Лидеры года

Вручены награды седьмой ежегодной национальной премии «IT-Лидер». На церемонии награждения были объявлены лауреаты в двадцати основных номинациях – организации и ИТ-директора, оказавшие непосредственное влияние на распространение новейших ИТ в России по результатам 2008 года. Лауреатами премии стали государственные организации и компании основных отраслей российской экономики: Российская государственная библиотека, Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, Главный вычислительный центр Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная аэронавигационная служба, Сбербанк России, «ТрансКредитБанк», «Русфинанс Банк», страховая группа СОГАЗ, «Металлоинвест», Уральская горно-металлургическая компания, «Лукойл», «Атомэнергопром», «Мечел», Научно-производственная корпорация «Иркут», «Фольксваген Груп Рус», МТС, «Газпром-Медиа Холдинг», Транспортная группа FESCO, METRO AG, «САБМиллер Рус». Кроме того, специальные призы получили Системный оператор Единой энергетической системы, «Роснанотехнологии», Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Центр международной торговли, «БТА Банк» и Школа IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ.

РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИТ-рынок жив

Мониторинг состояния российского ИТ-рынка в первом квартале 2009 года, проведенный аналитическим центром REAL-IT, зафиксировал падение рыночных показателей по всем рыночным секторам, кроме сектора предоставления услуг. Общий объем рынка упал на 18% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Полученные результаты аналитики метафорично описали фразой «пациент скорее жив» с оговоркой, что ему требуется интенсивное лечение. Скорее всего, таким образом оправдывается факт, что почти все сегменты рынка чувствуют себя значительно лучше, чем предсказывали в REAL-IT в конце прошлого года. Как и во всем мире, наиболее сильно от кризиса пострадал сектор компьютерного оборудования. Его объем по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизился на 37%. Остальные секторы пострадали существенно слабее. Сектор сетевого оборудования снизился по объему лишь на 6%, а программного обеспечения – на 3%. Сектор ИТ-услуг, несмотря на кризис, продолжил свой рост: его объем в первом квартале увеличился на 13% (хотя прогнозировалось падение на 9%). Среди всех видов оказываемых услуг продолжила увеличиваться доля услуг по системной интеграции. Продолжилось и сокращение внутренних затрат ИТ-подразделений в компаниях, являющихся потребителями ИТ, - оно составило 30%. Доля госсектора в отраслевой структуре ИТ-рынка снизилась до 21% с рекордных 34% в четвертом квартале 2008 года. Число публично объявленных контрактов на российском ИТ-рынке в феврале-марте снизилось вдвое по отношению к прошлому году. Прогнозируется, что с временным лагом примерно в полгода это скажется на реальных продажах. Таким образом, есть основания предполагать, что сокращение объемов российского ИТ-рынка продолжится.

Стабильное хранение

Объем российского рынка систем хранения в 2008 году превысил 458 млн. долл., что выше показателей 2007 года на 2,3%. Как и в большинстве сегментов российского рынка ИТ, на протяжении первых двух кварталов 2008 года поставки систем хранения уверенно росли. Однако кризисные явления в экономике привели к заметному спаду и в четвертом квартале продажи сократились на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. По данным IDC, на долю внешних систем хранения приходится почти 65% объема рынка. Более того, этот сегмент продолжает увеличиваться: объем поставок оборудования этого класса вырос на 4,5%. В технологических сегментах впечатляющий рост – более 710% продемонстрировали продукты с поддержкой протокола iSCSI, что отражает общемировую тенденцию. В прошлом году на отечественном рынке объем продаж таких систем хранения достиг 10,8 млн. долл. В пятерку крупнейших поставщиков входят HP, EMC, IBM, HDS и Sun, причем HP и EMC контролируют более 58% рынка. Наиболее заметно выросли продажи IBM, а крупнейший спад отмечен на продукцию Sun. Как констатируют аналитики, реакция потребителей систем хранения на кризис оказалась не столь драматичной, как в серверном сегменте. Это связывается с тем, что большая часть проектов по внедрению инфраструктуры хранения данных планировалась и финансировалась заблаговременно.

