Традиционная почта уже давно потеряла статус одного из основных способов общения частных лиц, уступив свои позиции электронным коммуникациям. Тем не менее ее значение остается стратегическим, особенно с учетом интеграции страны в мировую экономику.

Как минимум наблюдается тенденция увеличения потоков писем в сегментах B2B и B2C, тем самым компенсируется сокращение отправлений между частными лицами. Количество же международных посылок и вовсе год от года многократно растет.

Не говоря уже об огромных масштабах, проект примечателен тем, что дает эффект сразу в двух направлениях. Первый — практически мгновенный — достигается благодаря элементарному наведению порядка в транспортном хозяйстве. Второй — среднесрочный — будет заключаться в дальнейшей оптимизации работы предприятия после интеграции с производственными системами.

Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора
«Построение системы мониторинга транспорта является самостоятельной задачей, дающей существенный эффект, в том числе прямую экономию средств. Тем не менее интеграция с другими приложениями позволит многократно повысить эффективность», Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора «Почты России»

Перелом психологии

Проект по созданию автоматизированной системы мониторинга транспорта «Почты России» начал свою историю еще в 2003 году и складывался из нескольких стадий.

В начале 2000-х годов российское законодательство разрешило использовать сигналы глобального позиционирования (в то время — только GPS) в хозяйственных целях. Этот момент стал прорывным для создания спутниковых навигационных систем. «Почта России» оказалась частично вовлеченной в эти инновации, и в период

2003–2006 годов при разработке экспертно-логистической системы был реализован пилотный проект.

«В рамках пилотного фрагмента системы аппаратурой на базе GPS было оснащено 10 новейших большегрузных автомобилей. Он эксплуатировался до 2009 года и позволил получить ценные сведения, на основании которых были проанализированы перспективы использования подобной системы», — рассказывает Александр Ляпин, руководитель проекта «Внедрение инновационных решений на основе технологий ГЛОНАСС». В 2009 году были подготовлены целостные предложения о создании системы спутникового мониторинга в масштабе всех филиалов. Это предложение рассмотрел и одобрил Научно-технический комитет ФГУП «Почта России», возглавляемый генеральным директором предприятия.

В первом полугодии 2010 года был проведен тендер, который выиграл федеральный оператор «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС). С этого момента началась «горячая» фаза проекта — создание системы в масштабе всего предприятия. С учетом масштаба и значимости проекта, внимание к нему было неизменно высоким — на уровне руководства предприятия.

Как следовало из подготовленной конкурсной документации, критерий минимизации стоимости должен присутствовать, но не быть единственным. Это связано с существенными особенностями внедрения системы на предприятии. В частности, к таким особенностям отнесли беспрецедентный территориальный размах, а также способность подрядчика в сжатые сроки охватить работами все филиалы. Оказалось, что очень немногие компании смогли соответствовать заявленным требованиям.

Тестовой зоной полномасштабного проекта стал московский филиал «Почты России». Его автокомбинат имеет 354 автомобиля; 256 из них ежедневно выходят на линию, обеспечивая почтовый обмен между отделениями, контейнерные перевозки, выемку писем из ящиков.

Задачи проекта заключались в соблюдении контрольных сроков обработки корреспонденции, а также в повышении управляемости автопарка. Вторая задача, конечно, подразумевала экономические эффекты — в том числе благодаря сокращению несанкционированного пробега машин и расхода топлива.

«Проблемы были налицо даже в таком небольшом по площади регионе, как Москва, — говорит Сергей Геранин, начальник автокомбината УФПС Москвы. — Выходя на линию, водитель мог попасть в ДТП, заблудиться, совершить несанкционированные действия. Оперативной связи с ним не было».

Отдельной проблемой были нарушения производственной дисциплины со стороны водителей. Манипуляции со спидометрами на современных машинах выводят их из строя. Это оборудование весьма дорогостоящее: замена спидометра и тахометра на грузовиках Mercedes обходится в 100 тыс. руб.

Проводившиеся расследования не давали того эффекта, которого удалось добиться с помощью автоматизированной системы. Уже более полугода замен спидометров не было — подобные манипуляции стали бесполезными, так как достоверные данные о пробеге автомобиля рассчитываются и хранятся в системе.

С помощью созданной системы удалось взять под контроль не только весь маршрут движения каждой машины, но и реальный уровень топлива, залитого в бак. В первый же месяц после запуска системы 13 водителей были уличены в сливе топлива, и им пришлось компенсировать его стоимость.

Многие водители при выявлении нарушений понесли наказание. Некоторые были уволены, другие уволились сами, почувствовав ужесточение контроля.

«Самое главное, что удалось переломить психологию водителей, привыкших считать, что имеют право использовать машину в личных целях», — подчеркивает Геранин. В некоторых случаях нелегальные доходы водителей достигали размера официальной зарплаты. Получилось, что водителей лишили части гарантированного дохода, поэтому мероприятия стали весьма болезненными. Пришлось провести среди персонала серьезную разъяснительную работу.

