Право

врезка 0,5 полосы

Подпишите вот здесь…

Сергей Середа


Весьма часто при приобретении ИТ-услуг используются так называемые стандартные договоры. Как правило, такой договор является обобщением накопленного поставщиком опыта и закономерным результатом работы договорной службы. В этом смысле типовой договор полезен, так как реализует лучшие практики и учитывает все те «грабли», на которые уже успели наступить поставщик и его предыдущие заказчики. С другой стороны, он, разумеется, в большей мере учитывает интересы той стороны, которая его составляла. Хотя едва ли договоры, предлагаемые отечественными поставщиками, настолько изощренно составлены, как договоры их зарубежных коллег. Тем не менее любой договор заслуживает подробного изучения.


В первую очередь при работе с договором на оказание ИТ-услуг необходимо понимать, что многое зависит от «весовых категорий» поставщика и заказчика. Нередко крупные заказчики предъявляют поставщику стандартный бланк договора. Однако никогда не стоит подписывать стандартный договор не глядя. Каким бы крупным ни был поставщик или заказчик. Правда, бывает, что просто некуда деваться. Если поставщик или заказчик находится в положении монополиста, то он просто может занять позицию «не нравится - не ешь» и отказаться изменять договор, а судиться с ним из-за этого будет долго и невыгодно. Однако можно все же попробовать оформить протокол разногласий к стандартному договору...


Второе. Практика показывает, что присутствие юриста необходимо всегда - это намного дешевле, чем потом разбираться с контрагентом в суде. В идеале каждый договор должен составляться сторонами всякий раз заново (пускай и из стандартизированных пунктов). Оптимальным вариантом будет установление порога (по стоимости договора, важности его предмета или стоимости последствий его неисполнения), при переходе которого договор должен составляться с чистого листа. Договоры, не переходящие порога, должны просто анализироваться юристом и, по необходимости, корректироваться.


Если в договоре имеются технически сложные моменты, необходимо привлекать к рассмотрению текста ИТ-специалиста, а сам текст приводить в вид, понятный неспециалисту, поскольку договор должен будет согласовывать финансовый директор и подписывать генеральный директор, а они могут и не обладать специальными знаниями. И уж тем более не обладает специальными знаниями судья, который в случае спора будет решать, кто прав, а кто виноват.


Если вам поручили подготовить договор, обязательно привлеките в помощники юриста и ИТ-специалиста (если вы сами им не являетесь) и постарайтесь написать собственный вариант договора. В любом случае его можно будет использовать при обсуждении правок в стандартном договоре.


Сергей Середа - руководитель направления сертификации и лицензирования ПО в ООО «ЭнергоДата»; serge_sereda@hotmail.com