запустить в пилотную эксплуатацию в одном из первых «кустовых» амбулаторных центров. Как сообщил Максим Шаманский, руководитель прикладных проектов единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы, сейчас прототип СИМИ развернут в ЦОД, к нему подключены пилотные учреждения, которые наполняют ЭМК контентом, параллельно развивается функционал решения и идет интеграция с системой ФОМС. К настоящему времени обучение работе с ЕМИАС прошли 14,5 тыс. из 62 тыс. медработников, но на практике они пока лишь набивают на компьютере талоны амбулаторного посещения.

Как отметили участники круглого стола, ИТ не волшебная палочка, и не стоит ждать от нее чудес, неэффективную организацию информатизация только удорожает. Существующая система здравоохранения сохранение здоровья человеком не поддерживает. Признанный ключевой фактор в эффективной заботе о здоровье — вовлечение в этот процесс пациента, предоставление ему информации для размышления и принятия решений. Между тем в большинстве современнных больниц пациенты получают кулечки с безымянными таблетками и даже не могут проверить, что им назначено, все ли препараты им выданы. По мнению Олега Медведева, зав­кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова, для информирования пациента не нужно больших затрат, нужно только «думать в эту сторону».