Российские компании и организации, следуя в русле глобальных тенденций, осваивают методы и средства краудсорсинга — привлекают энтузиастов к решению различных проблем. Речь идет прежде всего о площадках портального типа, на которых организуется поиск новых идей и обсуждение актуальных вопросов. Недавно Сбербанк подвел промежуточные итоги краудсорсинговых проектов, реализованных на площадке «Сбербанк-Краудсорсинг» (sberbank21.ru), ее запуск состоялся в конце августа. В ходе одного из таких проектов удалось сформулировать 652 причины возникновения очередей в отделениях банка. Другой проект позволил собрать 380 предложений по внесению изменений в текст корпоративного социального отчета.

«Сбербанк демонстрирует интересный феномен, сочетающий возможности технологий и социализации. Считаю, что это проактивная практика, — комментирует Сергей Меднов, член правления, руководитель блока ИТ «Альфа-Банка». — У нашего банка тоже есть краудсорсинговые площадки, например idea.alfabank.ru, где наши клиенты и сотрудники высказывают различные идеи относительно новых продуктов, улучшения наших услуг и пр.». По его словам, подобный опыт имеется у Barclays и других банков.

Меднов уверен, что краудсорсинг способен помочь решить практически любые вопросы: «Чем больше людей участвует в обсуждении, тем больше будет высказано интересных идей, в том числе неожиданных, интересных, перспективных. Но вот вопрос: как выбрать среди них по-настоящему ценные, способные дать полезные результаты? Методика отбора таких идей как раз и составляет ноу-хау краудсорсинговых проектов».

Сергей Потапов, директор по информационным технологиям ГК «Независимость», одного из ведущих автодилеров России, тоже верит, что краудсорсинг может быть полезен: «Здесь работает принцип «одна голова хорошо, а две лучше». Это чем-то похоже на брейнсторминг, когда многие высказываются и среди десятков мнений находится хотя бы одно, которое оказывается новым и полезным. Причем чем больше масштаб задач и их важность, тем быстрее будут окупаться инвестиции, помогающие их решить. Хорошо организованный краудсорcинг — это высокоэффективное занятие, окупающее инвестиции, которые необходимы для создания ИТ-инструмента его поддержки».

По мнению Потапова, успех подобных обсуждений сильно зависит от организации краудсорсинга, прежде всего от его модерирования. Те, кто управляют дискуссиями, должны четко видеть поставленную цель и в соответствии с ней оценивать все поступающие предложения. «Краудсорсинг уместнее применять при решении сложных и социально значимых задач, — считает Потапов. — Сложных — потому что для решения простых задач достаточно одной головы, а социально значимых — потому что в краудсорсинге участвуют ради интереса. Задача должна увлечь участников. Пример очередей показателен: все мы время от времени стоим в очередях, недовольны этим и хотели бы от них избавиться».

Борис Славин, член правления Союза ИТ-директоров России (СоДИТ), высказывается о краудсорсинге со сдержанным оптимизмом: «Эта технология не увеличивает совокупного знания (для этого необходима технология ноосорсинга), но позволяет увеличить информацию пропорционально числу участников, а значит,такую технологию целесообразно использовать там, где необходим разносторонний взгляд на проблему, — например, для выбора наиболее востребованных услуг, если речь идет о банке, или рейтингования (а не поиска) инноваций. Краудсорсинг для бизнеса — это элемент управления взаимоотношениями с клиентами. Соответственно, обоснование инвестиций должно быть таким же, как и при внедрении CRM-систем. Не стоит преувеличивать другие возможности краудсорсинга в бизнесе».

Идея краудсорсинговых проектов в CRM лежит на поверхности. Несколько сложнее (в первую очередь в плане мотивации), но и эффективнее окажутся проекты с привлечением отраслевых экспертов. Также полезно собирать и анализировать идеи штатных сотрудников — они ясно видят ситуацию изнутри. Идей может появиться очень много, главное — выбрать лучшие и суметь их реализовать.