Эксперты сомневаются в перспективах электронных закупок, осуществляемых через порталы

Конкуренция на рынке «нестратегических» товаров уже настолько высока, что добиться приемлемой цены могут только те клиенты, которые приобретают большие партии товаров
Глава новозеландской ассоциации Logistics Association считает, что практика электронных закупок, осуществляемых через порталы, не имеет особой перспективы.

Комментарии Тима Манро по этому вопросу были подготовлены в тот момент, когда правительство взвешивало все плюсы и минусы использования системы электронных закупок GoProcure.

Манро — сопредседатель форума, где освещаются вопросы, связанные со снабжением и закупками в организациях, работающих в самых разных отраслях, в том числе и в государственном секторе.

Предполагаемая экономия от консолидации закупок госучреждений и преимущества, которые дает статус предпочтительного поставщика, по словам Манро, зачастую иллюзорны. «Конкуренция на рынке «нестратегических» товаров (таких, как канцелярские принадлежности и мебель) уже настолько высока, что добиться приемлемой закупочной цены могут только те клиенты, которые приобретают большие партии товаров», — считает он.

При покупке через портал оператор этого портала «стрижет купоны», сводя на нет какие-либо преимущества в цене. В подобной среде, как заметил Манро, шанс сформировать надежные связи между конкретным поставщиком и покупателем уменьшается. Между тем персонифицированные связи между клиентом и поставщиком должны возникать лишь тогда, когда товары доставлены. Только это способствует формированию таких отношений.

Порталы, как утверждается, должны помочь анализировать предпочтения при покупках как для поставщика, так и для клиента, но подобный анализ, по мнению Манро, каждый из них может провести сам после нескольких сделок с различными партнерами.

Возможность контролировать «нерациональное расходование средств» за счет проведения сделок через портал только с поставщиками из утвержденного списка — еще одно преимущество электронных закупок через портал. Но опять-таки, как подчеркнул Манро, каждой отдельной закупочной организации не так уж сложно самой контролировать деятельность своих сотрудников, в частности, за счет использования простого Web-интерфейса, позволяющего взаимодействовать только с отобранными поставщиками.

Те «снабженческие» порталы, которые довелось видеть в работе Манро, по его словам, работают неплохо просто потому, что они — порталы и построены на базе аукционной модели (например, SouthFresh, специализирующийся на продаже рыбы, или Woolnet, торгующий шерстью). Здесь покупатели получают возможность влиять на цену в реальном времени, конкурируя друг с другом.