Конкурс «Бизнес-Софт» показал, что на рынке есть много разных программ для разных применений

Николай Комлев: «Любая классификация защищает чьи-то интересы»

В США, как говорят, разработка ПО является пятым по прибыльности видом бизнеса; первые же четыре способа зарабатывания денег — криминальные. Однако наша страна особенная: редкий инвестор приглядывается к российским разработчикам, а если и появляется на горизонте, то в большинстве случаев это товарищ по цеху — другой разработчик, более крупный. Почему производство программ не стало в России курицей, несущей золотые яйца? Причин множество. Среди них — не всегда высокий уровень индустриальной разработки ПО и слабый интерес со стороны государства к развитию этого сектора экономики, как следствие — неудовлетворительная ситуация с охраной интеллектуальной собственности и авторских прав, низкая просвещенность потребителей в области ИТ, в частности рынка ПО, и многое, многое другое. Различные компании, организации и персоны предпринимают массу усилий к тому, чтобы оживить этот рынок. Одно из позитивных явлений — проведение исследований рынка, рейтингование программ и фирм-разработчиков, а также донесение до пользователей независимой информации о продуктах и командах, присутствующих на рынке.

Краеугольным камнем любого исследования является методика, а основой методики — критериальная «сетка», или система классификации. По мнению Николая Комлева, генерального директора Центра информационных систем «Бизнес-Программы-Сервис», «любая систематизация несет в себе некую сверхидею, любая классификация защищает чьи-то интересы». Так, опубликованный в ряде изданий классификатор программ, который предлагают консультанты Deloitte&Touche, отражает позицию крупных западных поставщиков интегрированного ПО для управления предприятиями и их коллег-консультантов. Согласно этой классификации, системы делятся на четыре категории: крупные (R/3, Oracle Applications, J.D. Edwards OneWorld, PeopleSoft и Baan), средние (практически исключительно западные системы), малые (в основном западные) и локальные (в основном отечественные системы). Преимущество классификатора Deloitte&Touche состоит в том, что он прост и понятен. Однако вместе с тем он не в полной мере отражает все разнообразие экономического программного обеспечения, представленного на рынке, загоняя практически все отечественные управленческие системы в нишу локальных программ и тем самым заведомо принижая оценку российских разработчиков.

Для проведения конкурса «Бизнес-Софт» компания «Бизнес-Программы-Сервис» разработала свой классификатор (он опубликован на сайте www.finsoft.ru). Разумеется, и он не идеален. В частности, он очень сложен для рядовых пользователей: в нем насчитывается около сотни номинаций. Однако это позволяет отразить широкий спектр рынка экономического ПО. Тем самым «Бизнес-Софт» не просто выявляет лучших, он демонстрирует, что на рынке есть много разных программ для разных применений. Конкурс дает возможность множеству отечественных разработчиков представить свои программы, «засветившись» в тех номинациях, где позиции данного продукта наиболее сильны. Для небольших и молодых команд конкурс — шанс получить известность, расширить круг клиентов, найти инвесторов (нередки случаи «покупки» идей, разработок, а то и целых коллективов). Кстати, поиск потенциальных инвесторов — одна из целей проведения «Бизнес-Софт».

Примечательна позиция некоторых крупных отечественных разработчиков. По словам Комлева, имели место случаи, когда компании предлагали спонсорскую помощь в проведении тех номинаций конкурса, которые они считают для себя ключевыми. Очевидно, одним из явных или неявных условий такого спонсорства была «победа» компании в этих номинациях. Организаторам приходилось отказываться от такой финансовой поддержки, а компании, в свою очередь, отказывались от участия в этой номинации. Другой похожий феномен — отказ достаточно крупных и известных поставщиков ПО от участия в «ключевых» номинациях: не будучи уверенными в полной и безоговорочной победе, они снимали свои кандидатуры.

Естественно, конкурс — не панацея. Классифицировать и оценить ПО мало. Необходимо донести информацию до заказчиков. Здесь тоже немало проблем. С корпоративным рынком дела обстоят относительно неплохо: руководители ИТ-служб отслеживают рынок ПО, обращая внимание на многие аспекты, в том числе на позиции продуктов в различных конкурсах и рейтингах. Гораздо проблематичнее обстоят дела с просвещением бизнес-пользователей.

А между тем делать что-то надо. Ведь если не оживить в должной мере отечественный рынок ПО, многие, причем очень хорошие специалисты, уедут на Запад или перейдут в коллективы, выполняющие западные заказы. Естествен вопрос: а что плохого в оффшорном программировании, ведь Индия делает на этом колоссальные деньги? Беда в том, что финансовые «сливки» оффшора в конце концов снимают не отечественные разработчики и не наше с вами государство, а зарубежные компании. Их интеллектуальный потенциал растет, а наш — нет. Необходимо позаботиться о создании благоприятной среды для разработки высокоинтеллектуальных отечественных программных продуктов. Встает вопрос — как? Очевидно, одних только конкурсов будет мало.

Комлев уверен, что индустрии разработки ПО не нужны какие-либо льготы. Они бы только навредили рынку, ведь, как известно, там, где льготы, там различные злоупотребления, в том числе криминализация бизнеса. Но вот инициативы по популяризации отечественного программного обеспечения и защиты авторских прав и интеллектуальной собственности разработчиков наверняка оказались бы очень полезными.


Конкурс как зеркало рынка

Из примерно 600 отечественных компаний-разработчиков в нынешнем конкурсе принимают участие около 60 команд, из них 65% московских и 35% региональных. От 150 до 200 программ (их подсчет можно вести по-разному) участвуют в розыгрыше примерно сотни (!) номинаций. Участие почти во всех номинациях платное (широкой программы финансирования конкурса извне нет), кроме двух номинаций, спонсорскую поддержку в которых участникам оказывает корпорация Microsoft. По-прежнему популярны номинации бухгалтерского ПО, особенно продуктов для средних предприятий. По мнению Николая Комлева, это объясняется, с одной стороны, существованием группы явных лидеров в секторе программ для малых предприятий, с другой — подъемом промышленных предприятий, реального сектора экономики. Кроме того, популярны программы, ведущие расчет заработной платы, управление персоналом, финансовый анализ, а также тиражируемые комплексные системы автоматизации управления. Стабилен интерес к торговым системам, растет — к системам для автоматизации производственных процессов предприятий.