Владимир Лищук: «Анализ рынка медицинских информационных технологий показывает дефицит систем для терапии» Другая сторона заключается в том, что способы решения ИТ-проблем во многом зависят от шагов, предпринимаемых регулирующими органами и законодателями. В ожидании этих шагов рынок и взял тайм-аут.

В ожидании решений сверху

Главным образом медицинские учреждения ждут легализации электронного документооборота, придания статуса юридически значимых документов электронным медицинским картам, которые пока остаются лишь цифровыми дубликатами бумажных историй болезни. На круглом столе «ИКТ в здравоохранении 2010», проведенном Cnews, директор департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития Олег Симаков отметил, ссылаясь на мнение Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, что для этого достаточно внести изменения в закон об электронной цифровой подписи.

Проект закона «Об электронной подписи», который придет на смену закону об ЭЦП от 2002 года, принят Госдумой в первом чтении в январе текущего года и сейчас проходит второе. Законопроект вводит понятия простой, усиленной и квалифицированной электронной подписи. И одно из его положений гласит, что информация в электронно-цифровой форме, подписанная усиленной электронной подписью (в прошлой версии закона — ЭЦП), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Требование о заверении печатью считается соблюденным, если электронный документ подписан усиленной электронной подписью лица, печатью которого он должен быть заверен, либо лица, действующего от его имени. Таким образом, предпосылки к созданию нормативной базы для замены бумажных медкарт электронными налицо.

Кроме того, согласно поручению президента, Минздравсоцразвития должно представить в правительство программу информатизации здравоохранения, которая должна задать отрасли ориентиры на будущее.

Пока что ясно одно: для перехода ЛПУ на финансирование по «законченному случаю» (иными словами, по количеству завершенных случаев оказания помощи) потребуется новая функциональность медицинских информационных систем или специализированные учетные системы.

В настоящее время департамент информатизации Минздравсоцразвития занимается наполнением реестра медицинского персонала, утверждением реестров лекарственных средств и медицинской техники. На следующем этапе с помощью новых классификаторов медицинским учреждениям предстоит заполнять паспорта ЛПУ. Задача-максимум на 2011-2012 годы, по словам Симакова, установить в каждое ЛПУ интеграционные шлюзы, сделав шаг к единому информационному пространству и интегрированным электронным медкартам.

«ИТ в медицине не самоцель, а средство достижения определенного уровня качества как в управлении ресурсами, так и в лечении» — заявил он. Качество лечения планируется оценивать с помощью стандартов оказания медицинской помощи, над которыми сейчас работают в министерстве и от соответствия которым будет зависеть оплата счетов медучреждений за оказанные ими услуги. Предполагается, что медицинские информационные системы станут обязательным инструментом обеспечения качества в каждом ЛПУ.

Облака и безопасность

Не обошлось обсуждение и без модных тем — облаков и информационной безопасности. В частности, с помощью облачных сервисов удалось наладить телемедицинские консультации регионального уровня в Пензенском федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии. В Пензе создан коммуникационный хостинг-центр на базе технологий Microsoft, который предоставляет аренду приложений для организации многоточечной видеоконференц-связи, веб-конференций, почты и порталов для обмена документами как ЛПУ, администрации, учреждениям образования, так и частным компаниям.

Сегодня ожидания от сетевых технологий растут не только у врачей, но и у многих пациентов, не желающих даже на больничной койке расставаться с мобильным телефоном, цифровым ТВ и Интернетом. А вот озабоченность пациентов сохранностью своих персональных данных, по мнению участников дискуссии, сильно преувеличена.

«Больные жаждут, чтобы на их данные обратили внимание и поняли, что они нуждаются в помощи. Это действительно проблема, а все остальное — перекачивание денег здравоохранения в карманы тех, кто торгует услугами защиты», — уверен Никита Шкловский-Корди, ведущий научный сотрудник ГНЦ РАМН.

По словам Симакова, усилия его департамента направлены на то, чтобы затраты на обеспечение информационной безопасности составляли не более 7-8% всех ИТ-расходов ЛПУ, в то время как специалисты по защите данных настаивают на 30%.

Ради жизни

Из всех технологий для медиков важнейшими являются те, что помогают бороться за жизнь больного. Завлабораторией телемедицины и интраоперационного компьютерного мониторинга РНЦХ Евгений Флеров убежден, что на рабочем месте врача обязательно должен быть широкополосный Интернет. Видя на своем планшете и анестезиологическую карту больного, и операционное поле, и другие данные, необходимые для оценки ситуации, Флеров удаленно отслеживает происходящее сразу в нескольких операционных. Ему доводилось дистанционно контролировать параметры вентиляции легких пациента, выдавая рекомендации по Skype. Телемедицина, по его мнению, важный инструмент современного врача, а главное для ее внедрения в хирургической практике — преодолеть косность и компьютерную безграмотность врачей.

«Анализ рынка медицинских информационных технологий показывает дефицит систем для терапии не только в России, но и в мире», — заметил Владимир Лищук, и.о. завлабораторией математического моделирования и мониторинга Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева. По его мнению, если автоматизация контрольно-измерительных функций в здравоохранении находится на удовлетворительном уровне, хотя и не избежала сложных системных ошибок, то в области информатизации анализа клинических показателей сделано удручающе мало, а в области синтеза — формирования рекомендаций для лечения — совсем ничего. Именно отсутствие таких систем, результатом применения которых станет снижение смертности, и определяет холодное отношение лечащих врачей к информатизации.

В Центре сердечно-сосудистой хирургии такая система есть. АСОР (автоматическая cистема обеспечения решений врача) исправно служит докторам и пациентам центра свыше 40 лет. В ее основе лежит математическая модель кровообращения, обобщающая клинико-физиологические закономерности накопленных в базе сведений о 20 тыс. тяжелейших больных (около 100 млн записей). В систему заложена опережающая имитация лечения с анализом, синтезом тактики, контролем и проверкой обратной связи. Кроме того, с ее помощью оценивается качество терапии как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Немаловажно, что система выделяет адаптивные реакции организма как на патологические сдвиги, так и на лечение.

Главным клиническим результатом применения АСОР стало резкое снижение количества осложнений и уровня летальности.