ИТ для успешного функционирования корпоративной организации
Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок»: «ИТ-рынок — это рынок услуг. Чтобы удержаться на нем, приходится ежегодно осваивать новые направления»

Компания «Крок» при участии своих крупнейших партнеров — Cisco, Hewlett-Packard, Sun, Avaya и Microsoft — провела для своих клиентов конференцию «Информационные технологии для успешного функционирования корпоративной организации». Основу бизнеса «Крока» составляют крупные информационные проекты, 83% из которых приходятся на государственные структуры, банки и добывающие отрасли. Состав участников конференции отражал общую структуру клиентской базы компании: в их числе были представители «Русского Алюминия», «Транснефти», «Рязаньэнерго», Сбербанка, «Альфа-банка», а также Судебного департамента при Верховном суде РФ.

На конференции «Крок» поделилась с заказчиками своим рецептом «выпечки» удачных проектов построения информационных систем. По мнению замдиректора департамента ИТ Алексея Добровольского, проекты, которые терпят неудачу, можно назвать типичными: по статистике их более 70%. Модель создания корпоративных информационных систем, которую «Крок» считает оптимальной, позволяет избежать неудач, вызванных разным пониманием целей проекта у заказчика и исполнителя.

Эта модель совпадает с «типичной» только на этапе составления календарного плана, а далее предусматривает периодическое уточнение взглядов на проект у заказчика. Суть ее заключается в выполнении итеративного графика проекта с выпуском промежуточных версий каждые два-три месяца, то есть сдаче в эксплуатацию работающих макетов системы, уже протестированных и с «прорисованным» пользовательским интерфейсом.

Таким образом, максимальный срок, в течение которого исполнитель может двигаться не в том направлении, которое подразумевал заказчик, не превышает двух месяцев. Кроме того, короткие циклы выпуска макетов позволяют параллельно задействовать разных специалистов (и менеджеров, и бизнес-аналитиков), а если сразу разбить систему на подсистемы, можно одновременно и равномерно загрузить и исполнителей заказчика.

Особо подчеркнул Добровольский роль максимально точно составленного технического задания. Расплывчатое ТЗ выгодно исполнителю, который может толковать все разночтения в свою пользу, а изменения в готовом продукте производить за счет заказчика.

Не менее важно для результата проекта и качество тестирования. У западных производителей расходы на него в несколько раз превышают затраты на разработку. По мнению Добровольского, минимальное качество достигается, если затраты на тестирование эквивалентны разработке, а в российских «коробочных» фирмах соотношение числа тестировщиков и разработчиков обычно 1:3. В «Кроке» довели его в среднем до 1:1, однако, например, в проекте системы для обработки анкет Всероссийской переписи населения расходы на тестирование превышают затраты на разработку в три раза, а в модулях для ГАС «Выборы», рассчитанных на эксплуатацию в 3 тыс. избирательных комиссиях — на порядок, и это экономически оправдано.

Возможности информационной системы и ресурсы, выделенные на ее создание, — вещи взаимосвязанные. Оценка качества, которое обычно предполагается измерять наработкой системы на отказ, в отличие от остальных параметров, наиболее «виртуальна». Клиенту не следует забывать, что при росте требований к функциональности ПО или числу поддерживаемых платформ без увеличения ресурсов исполнитель будет экономить на тестировании. Если продукт рассчитан на две-три инсталляции, это не критично, в противном случае качество серьезно страдает.

Если при разработке информационной системы стремление заказчика сэкономить на оплате услуг отражается на ее качестве, то при покупке готового продукта это часто приводит к тому, что уже фактически оплаченные возможности ПО не используются. Например, внутри многих систем от Microsoft или SAP «зашиты» механизмы безопасности, которые бездействуют из-за отсутствия настройки, но платить за соответствующий консалтинг заказчик не готов.