Хотя большинство проектов, реализуемых на региональном уровне, были инициативами сверху, органы власти начали воспринимать информатизацию как способ решения проблем, средство своевременной обработки запросов, основу для принятия решений

Прошедший год был результативным: запустили СМЭВ, в регионах прошли пилотные проекты по внедрению универсальной электронной карты, массово автоматизировали медицинские учреждения, разрабатывались новые сервисы. Активная работа, стимулируемая руководством страны, продолжается. Обеспечение открытости, внедрение систем электронного документооборота и организация архивов не столько с целью оптимизации внутренней работы ведомств, сколько для удовлетворения требований, предъявляемых к системам в рамках организации МЭДО и СМЭВ, проекты в области здравоохранения — основные направления региональной автоматизации сегодня.

Результат

Инициативы и средства, выделяемые для реализации проектов, позволили существенно активизировать информатизацию органов власти и само­управления в целом по стране. Во многих отраслях уже созданы или создаются федеральные информационные сервисы, и системам на региональном уровне обеспечивается взаимодействие с ними. Кроме того, ведомственные и муниципальные системы увязываются между собой. Обеспечивая открытость государственных данных, регионы начали представлять информацию гражданам на порталах и публичных сервисах. Среди действительно успешных проектов — создание Единой медицинской информационно-аналитической системы Минздрава и ее региональных сегментов.

Но, к сожалению, Россия по-прежнему существенно отстает от развитых стран в части внедрения технологий электронного правительства и обеспечения открытости. Согласно рейтингу, составленному японским Университетом Васэда («Waseda University International e-Government Ranking 2013») по итогам 2012 года, наша страна находится на 34-м месте, хотя изменения к лучшему в сфере информатизации органов власти признают большинство экспертов.

Государственные проекты в регионах

Федеральные органы власти начали масштабную информатизацию раньше, чем регионы, в том числе в рамках национальных проектов «Электронное правительство» и МЭДО, проекта «Информационное общество» и СМЭВ, портала «Госуслуги». Свои порталы гос­услуг создают и регионы, и автоматизация ведется, по мнению экспертов, на более совершенных технологиях и с большим пониманием проблем, чем на федеральном уровне.

Создана инфраструктура СМЭВ: региональные власти обеспечили органы местного самоуправления оборудованием для работы и подключением к системе, чиновникам выданы электронные подписи. Но полноценный запуск СМЭВ пока не состоялся. Система затрагивает более 24 тыс. органов местного самоуправления во всех субъектах РФ, и плановое количество межведомственных запросов исчисляется сотнями миллионов. И только в этом году было начато тестирование региональных сведений, предоставляемых в рамках СМЭВ. На сентябрь месяц тестирование 312 пар сведений в тестовом контуре СМЭВ в 13 пилотных субъектах завершено на 90%, особенно активны Новосибирская и Архангельская области и Татарстан. Подключились к тестированию следующие 30 субъектов, а 40 субъектов третьей группы начнут тестирование с 19 октября. Например, в Саратовской области проверили работоспособность и информационное наполнение 860 региональных услуг, а также получение услуг в электронной форме, подключение региональных услуг к системе мониторинга работоспособности для дальнейшего еженедельного тестирования. Было выявлено более 1000 дефектов и ошибок регионального портала госуслуг. Процесс тестирования сведений должен быть завершен к концу года. В октябре планируется актуализация данных федерального реестра государственных услуг, которые в декабре будут опубликованы на едином портале госуслуг.

Переход на СМЭВ, помимо тестирования сервисов, требует реинжиниринга услуг, их администрирования, создания многофункциональных центров (МФЦ). Несмотря на то что для значительной части населения эти услуги, высокие по себестоимости, все равно остаются недоступны, а создание МФЦ — дорогостоящий проект для регионов, центры непрерывно строятся. В Башкирии открылся МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, построены и функционируют МФЦ во всех 55 муниципальных образованиях Ростовской области. В Астраханской области с открытием трех МФЦ к концу 2013 года будет действовать 10 центров. Но здесь подошли к решению вопроса более экономно: в малонаселенных пунктах к концу года будет открыт 141 пункт «Удаленное окно» на базе сельсовета или почты. Но даже такой подход позволит обеспечить только 50% населения области госуслугами.