Рост за счет госсектора

14% ИТ-компаний не исключают вероятности объединения в ближайшей перспективе с другими участниками рынка. Причины этого в замедлении темпов роста и поиске руководством поставщиков ИТ-продуктов и услуг путей выхода из кризиса. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2008 году показатель прироста выручки компаний сократился вдвое – объем реализации в 2008 году вырос лишь на 19%. Это самый низкий показатель за всю историю рейтингов «Российские информационные и коммуникационные технологии», публикуемых агентством. При этом совокупная выручка участников рейтинга впервые преодолела планку в 400 млрд. рублей. По мнению аналитиков, если аналогичного показателя удастся достичь в нынешнем году, это будет серьезным успехом: в условиях кризиса мало кто может защитить себя от резкого падения спроса. В группу риска входят производители оборудования, чья выручка снизилась на 20% уже в 2008 году. Большинство компаний отмечают падение спроса на ИТ-консалтинг и готовое ПО. Главным источником роста выручки ИТ-компаний в 2008 году стали масштабные проекты, в первую очередь для госструктур и финансового сектора. Уже летом 2008 года отказываться от инвестиций в технологии начали металлургические предприятия, строительные и инвестиционные компании, а вслед за ними – добывающие, машиностроительные и энергетические предприятия.

SaaS развивается неравномерно

Мировой рынок SaaS в 2009 году вырастет на 22% и составит 9,6 млрд. долл. По прогнозам Gartner, в дальнейшем он еще более ускорит рост и к 2013 году достигнет 16 млрд. долл. Стоит отметить, что использование решений SaaS растет неравномерно. Самый большой рост отмечается в рамках горизонтальных структур, виртуальных рабочих групп и проектов Web 2.0. Офисные приложения являются той областью, где SaaS распространяется быстрее всего: в рамках офисных приложений объем SaaS-сегмента в 2009 году увеличится в четыре раза (до 512 млн. долл). При этом самым крупным рынком для SaaS остается область поддержки коммуникаций и совместной работы, где объем сделок в 2009 году достигнет 2,5 млрд. долл. Однако постепенно его догоняет сегмент CRM-систем. В сегментах ERP и логистических решений (SCM) рост также отмечен, но незначительный.

Обязательная безопасность

Объем российского рынка программных систем обеспечения информационной безопасности в 2008 году достиг 211 млн. долл. Таким образом, по данным IDC, он увеличился почти в полтора раза. Около 60% российского рынка программных систем обеспечения безопасности контролировали пять компаний: «Лаборатория Касперского», ESET, Check Point, Symantec и Microsoft. Хотя из-за кризиса темпы роста сегмента ПО, направленного на безопасность, снизились почти на 30%, они все же существенно выше роста рынка программных решений в целом. Особенно динамично росло потребление ПО в сегменте малого бизнеса. Помимо традиционных средств безопасности, таких как антивирусы, сетевые экраны, защита от спама, компании активно внедряли решения для управления средствами ИТ-безопасности, а также доступом и идентификацией пользователей. Кроме того, в ближайшее время особую роль будет играть соответствие регулятивным требованиям – к началу 2010 года компании обязаны привести корпоративную информацию в соответствие с положениями федерального закона о персональных данных.

Пиратство снижается, потери растут

68% программного обеспечения, установленного на персональные компьютеры в России в 2008 году, было нелицензионным. По данным IDC, это на 5% ниже, чем в прошлом году. Однако финансовые потери производителей программного обеспечения в России от использования пиратской продукции выросли на 2% и составили 4,2 млрд. долл. Основными факторами, повлиявшими на снижение уровня пиратства, являются программы по легализации и образовательные инициативы, проводимые государством и правообладателями, а также активная позиция правоохранительных органов по защите объектов интеллектуальной собственности и пресечению нарушений авторского права. Очевидно, что в непростых экономических условиях большое значение для компаний приобретает минимизация рисков. Позитивное влияние на динамику уровня пиратства в России также оказали такие факторы, как новые модели дистрибуции программного обеспечения, включая предварительную установку ПО на компьютерах, и постепенное внедрение на предприятиях практики управления программными активами. По оценкам аналитиков, уровень компьютерного пиратства в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) составил 73%. Самый высокий уровень был зафиксирован в Китае, а самый низкий – в Бразилии. Стоит отметить, что общемировой уровень пиратства в 2008 году увеличился на 3% и составил 41%. Как считают эксперты, распространение Internet в развивающихся странах повлечет за собой дальнейшее увеличение использования нелицензионного ПО. Максимальный его рост будет наблюдаться среди индивидуальных пользователей и в сфере малого бизнеса.

УПРАВЛЕНИЕ

Что такое «плохо»?

