X Internet — возможность организации взаимодействия миллиардов предметов

Похоже, в Internet появляется новый объект ажиотажа, в меньшей степени касающийся «доткомов» и в большей — возможности организации связи не только персональных компьютеров, но и «интерактивных предметов» — от ставших привычными сотовых телефонов и телевизоров до таких неожиданных, как продукты питания и электронные кардиостимуляторы.

В качестве одного из ранних примеров X Internet можно привести оснащение автомобилей компании General Motors около 1,8 млн. устройств, подключенных к службе OnStar

Таким видят X Internet Ричард Белуццо из Microsoft и Джим Митчелл, директор лаборатории Sun Labs корпорации Sun Microsystems, а также аналитики компании Forrester Research, устроившей в конце прошлого года конференцию на данную тему. Целью форума под названием X Internet: The Next Voyage стало обсуждение вариантов будущего Internet и привлечение к сотрудничеству ведущих компаний технологической отрасли.

Термин X Internet был предложен в Forrester, и под ним подразумеваются интерактивные «исполняемые» и «расширяемые» услуги. X Internet станет не чем-то совершенно новым, а скорее развитием сегодняшней сети Internet с ее статичными Web-страницами и довольно неуклюжими процессами электронной коммерции.

«Нам необходимо создать более широкое поле деятельности для пользователей — нечто намного более интерактивное и в то же время связанное с физическим миром», — пояснил Карл Хоув, главный аналитик Forrester Research.

Митчелл согласен с мнением аналитиков Forrester о том, что переход к X Internet в том или ином виде неизбежен. Однако он считает, что будущее не за мощными ПК и сотовыми телефонами, а за крохотными, выполняющими простой набор функций процессорами, наподобие тех, что работают в термостатах и осветительных приборах. Естественно, в роли программной платформы, связывающей все эти устройства, он видит Java.

Не удивительно и то, что Белуццо, в свою очередь, основной акцент ставит на Windows для настольных и карманных компьютеров, а также на такие более необычные устройства, как Web-планшеты.

Естественно, технологические компании ожидают от X Internet новых возможностей получения прибылей. По утверждению аналитиков из Forrester, сеть будущего может сэкономить огромные средства за счет автоматизации процессов обмена данными между бизнес-партнерами. По прогнозам Forrester, к 2010 году Internet-экономика не один раз удвоится и начнет приносить триллионные прибыли.

Однако в ближайшие пять лет чипы на коробках с печеньем можно не искать. По словам аналитиков, темпы изменений будут далеки от революционных и привычная Сеть продолжит свое существование, хотя некоторые компоненты X Internet внедряются уже сегодня.

В качестве одного из ранних примеров X Internet можно привести оснащение автомобилей компании General Motors около 1,8 млн. устройств, подключенных к службе OnStar. Данная служба позволяет водителям связываться с круглосуточным центром для заказа самых разнообразных услуг, начиная от указания маршрута до удаленного открывания замков автомобиля или запросов о неотложной помощи.

Президент OnStar Чет Хубер на форуме Forrester заявил о том, что его компания уже готова предоставлять и новые услуги. Например, Personal Dialing позволяет объединить автоматический телефон OnStar с адресной книгой абонента, который может набрать номер из нее, просто сказав об этом телефону. По словам Хубера, General Motors также проводит испытания услуг OnStar для загрузки прямо в автомобиль, например, если требуется перенастроить карбюратор. В Forrester относят службу OnStar к X Internet, отмечая, что она представляет собой вариант тонкого клиента, связывающегося с удаленными серверами данных.

И Sun, и Microsoft, и IBM проявляют значительную заинтересованность в приложениях и услугах на основе X Internet. Но, по словам представителей всех трех компаний, чтобы гарантировать возможность взаимодействия по общей сети — Internet, — необходимо принятие новых стандартов и сотрудничество. По словам Белуццо, для повышения интероперабельности в Microsoft сегодня стремятся к более тесному сотрудничеству с конкурентами, равно как и с партнерами.