Около 70% компаний, опрошенных Ernst & Young, считают, что кризис в пищевой отрасли еще не завершился. В дополнение к засухе, пожарам и неурожаю 2010 год был отмечен и рядом других событий, повлиявших на пищевую отрасль. В их числе консолидация рынка, а также заметная законодательная активность. Неоднозначно воспринятый бизнес-сообществом закон о торговле, вступивший в силу в 2010 году, инициативы в области таможенного регулирования и некоторые другие изменения затрагивают как текущее состояние рынка, так и его будущее.

Закон о торговле вызвал много дискуссий. Он подвергался критике со стороны различных участников рынка. Ими были высказаны разные, порой диаметрально противоположные мнения. Как показали результаты исследования, реакция розничных сетей была негативной. Хотя производители и надеялись на улучшение условий работы с сетями, большинство из них признают, что отношения по сути не изменились.

Кризис заставил большую часть компаний пересмотреть стратегии развития и направить усилия на оптимизацию бизнес-процессов, чтобы повысить свою операционную эффективность. Эта задача остается актуальной до сих пор. Также в числе основных задач участники опроса выделили диверсификацию бизнеса и выход на новые рынки, что должно способствовать снижению зависимости от текущей ситуации.

В результате экономического кризиса изменились покупательские предпочтения, и это не могло не оказать влияния на деятельность предприятий пищевой промышленности. В некоторых сегментах покупатели стали оказывать предпочтение более экономичной продукции из-за снижения уровня реальных доходов. В то же время 43% респондентов указали, что потребители стали делать более осознанный выбор и приобретать более качественные и полезные для здоровья продукты. Такие изменения затронули производителей молочных, мясных, рыбных продуктов и кондитерских изделий.

Самым неблагоприятным фактором, повлиявшим на отрасль в 2010 году, оказался рост цен на сырье и материалы, что произошло в результате сильной засухи. Вторым по значимости негативным фактором стало существенное влияние торговых сетей. На российском рынке произошло несколько сделок по покупке крупными сетями более мелких конкурентов, что привело к еще большей консолидации отрасли и усилению давления сетей на производителей. Нехватка квалифицированного персонала является еще одним препятствием для развития бизнеса компаний.

Стратегические задачи

Компании пищевой промышленности единодушно называют повышение эффективности операционной деятельности приоритетной задачей на 2011 год. По мнению аналитиков, это указывает на то, что на рынке еще преобладают пессимистические настроения, вызванные кризисом.

78% респондентов считают, что проблему эффективности можно решить путем оптимизации текущих бизнес-процессов. Второй по значимости мерой повышения эффективности является снижение себестоимости производимой продукции. Актуальной становится и проблема оптимизации логистики вкупе с сокращением издержек на транспортировку продукции.

Кроме того, для многих компаний важной задачей является вывод на рынок новых продуктов, что должно привести к увеличению доли рынка за счет привлечения новых покупателей. В основном российские производители планируют наладить производство продукции в смежных сегментах. Например, производители алкогольных напитков рассматривают возможность в перспективе выйти на рынок безалкогольной продукции, производители мороженого планируют наладить выпуск замороженных полуфабрикатов, а некоторые производители молочных продуктов стремятся попасть в сегмент соков и напитков. Следующими по значимости задачами являются расширение географии продаж и оптимизация ассортимента выпускаемой продукции путем разработки новых вкусов и упаковки.

В целом компании оптимистично настроены относительно перспектив развития основных сегментов пищевой промышленности, а некоторые даже ожидают двухзначных темпов роста на фоне восстановления потребительского спроса. В связи с этим многие из них собираются вкладывать средства в расширение производства, чтобы иметь возможность своевременно удовлетворить спрос потребителей и укрепить свое положение на рынке.

Позитивный настрой подкреплен и тем, что участники рынка ожидают положительных результатов от вступления России в ВТО. Более 70% респондентов отметили ряд положительных для отрасли изменений, которые должны последовать за этим событием. В их числе снижение таможенных пошлин, повышение прозрачности таможенного регулирования и администрирования.