В среднем срок работы ИТ-директора в западной компании составляет чуть более шести лет. Среди прочих руководителей это ничем не выделяющийся показатель. Четверть ИТ-директоров покидает компании не по собственной инициативе, а из-за недовольства топ-менеджмента результатами их деятельности. Увольнение с формулировкой «неудовлетворительные результаты работы» среди ИТ-руководителей происходит примерно так же часто, как и среди, например, финансовых директоров. Тем не менее гораздо чаще ИТ-директора уходят вполне добровольно. Причиной обычно являются более благоприятные карьерные перспективы, а также возможность реализовать личные амбиции. Разумеется, понятие «неудовлетворительные результаты работы» можно интерпретировать весьма широко, отмечают аналитики Catalyst Search Group. Например, новый генеральный директор может сказать «плохо» про то, что желал видеть от ИТ его предшественник. Кроме того, чем крупнее предприятие, тем более сложные задачи приходится решать и тем сильнее на деятельность ИТ-директора влияют политические проблемы.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Бесконтрольные «флешки»

Наиболее опасными каналами утечки информации с рабочих станций сотрудников в России считаются съемные носители (67%), за ними следует Internet (50%) и электронная почта (32%). Исследование проводилось порталом SecurityLab.ru путем анкетирования посетителей. Как выяснилось, лишь очень небольшому числу российских компаний удалось реализовать эффективные методы внутреннего контроля на всех каналах утечки информации: съемные носители, мобильные устройства, принтеры, электронная почта и Internet. При этом только четверть организаций обладает инструментальными средствами для расследования утечек по каждому из пяти основных каналов. Более того, 43% отечественных компаний не применяет технических средств для контроля наиболее опасного канала утечки – съемных носителей, а 36% используют для этого только штатные средства операционных систем. Всего 21% организаций использует специализированные решения, самым популярным из которых является система DeviceLock (ее внедрили 8% опрошенных). Исследование показало, что российский рынок систем защиты от утечек через съемные носители весьма далек от насыщения. Одной из основных причин этого являются опасения, что применение систем такого класса не позволит сотрудникам копировать информацию на съемные носители в рамках штатных производственных процессов и процедур и тем самым существенно затруднит работу.

Не технологии, но люди

Во многих компаниях возникают проблемы с внедрением эффективных политик безопасности. Почти половина ИТ-специалистов, опрошенных компанией (ISC)2, отмечает, что главной проблемой при этом остаются недостаточное обучение персонала и низкая корпоративная культура в целом. 46% респондентов говорят о непонимании разработанных политик сотрудниками, а 42% – об отсутствии четко определенной ответственности. Становится ясно, что при проведении мероприятий, направленных на совершенствование корпоративной системы безопасности, фокус должен быть смещен с технологий на людей. Из компаний, обеспечивающих своим сотрудникам тренинги, более половины проводят их удаленно, а 35% ограничивается рассылкой писем с инструкциями. Лишь в каждой четвертой компании обучение проводится очно. Несмотря на уже названные проблемы с пониманием и исполнением политик, 80% опрошенных оценивают состояние дел в области безопасности как минимум словом «удовлетворительно».

ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕС

ИТ-вендоры не понимают клиентов

Сотрудники отделов маркетинга компаний-поставщиков программных продуктов слабо представляют мотивацию клиентов. Как показало исследование значимости факторов, влияющих на выбор офисного ПО корпоративными клиентами, проведенное агентством «Маркет», постоянное общение с клиентами не является гарантией знания их ценностей и потребностей. Оценки различных факторов «продавцами» и «клиентами» слабо связаны друг с другом. Можно выделить ряд характерных заблуждений. Во-первых, продавцы переоценили значение для клиента положительного опыта работы с программным продуктом, поставив его на первое по значимости место среди остальных факторов. В рейтинге оценок самих покупателей положительный опыт использования продукта занимает лишь шестое место. Покупатели наиболее значимым фактором считают надежность программного продукта. Во-вторых, продавцы слишком большой вес придают значимости бренда при выборе программного обеспечения. Выяснилось, что на самом деле ему отведена достаточно скромная роль: для тех, кто принимает решение о покупке, гораздо важнее рациональные и прагматичные мотивы. В-третьих, вопреки ожиданиям продавцов, клиенты больше ценят наличие гарантийного обслуживания и технической поддержки, нежели грамотную работу отдела продаж.