Качество работы оставшихся водителей и их ответственность существенно повысились. Диспетчеры отслеживают все остановки, глушение и запуск двигателя, открытие и закрытие дверей и кузова. Вся деятельность водителя стала прозрачной. Например, если он, подъехав к почтовому ящику, не открывал дверей и не заглушал двигателя, то возникает вопрос: а была ли произведена выемка почты из ящика?

Контроль в реальном времени важен, особенно на первом этапе — водители это чувствуют. Например, наблюдаются якобы случайные срабатывания «тревожных кнопок» — водители проверяют, действительно ли за ними следят.

Среди прочих эффектов следует отметить оптимизацию схемы движения транспорта. За счет сокращения пробега автомобилей удалось организовать три новых маршрута, а 93 маршрута было пересмотрено. При этом качество обмена между отделениями удалось приблизить к максимальному.

Даже с учетом введения новых маршрутов удалось сэкономить 364 тыс. км пробега и 64 тыс. литров топлива. Это далеко не предел, так как часть времени система находилась в тестовой эксплуатации, а ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на декабрь текущего года.

В дальнейшем планируется повысить характеристики созданной системы и искать новые варианты ее использования. В частности, рассматривается вопрос о расширении функционала — введении диспетчерской системы видеоконтроля.

Сергей Гаранин, начальник автокомбината УФПС Москвы
«Самое главное, что удалось переломить психологию водителей, привыкших считать, что имеют право использовать машину в личных целях», Сергей Геранин, начальник автокомбината УФПС Москвы

От диспетчерских центров — к ситуационным

«Самое сложное в реализуемом проекте — его масштаб: участвуют все филиалы предприятия, расположенные во всех регионах страны, одновременно оснащается более 10 тыс. транспортных средств. Недооценка этого фактора является самым большим риском для руководителя», — отмечает Ляпин.

Одним из способов, позволившим преодолеть риск «утонуть» в масштабе, стала унификация процессов внедрения по однотипным стадиям и операциям. В результате удалось наладить надежный контроль организационной стороны внедрения.

На проект было отведено два года, и в целом в этот срок удается уложиться. Сейчас работы находятся в завершающей стадии: остается один квартал до ввода системы в промышленную эксплуатацию. Можно констатировать, что уже оснащены навигационным оборудованием запланированные к оснащению автомобили и почтовые вагоны. Диспетчерские места во всех филиалах развернуты уже достаточно давно, и не менее полугода во всех филиалах проводится тестовая, а затем опытная эксплуатация системы. Персонал уже достаточно длительное время имел возможность пройти стажировку и приобрести необходимые навыки работы с системой.

Вовлеченность в проект конечных потребителей при внедрении инновационных решений особенно важна. Для решения этой организационной задачи в 2011 году была создана группа координации и решения внедренческих вопросов. Следующим этапом работы должно стать создание в филиалах ситуационных центров.

«Сейчас в рамках всей страны существует направленность на создание эшелонированной системы таких центров. Мы следим за тенденциями в области создания ситуационных центров», — сообщает Ляпин. Это центры федеральных органов власти, ведомственные центры, центры крупнейших монополий и отраслеобразующих предприятий.

Хотя цели создания ситуационных центров каждого уровня разные, наблюдается тенденция к созданию распределенной сети центров и уже возникают предпосылки к их взаимодействию.

«С учетом данной тенденции мы видим глобальную цель — создание ситуационного центра «Почты России»», — говорит Ляпин. К масштабным целям, как известно, двигаются постепенно — концепция создания ситуационных центров находится в стадии разработки.

Первым шагом будет укрупнение и преобразование диспетчерских в ключевых филиалах в мини-ситуационные центры. Это позволит перераспределить функции, возлагаемые на ряд смежных подразделений, создать условия для круглосуточной работы. Дооснащение техническими средствами визуализации автоматизирует и упростит решение кризисных задач.

Персональная телеметрия

«Мы уделяем большое внимание проекту ГЛОНАСС, отслеживаем его реализацию, регулярно проводим совещания. За последние полгода достигнуты значительные результаты: в Москве основные проблемы решены, столичный филиал уже не требует плотной опеки», — говорит Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора «Почты России». По планам, до конца года решение должно быть внедрено во всех филиалах.

«Важно было получить полный контроль над транспортными средствами», — продолжает Кирюшин. Сейчас ситуация с транспортным обеспечением гораздо более упорядоченна, автопарк используется эффективно. Это способствует ускорению доставки отправлений и повышению качества услуг в целом.

Реализация проекта является самостоятельной задачей, дающей существенный эффект в области управления транспортом, в том числе прямую экономию средств. Тем не менее интеграция системы мониторинга с другими приложениями позволит многократно повысить ее эффективность. Именно поэтому решение интеграционных проблем стало далеко не последним вопросом в списке задач проекта.

