Развитие электронной коммерции идет семимильными шагами

Как и многие современные реалии, электронная торговля в России несет на себе печать национальной особенности. Прежде всего потому, что отсутствие системы электронных платежей позволяет использовать Internet фактически в режиме «магазина на диване», с той лишь разницей, что ассортимент электронного магазина, как правило, несравнимо шире. Однако предлагаемые по телевидению товары выгодно отличаются тем, что потребитель может не только их увидеть, но и познакомиться с наглядными примерами их использования.

Internet-магазин www.dostavka.ru в
ближайшее время намерен оснастить
свой сайт интерактивными трехмерными
изображениями предлагаемых на продажу
изделий

Правда, посетители электронных магазинов обычно уже ориентированы на приобретение конкретного товара. Тем не менее, осознавая недостаточность простой фотографии товара для принятия решения о его покупке, Internet-магазин www.dostavka.ru, руководителем которого является Андрей Хромов, в ближайшее время намерен оснастить свой сайт трехмерными интерактивными изображениями предлагаемых на продажу изделий.

Сайт www.dostavka.ru, осуществляющий торговлю компьютерной техникой, был открыт в конце ноября прошлого года авторизованным поставщиком решений Intel — компанией Outpost. На разработку Internet-магазина она потратила примерно два месяца. Проект электронной торговли, по словам Хромова, окупает себя с самого начала, но не потому, что приносит большую прибыль, а просто до сих пор требовал от компании весьма небольших вложений.

В настоящее время сайт, предлагающий около 1000 различных товаров, ежедневно посещают около тысячи человек (хотя число посетителей в различные дни может отличаться на порядок), но только 20-30 посетителей решаются оставить заказ на ту или иную покупку.

Подобная ситуация в целом отражает недостаточную развитость электронной торговли в России. Как полагает Хромов, это обусловлено несколькими причинами: недоверием потребителей (по его оценке, примерно 20% пользователей Сети совершают покупки через Internet); отсутствием привычки к посещению электронных магазинов; последствиями кризиса.

Однако как раз прошлогодний кризис стал одним из факторов, побудивших Outpost создать свой электронный магазин и занять место на нарождающемся рынке электронной торговли.

По мнению Хромова, Internet-магазин полезен для всех участников рынка. Поставщики рассматривают его как дополнительный канал продвижения продукции, причем позволяющий обойтись без лишних посредников — дистрибьюторов и дилеров. С точки зрения продавцов, электронная торговля — еще один способ зарабатывания денег.

Покупателям Internet-магазин дает возможность сэкономить время и даже средства. Как утверждает Хромов, электронный магазин может обеспечить более низкие цены, в частности за счет того, что многие поставщики компьютерной техники, «лелея электронную торговлю», предоставляют продавцам специальные цены.

В силу неразвитости электронной торговли и сам магазин вынужден идти навстречу своим клиентам, например, не ограничивая минимальную сумму покупки. А иногда прощать им маленькие слабости, в том числе отказ от приобретения заказанного товара, когда тот уже доставлен на дом. Хотя такое встречается, по счастью, весьма редко.

И все же покупателей не так много, чтобы ими можно было разбрасываться. Как признался Хромов, если «человек трижды что-нибудь купит в нашем магазине, мы уже запоминаем его фамилию».

Своим опытом в сфере электронной коммерции Хромов поделился 17 августа на пресс-конференции, организованной московским представительством Intel. О состоянии и ближайших перспективах этого вида торговли рассказал региональный менеджер по странам Восточной и Центральной Европы Юрген Тиль.

Руководством к действию для Intel стало высказывание главы компании Эндрю Гроува, сделанное им в апреле нынешнего года: «Лет через пять все фирмы либо станут Internet-компаниями, либо просто прекратят свое существование».

Стратегия Intel направлена на производство компонентов для создания клиентских и серверных платформ и единой сетевой инфраструктуры. В ближайшее время компания собирается активизироваться в новом для себя сегменте — решений и услуг.

Intel не только ратует за переход к новым моделям бизнеса других фирм, но и сама движется в этом направлении. По прогнозу компании, в нынешнем году доля электронной коммерции в ее совокупном обороте превысит 40%, а в ближайшие два-три года обеспечит компании до 90% доходов.