В двухдорожечном MP3pro улучшено воспроизведение высоких частот

Формат цифровой записи звука MP3, разработанный десять лет назад, недавно усовершенствован и теперь обеспечивает двукратное увеличение плотности сжатия информации при том же качестве воспроизведения. Создатели формата MP3, компания Thomson Multimedia и Институт Фраунхофера, опубликовали на Web-сайте RCA.com кодек формата MP3pro.

«Новая версия формата ни в чем не уступает, а в отдельных компонентах и превосходит технологию Windows Audio 8, разработанную корпорацией Microsoft», — сообщил представитель Thomson Дэйв Арланд.

Формат MP3pro существенно улучшает качество звучания по отношению к скорости передачи информации. Файл MP3pro обеспечивает воспроизведение файлов, записанных со скоростью 64 Кбит/с, с качеством звучания, близким к качеству компакт-диска. Оно примерно соответствует качеству версии Microsoft Windows Audio, а файл занимает примерно в два раза меньше места по сравнению с записью, представленной в стандартном формате MP3. Музыкальный файл MP3, записанный на скорости 128 Кбит/с, способен воспроизводить около мегабайта аудиоинформации в минуту. Новый кодек в одном мегабайте дискового пространства размещает примерно две минуты без потери качества.

Оригинальный кодек MP3 отбрасывает высокочастотную информацию, устраняя тем самым ошибки кодирования при низкой скорости записи. Таким образом, результат больше похож на запись, сделанную на магнитной ленте, чем на компакт-диске. В MP3pro используются две дорожки. Одна из них приблизительно соответствует старому формату MP3, а другая служит для записи звуков высокой частоты. Формат MP3pro улучшает воспроизведение высоких частот, они звучат более отчетливо.

Новый кодек обладает обратной совместимостью с форматом MP3; проигрыватель MP3pro вполне способен воспроизводить файлы MP3. Однако существующие проигрыватели MP3 не смогут озвучивать высокие частоты, записанные в файлах MP3pro, поскольку старые средства чтения не в состоянии распознавать вторую высокочастотную дорожку.

Файлы Windows Audio обладают цифровыми средствами защиты авторских прав (digital rights management — DRM), предотвращая тем самым несанкционированное копирование. Файлы MP3 подобных средств защиты не предусматривают, то же самое можно сказать и о файлах MP3pro. Большая популярность MP3 по сравнению с другими форматами не в последнюю очередь обусловлена как раз отсутствием механизма защиты от копирования. Это обостряет конкурентную борьбу между поставщиками музыкальной продукции и создателями систем разделяемого доступа к файлам. Формат RealAudio популярен среди поставщиков интерактивных услуг (к их числу относятся, например, службы MusicNet и Pressplay, которые будут распространять большую часть записей, сделанных в текущем году). MP3 уступает технологии RealAudio, поскольку не содержит средств защиты от копирования.

Формат MP3 сегодня ассоциируется с музыкой в Internet. С другой стороны, он стал синонимом музыкального пиратства.

«Думаю, что введение ограничений на распространение информации — вопрос времени, — заметил Арланд. — Никто ведь не говорил о том, что система защиты от копирования не может быть встроена позже. Сделать это довольно просто. В Thomson рассматривали возможность встраивания механизмов DRM уже в первой версии, однако предпочла пока подождать. У нас нет резона торопиться, ведь наиболее известные фирмы звукозаписи еще не определили свою политику».