Экономия средств — задача всех регионов, при этом у них существуют проблемы во взаимодействии с «Ростелекомом», который до конца 2013 года остается единственным исполнителем работ по развитию систем электронного правительства. На доработку системы СМЭВ, единых систем идентификации и аутентификации, портала госуслуг и системы НСИ Минкомсвязи недавно выделило 290 млн руб. и заключило новый контракт с «Ростелекомом». Этот контракт вводит систему оценки качества функционирования 15 информационных систем электронного правительства по набору из более 30 показателей на основе предоставляемой статистической информации. В дальнейшем планируется расширить список исполнителей, и одним из них станет «Почта России», имеющая на всей территории страны защищенные каналы связи и способная развивать МФЦ на своей базе, что существенно дешевле, чем строительство новых крупных центров, особенно в сельской местности. Проекты с использованием возможностей филиальной сети «Почты России» сегодня реализуются в Ульяновской и Нижегородской областях, Удмуртии, Чувашии, рассматривается участие в проекте Волгоградской, Московской, Ростовской областей.

Функционирующие МФЦ оптимизируют свою работу. В МФЦ Новосибирской области заработала информационная система на базе трех государственных ИТ-систем. Решение интегрировано со СМЭВ, единым порталом госуслуг и системой идентификации и аутентификации. Автоматизацией сети МФЦ занимаются и в Тюменской области, внедряя систему поддержки деятельности, созданную на базе типового решения Мин­экономразвития РФ, которая будет интегрирована с электронной очередью, контакт-центром, универсальной электронной картой, государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах и единой системой идентификации и аутентификации.

Баланс между стоимостью и эффективностью

Николай Смирнов

Государственные и муниципальные учреждения все больше полагаются на технологии для оказания услуг гражданам. По мнению аналитиков Ernst & Young, главная проблема систем электронного правительства кроется в мировоззрении: критически важно воспринимать ИТ как источник возможностей, а не как проблему.

Пока различные ИТ-решения «рикошетируют» из одной отрасли в другую, государственные институты пытаются не слишком отстать от коммерческих организаций и соответствовать духу времени. При этом, разумеется, в своей стратегии им приходится учитывать как бюджетные ограничения, так и требования по постепенному сокращению штатов. Для разработчиков ИТ-стратегии государственных организаций крайне важно продемонстрировать долгосрочную ценность внедряемых решений. От муниципальных и региональных ИТ-департаментов все чаще будут требовать демонстрации возврата инвестиций. Им потребуется искать баланс между стоимостью и эффективностью систем.

Несмотря на существование определенных проблем, большинство руководителей организаций госсектора не сомневаются в ценности и потенциале ИТ. Например, стратегия «цифрового развития» (Digital Agenda), разработанная в Евросоюзе, выделяет четыре приоритета:

• открытость информации;

• упрощение онлайн-транзакций;

• обеспечение цифровой безопасности;

• создание единого рынка телекоммуникационных услуг.

Таиланд к 2020 году планирует перевести на электронную платформу 800 госуслуг, при этом доля электронных услуг должна вырасти с нынешних 33 до 95%. Федеральное правительство США ежегодно тратит более 76 млрд долл. на развитие 10 тыс. информационных систем. Однако опасения по поводу безопасности операций и защиты данных по-прежнему до конца не преодолены.

Госсектор «в тренде»

Расходы государственных учреждений на ИТ остаются стабильными, при этом мобильность, облака и модернизация ИТ-инфраструктуры в целом являются приоритетными направлениями развития. По оценкам Gartner, общемировые расходы на ИТ правительственных организаций в 2013 году составят около 450 млрд долл. Это практически соответствует показателю прошлого года. Несмотря на снижение инвестиций в отдельные направления, спрос на мобильные и облачные технологии компенсирует общий показатель ИТ-бюджетов.

Растет и интерес к Большим Данным: таким образом организации пытаются бороться с мошенничеством и коррупцией. На данный момент они пытаются понять, как хранить Большие Данные, как ими управлять и как их использовать. Пока очень немногим удается решить проблему, связанную с использованием контента и интеграцией разнородных данных в рамках единой платформы. Многое зависит от вендоров: они должны признать наличие проблем и адаптировать уже существующие решения к потребностям различных организаций.