На возврат не рассчитывают

Для любой небольшой компании внедрение ERP – это серьезное испытание на прочность. Такие проекты требуют как внушительных инвестиций и затрат времени, так и значительных культурных изменений. Эти факторы особенно важны для мелких, но активно развивающихся компаний, пытающихся уйти от использования офисных приложений в бизнес-процессах. По данным Aberdeen Group, ERP-проекты в некрупных компаниях в среднем длятся около десяти месяцев. В зависимости от их размера необходимых инвестиции требуется от 300 тыс. долл. до 1,5 млн. долл. Можно предположить, что, с учетом таких значимых для небольшой компании затрат, возврат инвестиций должен беспокоить ее руководство больше всего. Однако это не так. 52% даже не пытаются оценивать возврат инвестиций при планировании проекта, а 75% не делают этого и по завершении проекта. По-видимому, затраты на ERP оцениваются многими руководителями как «неизбежное зло» - необходимые для поддержки роста бизнеса инвестиции.

Мобильные решения сохраняют позиции

Несмотря на то, что компании вынуждены сокращать ИТ-бюджеты, спрос на мобильные решения остается стабильным. Как минимум, уровень инвестиций в мобильность сотрудников сохраняется, а наиболее продвинутые компании, по данным Aberdeen Group, в 2009 году увеличили их в среднем на 27%. Это показывает, насколько важную роль мобильность играет в обеспечении высокой производительности и эффективности сотрудников. По сути, в нынешней ситуации она является одним из конкурентных преимуществ компаний и ее влияние будет только усиливаться. Признают это и поставщики ИТ-решений, которые разрабатывают для многих приложений специальные версии, ориентированные на мобильные платформы. Иногда это приводит к появлению новых классов решений, таких как мобильный SaaS и мобильные унифицированные коммуникации. Действительно, сейчас трудно найти компанию, абсолютно не использующую мобильные решения. Именно эти решения во многом определяют благополучие компании в условиях кризиса. Как отмечают аналитики, наступи кризис на полтора-два года раньше, ситуация могла быть принципиально иной.

Внедрение на две трети

В большинстве компаний ERP-системы используются далеко не полностью. По данным Accenture, в среднем речь может идти об активном использовании 64% внедренной функциональности решений. Говоря о причинах такого игнорирования, более половины компаний заявили, что неиспользуемые модули и функции им просто не нужны. Еще 20% ИТ-руководителей были более объективны и признались, что им не хватает времени и сил для изучения «лишней» функциональности с целью найти ей эффективное применение. Несмотря на явно неэффективное использование корпоративных систем, большинство ИТ-директоров отмечают их важную роль в бизнесе организаций. Что интересно, при этом речь идет не только о поддержке и управлении ключевыми процессами, но и о дистанцировании от конкурентов, иными словами – о создании конкурентных преимуществ. В ближайший год в 87% опрошенных компаний планируют увеличить или оставить на прежнем уровне инвестиции в корпоративные системы. При этом наибольший интерес вызывают гибкие решения, предлагаемые по модели SaaS.

Тактическая интеграция

Организации, использующие крупные интеграционные решения, с помощью их рационализации ежегодно могут экономить до полумиллиона долларов. Те же компании, которые используют многочисленные средства интеграции с пересекающейся функциональностью, создают себе дополнительные издержки, и они могут составлять до 250 тыс. долл. за каждый используемый инструмент. Эти дополнительные затраты обусловлены стоимостью лицензий, необходимостью поддержки и содержания сотрудников со специфическими навыками. Как констатируют в Gartner, зачастую компании приобретают и внедряют новые интеграционные решения без учета уже совершенных инвестиций в другие продукты. Исторически сложившийся фрагментированный и тактический подход к интеграции данных на сегодняшний день является практически общепринятым. Необходимость оптимизации издержек – это хорошая возможность уйти от него.

Менять или не менять?

Компании, откладывающие приобретение новых ноутбуков из-за тяжелой экономической обстановки, могут совершить серьезную ошибку. Как подсчитали эксперты консалтинговой компании J. Gold Associates, стоимость эксплуатации ноутбука в течение двух лет после завершения его жизненного цикла (он обычно составляет три года) превышает 1 тыс. долл., что дороже покупки нового устройства. Повышенные издержки связаны с увеличением стоимости ремонтов из-за окончания гарантийного срока. Помимо этого, аналитики говорят о скрытых потерях. Например, потерю эффективности сотрудника, связанную с работой на устаревшем ноутбуке, они оценивают почти в 10 тыс. долл. за тот же двухлетний период. Как утверждается, правильнее всего поступают те руководители, которые заменяют часть отслуживших свое ноутбуков на менее дешевые мобильные устройства. Такое решение особенно эффективно, когда ноутбук используется, главным образом, для доступа к электронной почте.