Идея использовать видео в высших учебных заведениях не нова: ведение записи уже несколько лет является обязательным требованием при защите диссертаций. В Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» пошли дальше. Видеозапись лекций и открытых уроков стала неотъемлемой частью учебного процесса, а чтобы создавать такие видеоматериалы и каталогизировать их, в вузе внедрили систему управления видеоресурсами. Подобные системы активно используются западными учебными заведениями, но в России НИТУ «МИСиС» стал первым.

В вузах, особенно тех, что ведут подготовку по техническим специальностям, часто основной отсев контингента учащихся происходит на первых курсах. Многие студенты испытывают трудности в усвоении учебного материала. А видеоархивы лекций позволяют пересматривать лекции неограниченное количество раз и помогают прочно усваивать знания способом, привычным для «цифрового» поколения, воспитанного на планшетах и Youtube.

Но здесь есть и трудности: многие преподаватели не готовы «работать на камеру», испытывают сложности при освоении новой техники. Также накопленные медиаархивы нуждаются в обязательной каталогизации, иначе у пользователей неизбежно возникнут проблемы с поиском нужного материала, рассказала начальник отдела образовательных информационных технологий, старший преподаватель кафедры промышленного менеджмента НИТУ «МИСиС» Анна Золкина.

Администрация и ИТ-служба вуза пришли к мнению, что требуется система, которая позволяла бы автоматически записывать лекции, без привлечения оператора с камерой и с минимальным вовлечением преподавателя в технический процесс съемок. Кроме того, нужна была возможность управлять записями: сортировать их, хранить, осуществлять поиск, а также производить интеграцию с уже использующейся в вузе системой электронного обучения (Learning management system, LMS) Canvas. Также требовалось разграничение доступа, чтобы преподаватели могли предоставить видеоматериалы конкретным учащимся.

Аудитория за аудиторией

Сформулировав требования и ознакомившись с предложениями различных интеграторов, в МИСиС выбрали решение Sonic Foundry Mediasite, предложенное компанией «Делайт 2000», с которой вуз реализовал уже несколько проектов по внедрению аудиовизуальных комплексов.

Проект начался с оснащения трех больших поточных аудиторий поворотными видеокамерами и мобильными микрофонными радиосистемами. Первая, находящаяся в центральном корпусе вуза, заработала в конце 2015 года. В феврале 2016 года возможность записывать видеолекции появилась еще в двух корпусах. Летом видеооборудованием оснастили еще три аудитории, предназначенные для практических занятий. Позже будут подготовлены еще несколько аудиторий. Был создан «мобильный комплект» – ноутбук с установленным на него программным решением Mediasite, позволяющий вести запись с помощью веб-камеры. Он обычно используется для записи образовательного контента, а также при проведении лабораторных работ и практических занятий.

От видеолекций к видеокурсам

Установленная система проста в обращении. Чтобы начать запись, преподавателю достаточно выбрать одну из заранее настроенных точек съемки, надеть микрофон и нажать кнопку записи.

После того как лекция записана, в отделе образовательных информационных технологий вуза делают базовое редактирование видео. Затем видеоматериал отправляется преподавателю, и тот либо сам вносит правки, либо просит это сделать ИТ-специалистов.

Готовые лекции помещаются в персональный видеоканал преподавателя, где могут находиться в открытом доступе или по «секретной» ссылке. Преподаватели дают такую ссылку своим студентам на втором занятии, пояснила Золкина. Студенты могут просматривать лекции в любое время и в любом месте с помощью ПК или с мобильных устройств, подключенных к Интернету. Преподаватели тоже могут просматривать свои каналы, обновлять лекции, интегрировать их и отбирать лучшие.

Решение Mediasite предоставляет еще одну возможность – организацию диалогов студентов с преподавателями в формате «вопрос-ответ», но эта возможность еще мало используется. В остальном же, по словам Золкиной, идея видеозаписи лекций преподавателям пришлась по душе.

В МИСиС не исключают, что в будущем создаваемый видеоархив может стать основой для онлайн-курсов вуза, однако подчеркивают, что первоочередной задачей остается улучшение качества очного обучения.