Джон Донахью: «В последнее время торговая площадка eBay не соответствовала возросшему уровню конкуренции и не отвечала потребностям клиентов»

Первичный выпуск акций Skype предполагается произвести в первой половине 2010 года. Точные сроки будут диктоваться текущей рыночной ситуацией.

«По сути, Skype представляет собой автономный бизнес с прочным фундаментом и тенденцией к росту, — отметил генеральный директор eBay Джон Донахью. — Всем ясно, что точек пересечения у Skype с eBay и PayPal практически нет».

Эти планы можно расценивать как фактическое признание того, что приобретение Skype компанией eBay в октябре 2005 года за 2,6 млрд долл. было дорогостоящей ошибкой.

Предполагалось, что Skype поможет значительно расширить сферу общения между покупателями и продавцами в пространстве Internet-аукционов, но ничего подобного не произошло. Через два года после покупки eBay «уценила» Skype на 1,4 млрд долл.

Донахью принял решение перевести Skype в статус независимой публичной компании после того, как в течение года делались попытки подсчитать эффективность этого подразделения и его потенциальную ценность для основного бизнеса eBay и для других Internet-ресурсов и услуг компании.

В 2008 году оборот Skype достиг 551 млн долл., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 44%. В конце прошлого года у поставщика услуг Internet-телефонии насчитывалось 405 млн зарегистрированных пользователей, что на 47% превышает показатели, продемонстрированные годом ранее. По прогнозам аналитиков eBay, в 2011 году оборот Skype превысит 1 млрд долл.

Сейчас eBay, испытывая серьезное давление со стороны Amazon.com и других конкурентов, борется за восстановление утраченных позиций и расширение своей рыночной ниши. В четвертом квартале 2008 года выручка подразделения Marketplaces упала на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, а валовой оборот сократился на 12%. Число уникальных пользователей также из года в год сокращается.

«В последнее время торговая площадка eBay не соответствовала возросшему уровню конкуренции и не отвечала потребностям клиентов, — заявил Донахью на недавней встрече с финансовыми аналитиками, признав, что компании не удалось удержаться в русле ключевых тенденций в области электронной коммерции. — Наша компания стала жертвой своего же успеха, который осложнил внесение необходимых корректив в будущем».

Недавно в eBay объявили о продаже компании StumbleUpon, приобретенной в 2007 году. Декларируемые причины все те же — «несоответствие» основному бизнесу eBay.

Что касается основного бизнеса, то в eBay намерены заняться практическим урегулированием разногласий между продавцами и покупателями, отказавшись тем самым от проводившейся ранее политики невмешательства.

Начиная с середины июня компания планирует за свой счет возмещать ущерб покупателям, которые так и не получили приобретенный ими товар или же получили не то, что заказывали. Причем на компенсацию можно претендовать даже в том случае, если будет признано, что продавец не виноват.

Кроме того, клиенты смогут направлять свои жалобы непосредственно в eBay, в то время как сейчас они вынуждены обращаться в подразделение электронных платежей PayPal.

Все эти меры призваны повысить привлекательность eBay в глазах тех покупателей, которые приходят к выводу, что сегодня операции на Internet-аукционах являются слишком рискованными и неорганизованными.