Особенно сдвиг спроса заметен в отношении облачных технологий. Как и в коммерческом секторе, организации переходят с капитальных на операционные затраты, при этом все более важными факторами становятся быстрое внедрение сервисов и снижение рисков. Консолидация ЦОД, наоборот, переживает некоторый спад, встретив определенное сопротивление.

Исследование показало, что публичные и частные облака внедряются со все большей скоростью. От 30 до 50% организаций в различных странах планируют или уже имеют действующие контракты. Изначально они фокусировались на модели SaaS, но сейчас все активнее используются и другие облачные модели.

Что касается мобильных технологий, то они наиболее востребованы в государственных организациях с децентрализованным штатом и в областях, подразумевающих активное передвижение сотрудников или специфические потребности (пограничные службы, инспекции, социальные службы), а также получение очевидных преимуществ от их использования. Волна их внедрения растянется на некоторое время, которое потребуется на вывод из эксплуатации существующих решений и оборудования.

Наблюдается и дальнейшее проникновение концепции BYOD, хотя по ее поводу остаются серьезные вопросы. В 52% организаций сотрудники могут пользоваться собственными смартфонами, в 50% — ноутбуками, а в 38% — планшетами. Проблемы безопасности и управления устройствами сильно сдерживают многих ИТ-руководителей государственных и муниципальных структур.

Медицина

Главным событием 2012–2013 годов, по мнению Владимира Соловьева, заместителя генерального директора «БАРС Груп», стали проекты по информатизации здравоохранения, которые реализуются в соответствии с идеологией Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Действительно, ЕГИСЗ активно развивается, создана сетевая инфраструктура, а вслед за ней — базовые сервисы в облаках. Проект хорошо проработан: от концептуальных документов до технических спецификаций сервисов. «Работа и сейчас ведется очень активно, и уже есть регионы, которые готовы к тому, что тысячи пользователей начнут работать в различных электронных сервисах. Ближе всего к этому, на мой взгляд, Новосибирская и Саратовская области, — поясняет Соловьев. — В процессе реализации этих проектов приходит более глубокое понимание проблем. Становится ясно, где еще запаздывает развитие инфраструктуры, где нужно уделить большее внимание обучению персонала. Но цифровой прорыв в здравоохранении уже не за горами». В качестве базовых направлений работы Соловьев выделяет запуск интегрированной электронной медицинской карты и медицинских информационных систем: два параллельных взаимозависимых процесса, поскольку электронная медицинская карта нуждается в наполнении данными, а пользователи МИС — в получении консолидированных данных из ИЭМК. В 2013 году главное внимание уделяется завершению запуска базовых информационных систем, из которых будет поступать информация в ЭМК. А 2014 год будет посвящен заполнению электронных медкарт и их превращению в полноценную составляющую лечебного процесса. Созданием региональных сегментов ЕГИСЗ занимаются во многих субъектах РФ. В частности, в Калининградской, Костромской, Новосибирской, Орловской, Саратовской и Томской областях компания «Барс Груп» создает все сервисы, необходимые в соответствии с Концепцией информатизации здравоохранения РФ: медицинские информационные системы, электронные медицинские карты, паспорта медучреждений, регистры медработников и др. Москва совершенствует региональный фрагмент ЕГИСЗ: развивает систему управления потоками пациентов, аналитическую подсистему ЕМИАС, планирует разработку систем персонифицированного учета медицинской помощи и интегрированной медицинской информации, справочных сервисов для пациентов и общегородского регистра пациентов, внедрение системы управления потоками пациентов во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях города.

Говоря о проблемах внедрения, эксперты выделяют разное качество инфраструктуры в регионах, а значит, и скорость, с которой они достигают показателей, установленных Минздравом России. Отдельную проблему составляют подготовка медперсонала и его мотивация к работе с МИС, а также поддержка систем.

Открытость

Следуя в русле общемировых тенденций, государство решило сделать свою информацию доступной для автоматической обработки и свободного использования, и органы управления активно занимаются раскрытием информации в формате открытых данных. С начала 2013 года заработало множество региональных и федеральных порталов открытых данных. Правительство Ульяновской области представило на портале открытых данных сведения об энергоснабжающих организациях и управляющих компаниях Ульяновска, реестры УК, ТСЖ и ЖСК с разбивкой по районам — всего более 30 дата-сетов. Область уступает по открытости только Москве и Амурской области.

