К моменту выступления отца-основателя Oracle Ларри Эллисона публика штурмует зал, в точности как на выступлении поп-звезды

Очередной форум Oracle World 2002 оказался не самым представительным за 25-летнюю историю корпорации. В Копенгагене, скромной по масштабам столице одной из небольших стран Европы, собралось «всего лишь» девять с половиной тысяч участников, что для Oracle немного.

Берлинский Oracle World 2001 был куда масштабнее. Кроме того, прошлогодний форум отличался большей помпезностью и даже большей агрессией. Тогда в ходу было слово «война». Его можно было постоянно слышать по отношению к IBM DB2 на платформе Unix. Тогда же была объявлена еще одна война, «война сложности» (см. Computerworld Россия, 2001, № 25).

В выступлениях, прозвучавших в копенгагенском центре конгрессов, о событиях на этих фронтах почти не вспоминали. Сейчас все было камернее (если это слово применимо к мероприятию с тысячами участников) — вполне в соответствии с духом времени, далекого от благополучия. Общий контекст форума невольно отражает негативные тенденции в экономике развитых стран. Вспомним стремительную историю ИТ последних трех лет. 2000 год неоправданных ожиданий ознаменовался буйством «доткомов». 2001-й стал годом крушения иллюзий. Нынешний же год проходит под знаком неопределенности: «Что ждет впереди?». На выставке неуверенность и ожидание лучшего будущего просматривались со всей очевидностью. Устроители форума точно предвосхитили грядущую обстановку и выбрали соответствующую ей скромную тональность: на фоне всеобщего осторожного ожидания обычный в таких случаях бой в литавры и барабаны мог бы показаться дурным тоном.

По словам Серджио Джиаколетто, вице-президента по региону EMEA, положение Oracle по сравнению с другими компаниями неплохое. Диверсификация бизнеса по отраслям, учет интересов малого и среднего бизнеса и географическое распределение позволили Oracle за прошедший год свести общее падение всего до 2,5%, а в целом ряде регионов, напротив, улучшить свои позиции. Несмотря на сокращение прибыли, корпорация испытывает оптимистические ожидания и не снижает инвестиций в исследования и разработки. Позитивные тенденции наблюдаются прежде всего в странах Восточной Европы, и особенно в России. Мне впервые удалось услышать на большом интернациональном собрании не просто какое-то упоминание о бизнесе в России, а сугубо положительное, с большими надеждами на будущее.

Двухдневное действие в Копенгагене вновь продемонстрировало, что Oracle, во всяком случае на маркетинговом уровне, — это огромный хор с единственным солистом. Менеджеры старшего звена, выступающие на пленарных заседаниях, работают, как говорят музыканты, «на разогреве» у Ларри Эллисона. К моменту выступления отца-основателя публика штурмует зал, в точности как на выступлении поп-звезды. Ни на одном из аналогичных съездов других компаний подобной сфокусированности всеобщего внимания на выступлении главного руководителя я не наблюдал. Эллисон всегда произносит совсем новые слова, на шаг или на полшага опережающие выступления всех остальных. Так, в прошлом году он лично представлял Real Application Cluster. Попытки тогда непосредственно после выступления Эллисона получить комментарий у других ответственных руководителей ни к чему не привели. Но прошел год, и RAC стал главной темой. О нем говорят все, он является основой нового девиза «нерушимой» (unbreakable) СУБД.

В выступлении Ларри Эллисона главными были две темы. Первая — борьба за рынок серверов приложений. Вторая тема — построение кластеров на основе Intel-серверов, Linux и RAC

К счастью, на этот раз мне, пусть недолго, но все же удалось побеседовать с двумя компетентными специалистами. Оба они имеют титул старших вице-президентов, но, что еще более почетно, им официально присвоено звание «гуру». Они входят в число тех, кто формирует техническую политику корпорации, их взгляды отражают реальную перспективу ее развития. Приоритеты, которые они расставляют, таковы: надежность хранения, более полное использование XML в СУБД, поддержка аппаратной кластеризации.

Первым из двух гуру был Эндрю Мендельсон. Приоритетом номер один он считает защиту информации на основе RAC; использование этого подхода обеспечивает встраивание безопасных решений сверху вниз, начиная от браузера, через сервер приложений, вплоть до самой базы данных. Что же касается перспектив развития собственно СУБД, то важнейшей Мендельсон считает ориентацию на XML, который он называет стандартным языком описания в Internet. «Мы считаем, что СУБД должна стать универсальным репозитарием информации, и поскольку современные приложения генерируют информационное наполнение на XML, то, следовательно, и хранение данных, и управление этим наполнением должно ориентироваться на XML», — говорит Мендельсон.

Наличие в арсенале Oracle такого оружия, как Real Application Cluster, по мнению Мендельсона, делает позицию компании уникальной. Оно позволит адаптировать продукты корпорации и к технологиям NAS/SAN, и к появляющимся кластерным конфигурациям на основе ультратонких серверов и серверов-лезвий. Эти масштабируемые серверные конфигурации могут заметно изменить положение на рынке технологий для корпоративных систем; нынешний период можно сравнить с серединой 80-х годов, когда начался переход от монолитных к распределенным архитектурам.

Вторым моим собеседником оказался ветеран Oracle Кен Якобс. Он не просто гуру, а носит еще и почетный титул Dr. DBA, то есть «доктор архитектур баз данных». Якобс продолжил тему «нерушимости» и кластеров. По его мнению, в условиях, когда на первый план выходят Web-приложения, постоянная готовность и непрерывность приложений становятся главнейшими качествами любой системы.

«Ни потеря питания, ни наводнения не должны влиять на работоспособность сайтов, это требование удовлетворяется несколькими возможными технологиями. Со своей стороны Oraclе для обеспечения непрерывности бизнеса предлагает DataGuard, обеспечивающую плавный переход на резервную копию, — сказал Якобс. — Если сравнить достижения в области безопасности Oracle и нашего ближайшего конкурента IBM, то мы ушли далеко вперед».

К самим Web-службам Якобс относится без особого энтузиазма, считая их последней версией хорошо известной парадигмы. Он возлагает большие надежды на технологию XDB, которая выступает альтернативой языку запросов для XML-данных Xquery, разрабатываемому Консорциумом W3C, и которая будет реализована в очередной версии СУБД IBM DB2. В кластеризации «по Oracle» он видит принципиально новую возможность выполнения корпоративных приложений, например SAP, Peoplesoft или Siebel, на недорогих аппаратных платформах — возможность, которой нет ни у одного из конкурентов.

В выступлении Эллисона главными были две темы. Первая — борьба за рынок серверов приложений, где основным противником является компания BEA Systems. По мнению Эллисона, многие участники этого рынка постепенно сойдут с дистанции, и здесь сложится примерно такая же ситуация, что и на рынке СУБД, распределенном между несколькими крупными игроками и массой мелких. Вторая тема — построение кластеров на основе Intel-серверов, Linux и RAC (для них по аналогии с Wintel даже предложен новый термин — Lintel). Для продвижения дешевых кластеров создан союз из трех компаний — Dell, Oracle и Red Hat. Совместно они будут поставлять версию ОС Unbreakable Linux, которую они противопоставляют United Linux от альянса TurboLinux, SuSe и Caldera.