«Мы изучили опыт создания аналогичных систем другими предприятиями транспортного комплекса. Не могу сказать, что перед нами распахивали двери, — все-таки эксплуатация подобных систем связана с вопросами безопасности», — отмечает Ляпин. Кроме того, предприятие имело продолжительный опыт эксплуатации собственного пилотного фрагмента и прибегло к помощи подрядчика.

В результате были определены основные направления интеграции.

Во-первых, это интеграция с учетными системами. Сейчас выбирается конкретная технология, на базе которой эти работы будут проведены. Вторым важным направлением является интеграция, причем достаточно глубокая, с экспертно-логистической системой, модернизируемой в настоящее время. В итоге предприятие рассчитывает получить инструмент не только контроля и анализа состояния транспортного комплекса, но и с помощью расширения функционала перейти к решению прогнозных и оптимизационных задач. Третьим направлением станет повышение безопасности почтовых перевозок. Оно тоже достигается за счет интеграции с другими (специальными) системами.

Активно обсуждаются и возможности функционального развития системы мониторинга. Например, ее можно использовать для передачи информации о контейнерах, которые загружаются и выгружаются в транспортные средства. Это радикальным образом повысит возможности регистрации и производственного контроля прохождения почты.

Разумеется, обсуждался и вопрос выдачи телеметрического оборудования почтальонам. Во многом это предопределяет безопасность сотрудников, занимающихся доставкой денег.

«В целом это целесообразно, однако итогового решения пока нет. Мы прекрасно понимаем, что потребуются огромные инвестиции, поскольку число почтальонов в разы превышает количество транспортных средств», — признает Кирюшин. Кроме того, возможно, целесообразнее будет выдать сотрудникам более интеллектуальные устройства (например, с фискальным регистратором), что позволит продавать услуги и принимать платежи. Сейчас эти вопросы прорабатываются. Ведь потребуется другая инфраструктура и иные варианты автоматизации фронт-офисных решений. На рассмотрении Россвязи находится конкурс на создание фронт-офисной системы для всех почтовых отделений. Когда этот вопрос решится, можно будет запланировать ее использование и для мобильных устройств. На сегодняшний день конкретные планы по выдаче персональных устройств почтальонам отсутствуют.

«У нас есть большое количество задач в области информатизации — от чисто инфраструктурных проблем, таких как слабая оснащенность удаленных регионов каналами связи, до создания современных средств поддержки бизнес-процессов», — отмечает Кирюшин. По всем направлениям существует прозрачная программа действий.

При этом приоритетной сферой была и будет автоматизация базовых процессов: производства и логистики, а также фронт-офиса — поддержки операций 42 тыс. почтовых отделений. К прочим задачам можно отнести финансы, управление персоналом и документооборот.

Александр Ляпин, руководитель проекта
«Самое сложное в реализуемом проекте — его масштаб: участвуют все филиалы предприятия, расположенные во всех регионах страны, одновременно оснащается более 10 тыс. транспортных средств», Александр Ляпин, руководитель проекта «Внедрение инновационных решений на основе технологий ГЛОНАСС»

Пути развития

В советское время почта была незаменимым средством связи — не существовало ни мобильной телефонии, ни электронных средств общения. В последнее время ей приходится выдерживать жесткую конкуренцию с альтернативными средствами коммуникации.

По мнению Кирюшина, почтовые услуги будут и дальше испытывать прессинг. Однако важно отметить, что имеется тенденция роста потоков писем в сегментах B2B и B2C. Поэтому, как ни странно это выглядит на первый взгляд, общее количество письменной корреспонденции не снижается, иногда даже отмечается небольшой рост. При этом количество отправляемых посылок неуклонно растет. Более того, международный обмен посылками растет кратно, что объясняется интеграцией России в мировую экономику.

«Разумеется, мы думаем и о внедрении новых продуктов и услуг, которые могли бы быть дополнительными каналами и источниками доходов, в том числе и о юридически значимом электронном документообороте», — говорит Кирюшин.

Сейчас на рассмотрении Правительства РФ находится стратегия предприятия. Если она будет одобрена и получит необходимые деньги из бюджета, не только расширится спектр услуг, но и улучшится их качество.

Конечно, «Почта России» стремится к тому, чтобы сократить сроки доставки корреспонденции, но пока в нашей стране существуют объективные проблемы (например, расстояния, неразвитость железнодорожной и авиационной инфраструктуры), не позволяющие достичь показателей развитых стран.

Ведется работа по улучшению показателей, но препятствует ряд системных вопросов, в том числе требующих действий со стороны государства.

«Почта — это федеральное государственное унитарное предприятие, работающее на территории России, поэтому мы сталкиваемся со всеми проблемами и процессами, происходящими в нашем обществе, — резюмирует Кирюшин. — Мы стремимся улучшать свою работу, и реализованный проект по мониторингу транспорта стал одним из шагов в этом направлении».