Представители российского? ИТ-бизнеса об изменениях в Налоговом кодексе РФ
Валентин Макаров: «Стимулируя компании идти на мировой рынок, государство стимулирует весь ИТ-бизнес повышать свою конкурентоспособность до мирового уровня»

С 1 января 2007 года вступает в силу Федеральный закон № 144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы». Этот закон предоставляет существенные льготы тем ИТ-компаниям, которые имеют государственную аккредитацию и доля доходов которых от продажи ПО и оказания сопутствующих услуг не менее 90%, при этом доля дохода от иностранных лиц не менее 70%, а среднесписочная численность работников не менее 50 человек.

Отношение ИТ-сообщества к данной инициативе неоднозначно. Свое мнение по поводу новых налоговых поправок есть и у Валентина Макарова, президента некоммерческого партнерства «Руссофт», объединяющего около 80 ИТ-компаний, работающих на российском рынке.

Как, по вашему мнению, новый закон повлияет на российский софтверный рынок?

Если льготами, которые предоставляет закон, воспользуется значительное число компаний, то будет сделан шаг в направлении легализации этого бизнеса, и в течение двух лет можно ожидать серьезного роста рынка и повышения его прозрачности. Если система аккредитации пропустит только крупные компании, то проблема решена не будет, а значит, через некоторое время закон будет отменен как неэффективный, а сама мера поддержки экспортеров путем снижения налогов будет скомпрометирована.

Но условия получения госаккредитации пока неизвестны…

На мой взгляд, конечный перечень требований для аккредитации компаний прописан в законе. Не вижу, почему могут возникнуть дополнительные требования, противоречащие этому перечню.

Почему налоговое бремя снижают только для экспортно-ориентированных компаний?

Экспортеры находятся на острие мировой конкуренции. Если они побеждают на мировом рынке, то приобретают там необходимые и неоценимые качества, которые помогут им побеждать и на российском. Стимулируя компании идти на мировой рынок, государство стимулирует весь ИТ-бизнес повышать свою конкурентоспособность до мирового уровня.

Не явится ли следствием налоговых поправок перенос за рубеж штаб-квартир отечественных компаний, чтобы их российские разработчики стали де-юре экспортерами?

Чтобы предотвратить такой подход, и нужна аккредитация, которая должна проводиться саморегулируемой организацией участников рынка, кровно заинтересованных в том, чтобы не скомпрометировать механизм государственной поддержки экспортеров.

Вы имеете в виду такие организации, как «Руссофт»?

Да, «Руссофт» и АП КИТ. Изначально Мининформсвязи говорило о прямом привлечении ведущих ассоциаций к процессу аккредитации. В течение лета консультаций по вопросам аккредитации с ассоциациями, объединяющими игроков рынка, не проводилось. Надеюсь, что ситуация прояснится на встрече консультативного совета при министре в середине сентября.

Одно из условий получения налоговых льгот — наличие не менее 50 работников в компании. Не слишком ли это жесткое требование в российских условиях?

Именно поэтому в «Руссофт» предлагали снизить порог численности до 30 человек. Опускать порог ниже нет необходимости, поскольку совсем малые компании могут воспользоваться упрощенным налогообложением с примерно такими же ставками.

После вступления закона в силу, иностранным компаниям еще более выгодно размещать заказы на разработку в России…

Разумеется. Снижение налогов и направлено на то, чтобы повысить конкурентоспособность российских компаний за счет снижения непроизводительных затрат на разработку программного обеспечения. Это относится как к производителям продуктов, так и к поставщикам услуг по разработке.

Но разве только софтверные компании нуждаются в поддержке государства?

Безусловно, для развития инноваций и новых технологий на российском рынке было бы целесообразно снизить налоговое бремя для всех инновационных компаний. Например — путем расширения структуры себестоимости и снижения затрат на бухгалтерский учет. Но это другая проблема, которую вдруг не осилить. Нужно найти «слабое», а точнее, сильное звено — таким в России является сейчас разработка программного обеспечения, вывести его на мировой уровень, доказать эффективность мер государственной поддержки и потом идти дальше.