Carsales.com — австралийская сеть сайтов частных объявлений о купле-продаже автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. Компания также помогает автомобильным дилерам создавать собственные сайты для демонстрации товаров.

Раньше у Carsales была собственная проприетарная платформа для построения таких сайтов, но быстро создавать и массово обновлять дилерские сайты с ее помощью не удавалось. К тому же в Carsales хотели бы предоставлять дилерам сайты, построенные по принципу адаптивного дизайна, а такая возможность у прежней платформы тоже отсутствовала.

В Carsales приступили к поискам. «Главными критериями были быстрота запуска сайтов и возможность предлагать дилерам адаптивные сайты по доступной цене», — отмечает Пол Барлоу, директор по стратегии Carsales.

Принцип адаптивного дизайна состоит в автоматической перестройке сайта в зависимости от особенностей устройства, с которого был выполнен заход, — в частности, в подгонке контента под размер экрана. Мобильные устройства непрерывно развиваются, и, чтобы не создавать отдельную версию сайта для каждого экрана, используются адаптивные механизмы.

Популярность адаптивного дизайна растет, отмечает Майк Мерфи, аналитик компании GkF: «Еще год назад адаптивные сайты были исключением, а сейчас становятся правилом. Сегодня уже многие знают, что это такое и какие преимущества дает — вместо трех-четырех версий своей онлайн-витрины вы можете создать всего одну».

По словам Барлоу, в его компании рассмотрели несколько вариантов, в том числе платформы с открытым кодом и возможность разработки новой собственной. Последний вариант был привычным для Carsales. «Мы традиционно стараемся делать все самостоятельно», — говорит Барлоу.

Но с ростом компании такой способ оказался менее выигрышным — теперь для Carsales возможность быстрого развертывания решения стала важнее, чем отсутствие необходимости платить партнеру за его поставку и сопровождение. А потому в Carsales решили изменить принципам и в качестве платформы для дилерских сайтов выбрали систему управления контентом от компании Moboom.

Carsales начала сотрудничать с Moboom в марте 2013 года. Сегодня порядка тысячи дилеров — около четверти из всех, сотрудничающих с Carsales, — имеют сайты на платформе Moboom. Благодаря переходу на нее процесс создания сайтов ускорился в два-три раза, а кроме того, появилась возможность подготовиться к росту мобильного трафика. К тому же Carsales теперь извлекает дополнительный доход из платформы дилерских сайтов.

Освоение возможностей

За финансовый год, окончившийся 30 июня, оборот Carsales составил около 194 млн долл., выручка выросла на 17%. По словам Барлоу, его компания — лидер среди операторов сайтов частных объявлений в ряде категорий, в том числе в автомобильной. Как показало исследование, проведенное летом 2012 года, 80% австралийцев, просматривавших объявления о купле-продаже автомобилей, делали это на одном из сайтов Carsales.

Но программа дилерских сайтов Carsales пока что ориентирована на другие направления: операторы сайтов на платформе Moboom — продавцы грузовиков, судового и тяжелого оборудования, туристских трейлеров. Представителей других сегментов, в том числе продавцов автомобилей, планируется подключить к программе во второй половине 2014 года.

В Carsales решили начать с тех дилеров, у которых было меньше опыта работы с сайтами, и тех, кто, возможно, не рассматривал Web как серьезный инструмент продаж.

В системе Moboom предусмотрена разработка шаблонов, на базе которых можно быстро создавать дилерские сайты. «Каждый шаблон разрабатывался в тесном сотрудничестве с Carsales, — указывает Джеф Райс, сооснователь, директор по операциям Moboom. — На создание всех шаблонов ушло около двух недель, тогда как обычно создание адаптивного сайта вручную с нуля занимает месяцы».

Адаптивный сайт потребует времени и усилий

По словам Мерфи, при планировании перехода на адаптивный дизайн стоит учитывать фактор времени: «Прежде всего заранее определитесь, есть ли у вас достаточно времени на разработку».

В долгосрочной перспективе адаптивный дизайн сэкономит время по сравнению с раздельными версиями сайта для настольных компьютеров, планшетов и смартфонов, но сам процесс создания адаптивного сайта будет более длительным, чем разработка, к примеру, только мобильного варианта. В частности, прежде чем браться за собственно разработку, придется потратить определенное время на структурирование контента.

«В краткосрочной перспективе сил придется потратить больше», — отмечает Мерфи.

По убеждению Барлоу, адаптивные сайты для дилеров — это шаг вперед, хотя сами они и не просили о таких сайтах. По его словам, сегодня 57% пользователей заходят на основной сайт объявлений Carsales с мобильных устройств. Растет доля мобильных пользователей и на остальных сайтах компании.

Назначение адаптивных сайтов — показать витрины дилеров потенциальным покупателям, с какого бы устройства они ни заходили, подчеркивает Барлоу.

Адаптивные сайты помогут дилерам повышать доходы по мере роста мобильной аудитории, уверен он: «Дав дилерам статичные сайты, мы бы ограничили их возможности развиваться».

Рост продаж за счет «перекачки» контента

Платформа Moboom автоматически импортирует контент для дилерских сайтов, генерируемый Carsales, по определенному расписанию. Данные для сайтов сохраняются в виде текстового XML-файла, содержащего названия товаров, их описания и ссылки на изображения. После импорта контента он сразу же появляется на адаптивных дилерских сайтах, объясняют в Moboom. В компании указывают, что ее система управления контентом поддерживает любые структуры данных в форматах JSON, CSV, XML и RSS.

[ Читайте также: 16 способов улучшить вашу стратегию контент-маркетинга ]

Перенос данных реализован с помощью интерфейса, соединяющего проприетарную систему управления контентом, используемую в Carsales, с платформой Moboom. Дилерский контент, подлежащий импорту, загружается на специальный FTP-сервер, на котором система Moboom проверяет наличие новых файлов каждые 15 минут.

На дилерских сайтах также используется оригинальная серверная технология Moboom, благодаря которой, по словам Райса, адаптивные сайты работают быстрее, чем обычно. Форматирование дилерского сайта согласно требованиям конкретного устройства в Moboom выполняет механизм серверных медиазапросов.

При адаптивном дизайне, основанном на использовании медиазапросов, задача переформатирования сайта нередко возлагается на клиентскую сторону. При этом на все устройства независимо от их типа отправляются одни и те же изображения, что может замедлить загрузку сайта в браузере. Механизм серверных медиазапросов не отправляет на «слабые» устройства изображения большого разрешения и другие «тяжелые» объекты, которые могли бы вызвать задержки.

По словам Барлоу, с переводом дилеров на адаптивные сайты Carsales смогла «монетизировать» продукт, который раньше предоставлялся бесплатно. В Carsales планируют создавать новые продукты, которые позволят повысить доход с каждого клиента, и рассчитывают расширять компанию уже не только за счет увеличения дилерской сети.

«Большинство наших сайтов лидируют в Австралии в своей области специализации, — подчеркивает Барлоу. — У нас много дилеров пользуются нашими сайтами. Но чтобы увеличивать прибыли в каждой из категорий товаров, нам нужны продукты, приносящие дополнительный доход».

— John Moore. How Responsive Website Design Helps Boost Revenue. CIO. March 11, 2014