Те, для кого автомобиль — лишь средство передвижения, помогающее добраться до работы, приехать на встречу или на какое-то мероприятие, судят об автотранспорте примерно так: это удобно, быстро (если, конечно, нет пробок) и престижно. Все, что многие считают важным знать об автомобилях, которыми владеют, — это как применять имеющиеся опции. Аналогичным образом и топ-менеджеры в первую очередь хотят знать, как применять ИТ для решения своих конкретных задач, и желают, чтобы ИТ делали их работу более удобной, экономили время и повышали статус руководителей.

В общем — отношение к ИТ у топ-менеджеров сугубо потребительское, о ценности ИТ для бизнеса и о его зависимости от ИТ они задумываются нечасто. Вероятно, причина в том, что подавляющее большинство руководителей не рассматривают ИТ как один из основных элементов зарабатывания компанией денег и создания добавленной ценности для клиентов.

«Зависимость своих организаций от ИТ осознают немногие топ-менеджеры, но зато многие понимают роль ИТ, — поделился своими наблюдениями Юрий Шеховцов, директор по ИТ холдинга «Северсталь». — Далеко не всякий российский бизнес настолько зависит от ИТ, что остановится почти сразу после выхода информационных систем из строя и до их восстановления не сможет функционировать. В частности, оборудование, применяемое на российских металлургических предприятиях, в случае выхода из строя систем, которые им управляют, может быть переведено на ручное управление и будет работать, хотя, конечно, не так эффективно».

По мнению аналитиков Accenture, сегодня не только ИТ-директор, но и бизнес-руководитель должен понимать пользу от внедрения и использования ИТ, например, для трансформации бизнес-моделей своей компании. Вместе с тем на консервативных рынках, таких, скажем, как металлургический, немногие руководители опираются на ИТ, трансформируя свои бизнес-модели, считает Шеховцов, и причина этого кроется именно в консерватизме: информационные технологии здесь играют далеко не ключевую роль, хотя и могут существенно изменить способы получения прибыли, сокращения издержек и повысить точность планирования — например, благодаря новым методикам и инструментам CRM, призванным более эффективно организовать прием заказов от клиентов, и использованию новых возможностей для продаж.

В России есть немало консервативных организаций, в основном занятых в «реальном» секторе, где ценность ИТ для бизнеса определяется как гораздо более низкая, нежели ценность нового производственного оборудования или сырья. И если нет пока возможности продемонстрировать бизнесу ценность ИТ в управлении производственными процессами (особенно если они опираются на оборудование без «цифры»), то вполне стоит предложить новые интересные возможности на «периферийных» узлах бизнес-моделей: для совершенствования закупок, продаж, оптимизации внутренней логистики, складского хозяйства, улучшения работы маркетологов, специалистов по качеству, по обслуживанию оборудования и пр. Да, такая информатизация не перевернет сознание топ-менеджеров, но вполне укрепит их доверие к ИТ как к важному элементу бизнеса, без которого конкурентоспособность явно снизится.

Что очень важно, такой подход к ИТ — через реализацию не столь масштабных, но зато победоносных и полезных «периферийных» проектов — позволит ИТ-руководителям сформировать круг бизнес-заказчиков, лояльных и к ним лично, и к ИТ-департаментам, и к самим информационным технологиям. Генеральными директорами сегодня зачастую становятся не те, кто с молодых лет постигал тонкости производственных процессов, а те, кто лучше понимает, как сделать бизнес более прибыльным, как расширить его масштаб и повысить капитализацию. Вот на таких бизнес-заказчиков ИТ-руководителям следует обратить особое внимание.