ARM — классический производитель интеллектуальной собственности

Как ни увлекательно следить за состязанием тактовых частот и перекраиванием рынка универсальных микропроцессоров, а приходится время от времени вспоминать, что ими мир микросхем отнюдь не исчерпывается. Более того, рынок системных микросхем — SoC (System-on-Chip), коммуникационных, игровых и автомобильных процессоров растет на глазах, а ведь он огромен уже сейчас.

Но дело даже не в количестве. Здесь расцветают бизнес-модели, пока еще достаточно экзотичные. Тех, кто поставил все на производство такой эфемерной продукции, как интеллектуальная собственность (IP — Intellectual Property), не так уж и много — дело достаточно новое и рискованное. Безусловно, свои IP есть у Motorola и Infineon, у Altera и Xilinx — у большинства ведущих полупроводниковых фирм. По этому пути пробует идти отечественный НТЦ «Модуль», о чем мы уже писали. Однако, возможно, самым ярким представителем этого амплуа может служить «чистый», классический производитель IP — английская компания ARM (Advanced Risc Machines).

ARM следует подобной модели бизнеса вполне последовательно. Основана она была сравнительно недавно — в 1990 году. В том году компании Acorn Computer и Apple Computer решили создать совместное предприятие, призванное обеспечить рынок относительно дешевыми, но производительными микропроцессорными решениями на основе архитектуры RISC. Говорилось, между прочим, что такого рода деятельность потребовал английский образовательный рынок. Вскоре третьим инвестором стала VLSI Technology, а еще через три года к ним присоединилась японская Nippon Investment and Finance. С самого начала был выбран достаточно экзотический, особенно по тем временам, тип бизнеса — независимый поставщик интеллектуальной собственности. Востребованность разработок компании чрезвычайна: только 1999 году в мире появилось 400 млн. новых устройств на базе архитектуры ARM.

К 2001 году в столь нетрадиционной для микроэлектронных технологий области было занято 443 сотрудника. Эти люди структурно объединены в шесть самостоятельных отделов, главный из которых — Product Licensing — занимается предложением лицензий ARM на ядра процессоров, системную архитектуру, микросхемы и периферию.

Хорошо известно, Intel заинтересовалась StrongARM — продуктом, разработанным ARM совместно с корпорацией Digital Equipment в 1995 году, — и в 1998-м приобрела на нее лицензию.

В подразделении Development Systems разрабатывают интегрированные аппаратные и программные среды для последующих разработок, а отдел Software Systems занимается подготовкой программного обеспечения для архитектур ARM. Сохранением партнерских отношений с корпорацией Ericsson для создания и лицензирования решений на технологии Bluetooth занимается одноименный отдел. Еще два отдела выполняют обучающие и вспомогательные функции: Systems-on-Chip передает опыт заказчикам, создающим продукцию на процессорах и периферии ARM, а Support Services производит техническое обслуживание и обучение заказчиков ARM.

Цель ARM — создать не просто микропроцессоры, а платформу — архитектурный стандарт для высокопроизводительных встроенных RISC-процессоров в сетевых, автомобильных, портативных, бытовых, мультимедийных устройствах (сегодня ARM имеет около 35 лицензий на свою архитектуру). Это своего рода «мозговой центр». Широкий спектр потребностей конечных пользователей удовлетворяет уже не ARM, а производящие компании, которые проектируют, изготавливают, рекламируют и продают свою, но базирующуюся на технологиях ARM продукцию. Такая цепочка обеспечивает некоторую независимость ARM от рыночной стихии, поскольку рынок «отслеживают» потребители технологий компании. Партнеры ARM — корпорации IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, ведущие европейские и японские компании.

ARM заключает стратегические альянсы с ограниченным кругом партнеров, иногда в ограниченных секторах рынка: так, например, технологическое сотрудничество с компанией 3Com нацелено на создание новейших сетевых изделий, поскольку 3Com использует специализированные интегральные схемы с процессорным ядром ARM в платах сетевых интерфейсов; цель стратегического альянса с Texas Instruments — разработать платформу с сигнальным процессором для интеллектуальных телефонов нового поколения и карманных компьютеров; цель альянса с Nintendo — оснащение игровых приставок Gameboy.

Хотя компания родилась в Великобритании, более 50% доходов она получает из Соединенных Штатов; Европа дает 20%, Азиатско-Тихоокеанский регион — 25%. Это лицензирование, доходы от авторских прав, консалтинговые услуги, проектная разработка и поддержка, причем первые две статьи обеспечивают около 70% доходов компании. Иначе не удастся поддерживать основу успехов ARM — удачное сочетание большой производительности ее 32-разрядных RISC-ядер, низкой стоимости и эффективной мощности. Проблема минимизации энергопотребления стояла перед микроэлектроникой со времен ее рождения, и сейчас ее актуальность не уменьшилась.

Интеллектуальная собственность ARM имеет разную степень абстракции. Ядра делятся по степени «мягкости». «Мягкие», или «синтезабельные», ядра меньше привязаны к конкретным технологиям изготовления. Они обычно бывают представлены на языках описания типа Verilog или VHDL.

Используя архитектуру ARM, можно «собирать» не только SoC, но и SoPC — System-on-Programmable-Chip, такие микросхемы предлагает, например, Altera. Разумеется, есть у ARM и инструментальные средства, в том числе отладчик EmbeddedICE Debug для ядер микропроцессоров, интегрированных в ASIC, есть даже Multi-ICE — отладчик для многопроцессорных систем. Решения поддерживают основные операционные системы для встроенных систем — Windows CE, EPOC, Linux и Palm OS.

Доходы от лицензирования по видам продуктов