Портал открытых данных Москвы постоянно пополняется — в частности, на основе открытых данных разработано мобильное приложение «Транспорт Москвы», позволяющее посмотреть выписанные штрафы, отправить сообщение автовладельцу, который, к примеру, заблокировал выезд, или же ознакомиться с интерактивной картой (включает в себя все объекты транспортной инфраструктуры, станции метрополитена, остановки общественного транспорта, маршруты парконов, список ненадежных АЗС).

Другие регионы также активно обеспечивают открытость. В июле 2013 года Министерство финансов Свердловской области для предоставления жителям информации о бюджете региона запустило портал «Открытый бюджет», который будет интегрирован в портал Открытого правительства Свердловской области, запускаемый в ноябре текущего года. Запуск портала открытых данных состоится в нынешнем году в республике Коми, портал будет увязан с перечнем данных на федеральном уровне во избежание их дублирования. Портал, разработанный в рамках проекта «Открытый регион. Пермский край» был запущен в конце июля. В Перми появится и «Публичный бюджет» с данными о доходах и расходах Перми, муниципальных программах и инвестиционных проектах, с аналитическими материалами по исполнению бюджета. На базе открытых данных госорганов Краснодарского края планируется создать интеллектуальную систему управления пассажирским транспортом, аналогичную столичным, которые прошли тестовые испытания в 2013 году. Проект «Открытый регион», рассчитанный на период до 2016 года и включающий создание более 30 проектов, реализуется в Тульской области.

Но растущее количество порталов открытых данных способно привести к разрозненности данных. Также существует сложность с обеспечением мониторинга и анализом востребованности и степени актуализации сведений в разрезе постоянно увеличивающегося количества источников данных. Для решения этих проблем до конца года планируется создать единый портал открытых данных, обеспечивающий пользователям доступ ко всем наборам открытых данных.

Основная деятельность

Основная деятельность сотрудников государственных органов исполнительной власти — это обработка разного рода документов, поэтому для автоматизации процессов в первую очередь необходима организация ЭДО и его совершенствование. В органах власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры продолжается развитие электронного документооборота: в администрации г. Когалыма завершили обновление и модернизацию СЭД «ДЕЛО». Благодаря внедрению решения ABBYY FlexiCapture сократилось время обработки документов и организованы новые формы работы с обращениями граждан в администрации Краснодарского края. Санкт-Петербургское управление Рособоронзаказа приобрело систему электронного документооборота «Е1 Евфрат». Для автоматизации деятельности административных комиссий г. Махачкалы выбрали систему «Тезис», которую планируют интегрировать со службами МВД, казначейством, а также «Почтой России».

Наличие единой базы — единого информационного поля — существенно упрощает решение проблем взаимодействия, поэтому органы власти активно двигаются в этом направлении. Оптимизировав непосредственную работу сотрудников, ведомства обычно переходят к автоматизации задач, связанных с работой ведомства в целом, внедрению ERP-систем или их аналогов, модулей этих систем. Правда, средства на такие проекты обычно изыскивают только федеральные органы власти.

Безопасность и надежность

Работа с документами, персональными данными сотрудников и граждан требует особого внимания к вопросам защиты информации, организации защищенного ЭДО, обеспечения защищенного веб-доступа при использовании электронных госуслуг, обеспечения надежности и отказоустойчивости инфраструктуры. Региональные и муниципальные органы власти ведут в этом плане активную работу, часто изначально учитывая соответствующие потребности при внедрении систем, но при этом отмечают, что потребуются дополнительные вложения в инфраструктуру, что станет возможным только при выделении средств на федеральном уровне.

1 сентября 2013 года в России вступила в силу Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, и в России начал работу экспертный совет при Минкомсвязи по вопросам защиты персональных данных, которому предстоит решать вопросы, связанные с особенностями законодательства.

На будущее

Дальнейшее развитие СЭД эксперты связывают с решением проблем юридически значимого документо­оборота, созданием государственных и муниципальных электронных архивов. Среди перспективных направлений — поддержка работы мобильных сотрудников и портальные решения. Все больший интерес вызывают облачные технологии, в частности в здравоохранении, что требует модернизации инфраструктуры, в первую очередь устранения цифрового неравенства. Главным же сдерживающим фактором, по мнению экспертов, остается персонал — в регионах отсутствует достаточное количество ИТ-кадров нужного уровня, а значит, более активно будет использоваться аутсорсинг, получат развитие ИТ-парки.