Линус Торвальдс не переживает по поводу претензий The SCO Group и считает, что 2004-й станет годом расцвета Linux
Линус Торвальдс: «ПО становится бесплатным, оно становится массовым. Как только ваш программный продукт становится массовым, вы начинаете зарабатывать деньги на услугах и аппаратных компонентах, для него предназначенных»

Есть все основания полагать, что в этом году увеличится число производителей коммерческого программного обеспечения для платформы Linux, а также корпоративных заказчиков, которые будут вкладывать деньги в Linux-решения. Разработчики ядра улучшат интеграцию графических интерфейсов, и эта ОС наконец утвердится на прибыльном рынке настольных систем. Таково мнение родоначальника Linux Линуса Торвальдса.

Насколько серьезного прогресса удалось добиться Linux на рынке настольных систем?

Прошлый год был весьма удачным, но наступивший, как мне представляется, станет годом настоящего расцвета для Linux. Выйти на серверный рынок с любой операционной системой намного проще, чем на рынок настольных систем, поскольку ее можно приспособить для решения специальных задач, например, для поддержки серверов электронной почты. Настольные решения продавать намного труднее. Сейчас ядро Linux уже не существует само по себе, есть довольно обширный пласт ПО для Linux, в том числе — офисные приложения, игры, Web-браузеры и т. д. Это привлекает внимание компаний к версиям Linux для настольных систем. Как правило, на предприятиях выбирают какую-то одну рабочую Linux-среду, например KDE или GNOME, и дальше используют ее. Совершенствованию этих двух продуктов в немалой степени способствовала конкуренция между ними. Теперь, как кажется, оба эти решения стали весьма похожи друг на друга.

Я не думаю, что X-терминалы уйдут в прошлое, поскольку X Window System — это мощный интерфейс, и отказываться от него было бы неразумно. Скорее всего, он будет применяться в качестве двухмерного интерфейса для систем с упрощенной графикой на основе OpenGL. Настольные версии Linux должны иметь базовый трехмерный интерфейс и X-терминал как интерфейс для двухмерных решений.

Вообще тот факт, что пользовательский интерфейс и ядро Linux разрабатываются независимо, весьма отраден, одно может совершенствоваться отдельно от другого. С точки зрения разработчика, очень хорошо, что они самостоятельны, поскольку каждый программист, как правило, специализируется в совершенствовании одного из них.

Ваши планы на 2004 год.

Мои планы в отношении Linux в основном зависят от потребностей пользователей. В этом году должно резко возрасти количество пользователей настольной версии, что, безусловно, повлияет на деятельность разработчиков ядра. Пока я добиваюсь большей стабильности ядра версии 2.6.

На ваш взгляд, более тесная интеграция аппаратных и программных систем благоприятна для Linux?

У операционной системы, которая поддерживает много аппаратных систем, есть технические, скажем так, особенности. Аппаратное разнообразие вызывает массу сложностей, поскольку в этом случае Linux необходимы тысячи драйверов. Тем не менее для пользователей очень удобно, если операционная система не зависит от аппаратного обеспечения, поскольку тогда она, по существу, одинакова как для крупных, так и для небольших машин. Еще одно важное преимущество поддержки обширной аппаратной базы заключается в гибкости такой операционной системы. Вот почему Linux серьезно влияет на рынок встроенных устройств. Операционная система — вещь сложная, так что очень удобно иметь ОС, способную адаптироваться к любой машине. Существует несколько затруднений, связанных с поддержкой драйверов для Linux со стороны производителей аппаратных продуктов, источником одной из наиболее серьезных проблем в настоящее время является оборудование для беспроводных локальных сетей. Однако по мере совершенствования аппаратного обеспечения будет преодолена и эта проблема.

Что вы можете сказать о перспективах Linux на корпоративном рынке?

Развитие Linux на корпоративном рынке полностью зависит от того, какие ресурсы выделят компании, работающие в этом сегменте. Это единственное, что позволит перенести Linux на уровень систем старшего класса.

Наиболее яркий пример — IBM. Однако, несмотря на то, что эта корпорация предпринимает весьма активные действия для того, чтобы Linux шире использовалась в системах старшего класса, большинству людей, работающих с Linux, подобные системы не нужны. Программистов в первую очередь интересуют обычные настольные компьютеры.

Что вы думаете о решении компаний, выпускающих коммерческие программы, поставлять вместе со своими системами свободно распространяемое программное обеспечение?

Как правило, это хорошо. Например, в случае с кодом BSD. Однако я лично поддерживаю концепцию GPL, поскольку хочу, чтобы программисты делились с сообществом своими наработками. Если производители аппаратных устройств не публикуют свой код, созданный на основе свободно распространяемых решений, это неприятно. При том что подобная публикация не вызвала бы никаких проблем. Кстати, довольно часто ядро используемых программ они не меняют.

Что вы думаете по поводу демарша The SCO Group?

Претензии SCO касаются нарушения авторских прав, а не контрактных соглашений. Но эти претензии абсурдны, необоснованны, из-за чего складывается весьма неприятная ситуация. Некоторые средства массовой информации поспешили превратить дело SCO в сенсацию, не дав себе труда на сколько-нибудь серьезный критический анализ. Тем не менее позже пресс-релизы SCO были подвергнуты более детальному изучению. За пределами США SCO не удалось добиться значимых успехов в продвижении своих исков. У меня нет отдела по связям с общественностью, поэтому, пока журналисты не зададут мне прямых вопросов, у меня нет возможности комментировать «дело SCO».

Судебные иски составляют весьма существенный элемент ведения бизнеса в США. Хорошо, что этот случай позволил информировать о коде Linux всех разработчиков Linux-сообщества. Но плохо то, что у многих это вызвало раздражение и негодование, и я, конечно же, не хочу, чтобы такое повторилось.

Все разработчики Linux очень серьезно относятся к авторским правам. Они — разработчики, и они хотят создавать код, а не копировать его. В силу этого я считаю, что качество кода Linux даже выше, чем у коммерческих операционных систем Unix. Меня не беспокоят претензии SCO по поводу авторских прав, но у сообщества Linux нет множества адвокатов, специалистов по рекламе и маркетингу.

Как вам работается в лаборатории OSDL (Open Source Development Labs)?

OSDL — удачная структура. Штаб-квартира этой организации находится в Портленде, а я работаю у себя дома, в Сан-Хосе. Но никаких проблем при этом не возникает. В работе OSDL принимают участие представители многих компаний, выпускающих те или иные виды оборудования, а также предлагающих ИТ-услуги различного рода. Работа ведется в конструктивном русле, это самое главное.