Как стать для заказчиков больше чем просто системный интегратор?
Шамиль Шакиров: «Мы боремся больше за репутацию на рынке, чем за деньги»

Компания i-Teco, решив продлить лето своим партнерам и заказчикам, собрала их в октябре на Кипре на конференцию «Современные ИТ — мировые тенденции и российская практика».

Участники конференции представляли в большинстве своем государственные структуры и банки (в том числе ЦБ, Сбербанк, генпрокуратуру, ГУВД, ГТК), а также страховые и нефтяные компании. Перечень компаний-докладчиков отражал основные направления деятельности организаторов конференции и наиболее значимые для них партнерские связи: Hewlett-Packard, Intel, Cisco, APC, Microsoft и SCO.

В 2002 году «Ай-Теко» планирует выйти на уровень оборота порядка 50 млн. долл. Самый значимый партнер компании — Hewlett-Packard. 1 октября i-Teco отметила пятилетие сотрудничества с HP; столько же исполнилось бы в этом году партнерству с Compaq...

С объединением двух вышеуказанных компаний i-Teco стала поставщиком от одного производителя, правда, с расширившимся ассортиментом технологий: теперь она предлагает решения на платформах HP-UX, Alpha (Tru64, OpenVMS), Tandem, IA-32 и Itanium. Впрочем, президента i-Teco Шамиля Шакирова не пугает подобная «неправильная» модель (сотрудничество с одним производителем компьютеров), так как она дает неплохие результаты.

Многие компании сейчас уходят от классической схемы поставки оборудования в сторону сложных инфраструктурных проектов. Стратегия i-Teco на ближайшие годы также заключается в росте доли инженерных услуг и консалтинга в бизнесе компании. Уже увеличено количество консультантов, в июне 2002 года создан департамент консалтинга, фокусирующийся на проектах в области управления ИТ-услугами (IT Service Management, ITSM).

В 2002 году было реализовано более десятка проектов по внедрению HP Service Desk, в том числе в Сбербанке, Таможенном комитете, «Русском Алюминии», а недавно i-Teco выиграла тендер в Счетной палате, где тоже предполагается внедрение продуктов НР OpenView и разработка специализированных программных комплексов. Но ярче всего достижения компании в области консалтинга демонстрирует внедрение системы управления инцидентами в ТНК. Проект создания небольшого фрагмента службы эксплуатации для ИТ-подразделения в Нижневартовске, насчитывающего более тысячи человек, включал помимо собственно компьютерной составляющей, системы связи, АСУ ТП и еще ряд технологических компонентов. Проект занял около полугода, зато после такой «пробы пера» можно более аргументированно и настойчиво предлагать заказчикам построение службы эксплуатации.

Вообще, по словам Шакирова, i-Teco стремится стать чем-то вроде «семейного доктора» для ИТ-директоров средних и крупных компаний. Философию дружбы с заказчиком, впрочем, проповедуют многие.

Обсуждение на круглом столе проблемы окупаемости ИТ и расчета других показателей эффективности показало, что интеграторы более подготовлены к его обсуждению, нежели заказчики. В i-Teco, например, для расчета эффективности проекта используют несколько модифицированную методику Gartner, показатель, в числителе которого находится полученное в результате реализации проекта снижение ИТ-затрат (то есть совокупной стоимости владения), а в знаменателе — затраты на проект. Клиенты же на практике чаще исходят из параметров производительности нужной им системы и минимальной цены «за определенное количество транзакций».

Выводы из дискуссии оказались следующие: во-первых, расчеты эффективности — свои для каждой отрасли, поэтому совместное их обсуждение представителями банков, госструктур и страховых компаний смысла не имеет. Во-вторых, пока неясно, кто же все-таки должен заниматься подобными расчетами, так как у ИТ-специалистов для этого не хватает квалификации и знания финансовых потоков клиента. Скорее всего, это должен делать тот, кто дает деньги, то есть заказчик. Но есть одно «но»: время и стоимость точного расчета могут быть сопоставимы со сроками проекта и экономией, полученной от его реализации.