Франк Гери спроектировал два крыла комплекса Stata Center в форме букв «С» и соединил их общим пространством, которое представляет собой длинный широкий коридор с высокими потолками и просторными лестничными маршами

Новое здание станет настоящим украшением кампуса МТИ. По внешнему виду комплекс, отделанный снаружи кирпичом и сталью, напоминает кубистские картины Пикассо: пересекающиеся плоскости, металлические выпуклости и окна, как бы выдавленные из поверхности здания.

По словам автора проекта, известного архитектора Франка Гери, он черпал вдохновение в городском пейзаже Кембриджа; архитектору хотелось, чтобы это здание составляло органическое единство с другими строениями. Издалека Stata напоминает расположенную в несколько ярусов группу зданий меньших размеров, которую сам Гери называет «снесенной деревней».

Однако как ни эксцентричен внешний облик центра, надо сказать, что его интерьер сыграл в обеспечении успеха всего проекта столь же важную роль. Так считает Родни Брукс, директор Лаборатории искусственного интеллекта. Администрация МТИ хотела получить такое здание, в котором изучающие различные дисциплины студенты буквально наталкивались бы друг на друга и даже, что называется, краем глаза видели бы, какие работы проводятся на других факультетах.

Гери выполнил этот наказ, спроектировав два крыла здания в форме букв «С» и соединив их общим пространством, которое представляет собой длинный широкий коридор с высокими потолками и просторными лестничными маршами.

Студенческая улица объединяет различные участки строения и вызывает ассоциацию со знаменитым «бесконечным коридором» МТИ, который начинается у главного входа в кампус на Массачусетс-авеню.

Студентам и профессорско-преподавательскому составу МТИ был предоставлен специальный выходной, чтобы они могли без помех познакомиться с теми футуристическими технологиями, которые будут применяться в стенах Stata Center. Им продемонстрировали множество удивительных объектов — от роботов, которые могут чувствовать физические объекты и реагировать на их присутствие, до «магической бумаги», способной понимать и интерпретировать чертежи и наброски.

Как заявил Брукс, собрав под одной крышей талантливых специалистов в области ИТ, а также экспертов в таких сферах, как искусственный интеллект и лингвистика, в МТИ надеются, в частности, инициировать создание нового поколения компьютеров с «человекоцентричными» интерфейсами.

«Применяемая в современных компьютерах модель пользовательских интерфейсов исчерпала себя», — полагает Брукс. По его словам, будущее принадлежит компьютерам, способным распознавать и реагировать на те же звуковые, визуальные, жестовые и контекстные сигналы, на которые реагируют люди в процессе общения.

«Чтобы понять друг друга, люди должны прежде всего уяснить, какой контекст общения предлагается; так же придется поступать и компьютерам», — заявил Брукс.

Для иллюстрации своей мысли он продемонстрировал сгенерированную с помощью компьютера фотореалистическую модель «Мэри 101», движения рта и выражение лица которой весьма напоминают человеческую мимику.

Впрочем, несмотря на то, что в новом здании будут реализовываться высокотехнологичные проекты, сам Гери говорит о своем скептическом отношении и к «Мэри 101», и к предсказаниям о том, что технологии смогут заменить людей, особенно архитекторов зданий, в которых сочетаются функциональность и теплота. Stata Center спроектирован специально для того, чтобы объединять людей, а компьютеры, автомобили и другие технологические достижения ХХI века по большей части изолируют людей друг от друга.

С тем чтобы способствовать сотрудничеству и инициировать «случайные» встречи, архитектор разделил помещения Stata Center на более мелкие «кварталы», включающие в себя открытые лабораторные пространства, которые перемежаются с закрытыми офисами. Эти пространства можно видеть с пешеходных галерей, расположенных выше и ниже. Раз за разом проходя по коридорам, окна которых выходят в обширные открытые внутренние пространства, обитатели здания будут иметь возможность наблюдать за тем, что творится и что обсуждается в других частях здания.

Эрик Демэйн, сотрудник Лаборатории искусственного интеллекта, тоже восхищается «безумной геометрией» центра. Демэйн, обладающий специальными познаниями в области «математики оригами», то есть математических исследований сложенных из бумаги фигурок и в области «вычислительной оригами», разрабатывающей алгоритмы складывания таких фигурок, может лучше многих других оценить достоинства конструкции здания.

Завершение строительства Stata Center приходится как раз на середину рассчитанной на 1 млрд. долл. программы застройки этого элитного вуза, кампусом которого не столько восхищаются, сколько говорят о его эксцентричности. Но после того как в ходе проведенного в 90-х годах исследования условий жизни студентов в кампусе выяснилось, что администрации института нужно уделять больше внимания созданию участков для совместного времяпрепровождения и способствовать тем самым формированию студенческого сообщества, этот имидж начал постепенно меняться. За прошедшие с тех пор годы в МТИ был возведен новый спортивный центр, спроектированный архитектором Кевином Роучем, и Simmons Hall, 10-этажное общежитие по проекту архитектора Стивена Холла. Как раз напротив Stata Center, на другой стороне улицы, строится здание, спроектированное архитектором Чарльзом Коррея, для студентов, изучающих мозг человека и процессы познания.

Руководители МТИ высоко оценили проект Гери как отражение нового курса вуза, направленного на развитие студенческого сообщества.

«Инженеры моего поколения почти все свое рабочее время проводили в скучных академических офисах, стены которых были сделаны из шлакобетона, и я надеюсь, что МТИ подвигнет своих студентов и преподавателей на еще более важные свершения, сделав их рабочее пространство интереснее и органичнее», — заявил президент МТИ Чарльз Вест.

Изобретатель World Wide Web и будущий обитатель Stata Center Тим Бернерс-Ли, старший ученый-исследователь МТИ, уподобил новое здание своей Паутине, которая стала Всемирной именно потому, что не имела жесткой структуры, и охотники за ее ресурсами могли находить нужную им информацию, двигаясь по самым разным маршрутам.

Однако перед новым центром будет стоять непростая задача: не уронить репутации того строения, на месте которого он возведен. Известная под именем «Здания 20» деревянная времянка барачного типа была построена в годы Второй мировой войны. В ней размещалась Лаборатория проблем излучения, где были разработаны радары, способствовавшие победе союзников в войне. После войны в этом здании располагались Исследовательская лаборатория электроники и Лаборатория ядерной физики, а также участники осуществлявшейся в МТИ программы лингвистических исследований и сотрудники известного ученого Ноама Хомского.

Конструкция здания, которую Гери разрабатывал с помощью программы трехмерного моделирования CATIA компании Dassault Systemes, довольно сложна, тем не менее архитектор позаботился о том, чтобы модифицировать ее было бы просто.

«В этих формах нет ничего особенно ценного, — заявил Гери. — Идея Здания 20 состоит в том, что вы можете изменять конструкцию так, как вам заблагорассудится».

Сотрудники МТИ уже начали переезжать в новое здание несколько месяцев назад, однако для всех желающих двери Stata Center официально открываются только теперь. Кстати, администрация МТИ присвоила новому зданию номер 32. Но ведь это, как напомнил Брукс, то же число 20, только в шестнадцатеричном представлении.